РУС ENG 

РЖД отстает от плана в реализации проекта «Приобретение тягового подвижного состава»

9 Ноября 2015 г.
Юрий Смитюк/Фото ИТАР-ТАСС

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела промежуточные результаты проверки использования средств Фонда национального благосостояния, направленных на финансирование инфраструктурного проекта «Приобретение тягового подвижного состава». Материалы промежуточной проверки будут использоваться в отчете о ходе реализации Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. С информацией о проверке выступил аудитор Валерий Богомолов.

Счетная палата пришла к выводу, что Паспорт данного инвестиционного проекта требует корректировки. В документе, утвержденном распоряжением Правительства, не содержится расчета бюджетной эффективности проекта. Также Паспорт инвестпроекта не соответствует Детальному плану мероприятий в части увеличения количества закупаемых локомотивов с 467 до 497 единиц. В документе не актуализированы макроэкономические показатели: дисконтированный срок окупаемости проекта увеличился на 1 год - с 24 до 25 лет (или на 4,2 %), внутренняя норма доходности снизилась с 11,4% до 11,1% (или на 0,3 %). В Паспорт инвестиционного проекта требуется внесение соответствующих изменений.

Еще одна недоработка Паспорта инвестиционного проекта связана с отсутствием в нем «Детального плана мероприятий реализации цели инвестиционного проекта», предусмотренного утвержденными Правительством Правилами*. Вместо этого ОАО «РЖД» отправило Правительству письмо с «Детальным перечнем закупок тягового подвижного состава ОАО «РЖД» в 2015 году». Он не предусматривает проведения иных мероприятий кроме закупки локомотивов и не содержит мероприятий и показателей, характеризующих реализацию установленной Паспортом проекта цели по обеспечению безопасности движения поездов.

Согласно условиям заключенных дополнительных соглашений к договорам поставки в рамках реализации проекта «Приобретение тягового подвижного состава» в 2015 г. предусмотрены расходы на сумму 59,8 млрд. руб. исключительно за счет средств ФНБ. Это на 14,8 млрд. руб. больше, чем ОАО «РЖД» привлекло средств Фонда национального благосостояния (45 млрд. руб.).

На 1 октября 2015 г. поставщикам перечислены 38,5 млрд. руб., что составляет 63,9% от предусмотренного Паспортом. Таким образом, по состоянию на 1 октября 2015 г. не выполнен показатель по финансированию (оплате договоров) Детального перечня закупок за 9 месяцев 2015 г. Согласно ему перечислено должно было быть 40,6 млрд. руб. Также не достигнут и другой показатель Детального перечня закупок. Так, при плане в 371 локомотив фактически было поставлено 352.

Соглашение о представлении отчетов и иной дополнительной информации о ходе реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта «Приобретение тягового подвижного состава» и об использовании средств ФНБ для его финансирования по форме, утвержденной приказом Минфина России, между ОАО «РЖД» и Минтрансом России не заключалось в связи с финансированием проекта через субординированный депозит ОАО «Банк «ВТБ».

«Таким образом, получается, что существующий механизм финансирования инвестиционных проектов реализуется уже с начала 2015 г. Перечислены огромные объемы средств. Однако порядок контроля и представления отчетности о реализации проектов и целевом использовании средств ФНБ до настоящего времени не определен», - сообщил Валерий Богомолов. По его словам, для распространения механизма контроля хода финансируемых Минфином инфраструктурных проектов, реализуемых через субординированные депозиты в российских банках, требуется внесение изменений в акты Правительства. Соответствующая информация направлена в Минфин России.

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации приняла решение направить представление Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», информационные письма – в Министерство транспорта, Министерство финансов и Министерство экономического развития Российской Федерации.

Справочная информация

*Пункт 7 приложения № 3 Правил проведения оценки целесообразности финансирования инвестиционных проектов за счет средств Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. № 991.


Ключевые факты

  1. В Паспорте инвестиционного проекта не актуализированы макроэкономические показатели: дисконтированный срок окупаемости проекта увеличился на 1 год - с 24 до 25 лет (или на 4,2 %), внутренняя норма доходности снизилась с 11,4% до 11,1% (или на 0,3 %)

  2. В Паспорта инвестиционного проекта отсутствует «Детальный план мероприятий реализации цели инвестиционного проекта», предусмотренный утвержденными Правительством Правилами

  3. Согласно условиям заключенных дополнительных соглашений к договорам поставки в 2015 г. предусмотрены расходы на сумму 59,8 млрд. руб. исключительно за счет средств ФНБ. Это на 14,8 млрд. руб. больше, чем ОАО «РЖД» привлекло средств Фонда национального благосостояния (45 млрд. руб.)

  4. На 1 октября 2015 г. поставщикам перечислены 38,5 млрд. руб., что составляет 63,9% от предусмотренного Паспортом. Таким образом, не выполнен показатель по финансированию Детального перечня закупок за 9 месяцев 2015 г.

  5. Соглашение о представлении отчетов и иной дополнительной информации о ходе реализации проекта и об использовании средств ФНБ по форме, утвержденной приказом Минфина России, между ОАО «РЖД» и Минтрансом России не заключалось в связи с финансированием проекта через субординированный депозит ОАО «Банк «ВТБ»


Материалы по теме

Наверх