РУС ENG 

Система федеральных субсидий регионам России должна быть пересмотрена - Татьяна Голикова

27 Октября 2015 г.

Председатель Счетной палаты Российской Федерации Татьяна Голикова выступила в Совете Федерации Российской Федерации на Парламентских слушаниях по теме «О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации до 2018 года и параметрах проекта федерального бюджета на 2016 год».

Татьяна Голикова, оценивая базовый вариант прогноза социально-экономического развития России до 2018 г., принятый Правительством России в качестве основного при разработке проекта федерального бюджета на 2016 г., обратила внимание на то, что заложенное в прогноз снижение реальных располагаемых доходов населения, реальной начисленной зарплаты оказывает негативное влияние на уровень потребительского спроса. По ее словам, в последние годы именно потребительский спрос являлся одним из основных факторов поддержания экономического роста. «В прогнозе сделано предположение, что мы перейдем от этого фактора к фактору инвестиционного спроса. Однако явных каких-то мер, которые на это были бы настроены, мы в прогнозе не увидели. При этом нам бы конечно хотелось бы увидеть в прогнозе меры, которые были бы нацелены на адресную поддержку населения, которая бы существенно изменила бы ситуацию с количеством граждан, которые находятся за чертой бедности. Но, к сожалению, по прогнозу, который нам предложен, к 2018 г. численность граждан, находящихся за чертой бедности будет составлять 18,4 млн. человек, или на 2,3 млн. человек больше, чем в 2014 г.», - сказала Татьяна Голикова.

Председатель Счетной палаты сказала, что базовый прогноз социально-экономического развития предполагает снижение доли продовольственных товаров и сельхозсырья в общем объеме импорта с 15,2% в 2016 г. до 14,8% в 2018 г. Однако, по мнению Татьяны Голиковой, потенциал импортозамещения в секторе продовольственных товаров в настоящее время лимитируется ограниченными возможностями имеющихся производственных мощностей в пищевой промышленности. «По предварительной информации Росстата, в 2014 г. уровень недозагруженных среднегодовых производственных мощностей организаций по выпуску отдельных видов пищевых продуктов составлял в процентах: от 26,1 по мясу и субпродуктам домашней птицы до 64,7-66,3 по сливочному маслу и крупам. Таким образом, по некоторым видам продовольственных товаров существуют риски неполной компенсации выпадающих объемов импорта продовольственных товаров, запрещенных к ввозу из ряда стран, за счет имеющихся свободных производственных мощностей», - отметила Татьяна Голикова.

Татьяна Голикова отметила, что проектом федерального бюджета на 2016 г. предусматривается направить бюджетам регионов России межбюджетные трансферты из федерального бюджета на общую сумму 1,6 трлн. руб., что на 5,2%, больше показателя 2015 г. По ее словам, в общем объеме межбюджетных трансфертов на 2016 г. дотации составляют 41%, субсидии – 22,2%, субвенции – 20,3%, иные межбюджетные трансферты – 16,4%. «Но при этом я хочу обратить внимание, что в проекте бюджета на 2016 г. продолжается практика планирования достаточно большого количества субсидий: их 90 на сегодняшний момент. Это абсолютно неуправляемая ситуация и вся аналитика свидетельствует о том, что процедура предоставления субсидий настолько забюрокрачена, она настолько серьезно снижает оперативность принятия решений, что уже давным-давно настало время от такого большого количества субсидий отказаться», - сказала Председатель Счетной палаты.

Председатель Счетной палаты обратила внимание, что в объеме дотаций, заложенных в проекте федерального бюджета на 2016 г., не предусматривается компенсация выпадающих доходов регионов России в связи с функционированием КГН. «Антон Германович (Силуанов. – прим.) об этом сказал, что возможно в 2015 г. те средства, которые предусмотрены в бюджете, будут использованы эти цели, но я думаю, что 2015 г. этой проблемы не решит, поскольку мы имеем ухудшающуюся тенденцию», - сказала Татьяна Голикова. По словам Председателя Счетной палаты, в результате функционирования КГН в 2014 г. у 31 региона России наблюдались выпадающие доходы в общем объеме 65 млрд. руб., в I-ом полугодии 2015 г. – 47 регионов и 53 млрд. руб. «Мы говорили о том, что ресурсов не будет достаточно и предлагаем Министерству финансов все-таки задумать над методологией расчета налогового потенциала при определении размера дотации по налогу на прибыль, имея в виду, что при определении налогового потенциала должен быть взять период не 2,5 года – 2013, 2014 и I-ое полугодие 2015 г., а полтора года, поскольку основная проблема КГН, она, к сожалению, пришлась на 2014 и 2015 гг.» - сказала Татьяна Голикова.

Татьяна Голикова дала оценку решения Министерства финансов России об изменении в 2016 г. порядка использования средств федерального бюджета, передаваемых госкомпаниям в качестве взносов в уставные капиталы. «Речь идет о том, что средства, которые были в свое время переданы акционерным обществам и государственным компаниям, будут по остаткам на 1 января 2016 г. перечислены на счета казначейства, но до 1 апреля 2016 г., а до 1 июля 2016 г. соответствующие федеральные органы в установленном Правительством порядке должны будут решить, будут эти средства использованы на те же цели, будут ли они зачтены в счет тех объемов ассигнований, которые предусмотрены в бюджете, или они должны быть вовсе использованы на иные цели, но в том числе с помощью поправок в бюджет», - уточнила Председатель Счетной палаты. Однако, по ее мнению: «поручение Президента предполагало несколько иную процедуру: не предусматривать бюджетные ассигнования там, где есть остатки по неисполнению. Сейчас поручение исполнено, но исполнено наоборот. Мы в любом случае приветствуем этот подход, но, обращаю внимание, что такая затянутая процедура может привести также к неэффективному использованию средств, поскольку в истечение этого периода (до 1 апреля 2016 г.) средства, которые сейчас находятся на счетах компании, будут переданы подрядчику и тогда поднять их с этих счетов будет невозможно. Но они также останутся неотработанными».

Татьяна Голикова подчеркнула, что в проекте федерального бюджета на 2016 г. заложено 10% сокращение бюджетных ассигнований на реализацию ФАИП. «Но, к сожалению, результаты проверок Счетной палаты показывают, то в ФАИП на 2016 г., как это и было в предыдущие годы, предусматривается включение объектов с низкой степенью технической готовности, отсутствием проектно-сметной документации, отсутствием заключения «Главгосэкспертизы» и правоустанавливающих документов на земельные участки. Я должна сказать, что это достаточно большой перечень главных распорядителей средств и достаточный объем расходов, которые планируются без соответствующих документов, а это значит, что средства будут тормозиться с точки зрения использования. И велика вероятность того, что эти средства будут перераспределены на иные цели, как это было во все предыдущие годы», - сказала она.

С полным текстом доклада Председателя Счетной палаты Российской Федерации можно ознакомиться по ссылке.


Материалы по теме

Наверх