РУС ENG 

Проблемы реализации инфраструктурного проекта по приобретению тягового подвижного состава за счет средств ФНБ

10 Августа 2015 г.

Валерий Матыцин/ТАСС

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты проверки использования средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), направленных на финансирование инфраструктурного проекта «Приобретение тягового подвижного состава». С докладом выступил аудитор Валерий Богомолов.

Использование средств ФНБ для приобретения тягового подвижного состава было утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. № 2744-р. По словам аудитора, из-за ограниченных сроков указанное решение было принято без получения необходимого в таких случаях заключения Минэкономразвития России и Минфина России о целесообразности финансирования инвестиционного проекта. Соответствующее заключение было получено со значительным опозданием только 30 марта 2015 года.

Кроме того, ОАО «РЖД» не отправляло в Минтранс России стратегическое обоснование инвестиционного проекта, поскольку оно не было включено в перечень необходимых дополнительных документов распоряжением от 27 декабря 2014 г. № 2744-р. Как следствие - также отсутствуют заключение Минтранса России о стратегической значимости проекта и заключение Минэкономразвития России о результатах оценки стратегического обоснования инвестиционного проекта.

Из-за ограниченного срока подготовки проекта его паспорт* не содержит детального плана мероприятий реализации проекта. Также он не соответствует впоследствии утвержденному протоколом заседания Правительственной комиссии по транспорту в мае 2015 года детальному плану мероприятий и целевым показателям реализации инвестиционного проекта на 2015 г. «По паспорту количество закупаемых в 2015 г. локомотивов равняется 467 единицам, согласно детальному плану этот показатель составляет 497 единиц. Необходимо внесение соответствующих изменений в паспорт проекта», - отметил Валерий Богомолов.

В свою очередь Минтрансом России и Минфином России не выполнены поручения Президента и первого заместителя Председателя Правительства Игоря Шувалова, в соответствии с которыми софинансирование инфраструктурного проекта за счет средств ФНБ должно было быть проведено до 1 марта 2015 года. «Средства в размере 30 млрд. рублей были переведены РЖД только 6 апреля 2015 года», - уточнил Валерий Богомолов.

Аудитор остановился на реализации инфраструктурного проекта во взаимосвязи с Программой импортозамещения закупаемой ОАО «РЖД» продукции на 2015-2020 годы, утвержденной Обществом 30 марта 2015 года. На 2015 год в части номенклатуры продукции группы транспортного машиностроения предусмотрено приобретение импортозависимой продукции (по комплектующим) в инвестиционной программе ОАО «РЖД» по различным сериям тепловозов - от 60% до 80%, электровозов – от 65% до 80%. Программой импортозамещения предусмотрено постепенное снижение доли импортозависимой продукции (по комплектующим) по различным сериям локомотивов с перспективой доведения в 2020 году: по тепловозам до 15-30%, по электровозам до 25-30%.

Указанные темпы снижения объемов приобретения импортозависимой продукции не позволят обеспечить полную независимость ОАО «РЖД» от поставок импортных комплектующих в трехлетнем периоде реализации проекта «Приобретение тягового подвижного состава», а реализация инфраструктурного проекта за счет средств ФНБ фактически не является поддержкой отечественного производителя.

В значительной мере такое положение дел обусловлено текущим состоянием производства локомотивов в России.

При выполнении детального плана мероприятий реализации инвестиционного проекта за 6 месяцев 2015 года не были достигнуты отдельные его показатели: поставщикам было переведено 20,0 млрд. рублей вместо 23,4 млрд. рублей (или 85,5% от плана). При плане поставки локомотивов в количестве 243 единиц фактически поставлено 212 единиц (или 87,2%).

В договорах на поставку локомотивов обоснования цены единицы электровоза (тепловоза) отсутствуют. Применяемая Обществом практика установления цен на локомотивы непрозрачна и основывается на ежегодной индексации ранее установленных цен. При этом расчетных материалов заводов-изготовителей, послуживших основанием для первоначального установления цен на локомотивы по договорам 2010-2014 гг., в ОАО «РЖД» нет.

Условиями договоров также предусмотрена возможность ежегодной индексации цен, что не соответствует заключению о целесообразности финансирования проекта за счет средств ФНБ, утвержденному Минэкономразвития России и Минфином России. Согласно этому документу цены приобретаемых в 2015 году локомотивов зафиксированы.

Коллегия приняла решение направить информационные письма ОАО «РЖД», Министерству транспорта, Министерству экономического развития и Министерству финансов Российской Федерации.

Справочная информация:

*Паспортом проекта предусмотрен объем капитальных вложений по проекту всего на 2015-2017 годы - 203,6 млрд. рублей, в том числе за счет следующих источников:

в 2015 году путем привлечения средств ФНБ за счет выпуска облигаций ОАО «РЖД» со сроком обращения 25 лет и с минимальной доходностью на уровне «инфляция+1 %» - 60,2 млрд. рублей (29,6 % стоимости проекта);

в 2016-2017 годах – собственный капитал ОАО «РЖД» - 143,4 млрд. рублей (70,4 % стоимости проекта).

По паспорту проекта планируется приобретение в 2015 году - 467 локомотивов, всего в 2015-2017 годах – 1 508 локомотивов.


Материалы по теме

Наверх