РУС ENG 

Счетная палата направила предписание в Минстрой по проверке, касающейся сметного нормирования в строительстве

30 ноября 2015 г.

Фото Сергей Фадеичев/ТАСС

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты выполнения представления Счетной палаты, направленного в Минстрой России по итогам контрольного мероприятия «Анализ деятельности ФАУ «Главное управление государственной экспертизы», ФАУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» и иных организаций, осуществляющих ценообразование, сметное нормирование и оценку сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета».

Анализ представленной Минстроем России информации об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки, показал, что представление Счетной палаты в полном объеме не исполнено.

В частности, не обеспечены регистрация федерального реестра сметных нормативов в реестре федеральных государственных информационных систем и его ввод в эксплуатацию в порядке, установленном Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем».

Размещенный на сайте Минстроя России реестр сметных нормативов не приведен в соответствие с требованиями приказа Госстроя в части включения (исключения) нормативов и отражения в реестре информации, не относящейся к сметным нормативам (разъяснительные письма, индивидуальные индексы).

Не проведена экспертиза правомочности, достоверности и обоснованности выданных ФАУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» заключений на сметные нормативы, включенные Минстроем России и его правопредшественниками в федеральный реестр.

Не обеспечено наделение ФАУ «Главгосэкспертиза России» полномочиями по осуществлению оценки эффективности капитальных вложений и оптимальности проектных решений.

Не приняты меры по возврату в федеральный бюджет остатков средств, не используемых ФАУ «Главгосэкспертиза России» для осуществления уставной деятельности.

Кроме того, представленная Минстроем России информация не содержит конкретного плана мероприятий (программы, комплекса мероприятий, мероприятий «дорожной карты») по осуществлению поэтапного реформирования системы ценообразования в строительстве с указанием сроков выполнения мероприятий, ответственных исполнителей, сроков согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и сроков внесения в Правительство России.

В связи с невыполнением представления Коллегия Счетной платы приняла решение направить в Минстрой России соответствующее предписание. О принятых мерах по его выполнению Минстрой России должен будет уведомить Счетную палату в письменной форме в срок до 1 мая 2016 года.

За невыполнение в установленный срок предписания Счетной палаты должностные лица Минстроя России могут быть привлечены к административной ответственности по части 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 27 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» в случае невыполнения или ненадлежещего выполнения предписания Коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам объектов аудита (контроля).

Ранее Счетная палата выявила масштабные нарушения в ценообразовании и сметном нормировании в строительстве. Было установлено, что существующий процесс в этой сфере приводит к увеличению расходов федерального бюджета на капитальное строительство и характеризуется наличием коррупционных рисков.

Минстрой России передал реализацию государственной функции по разработке сметных нормативов подведомственному ФАУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве». Данная организация разрабатывала сметные строительные нормативы, в том числе индивидуальные для отдельных объектов и целых отраслей экономики. Как показала проверка, нормативы нельзя назвать прозрачными и объективными. Так анализ результатов применения индивидуальных нормативов при строительстве только объектов космодрома «Восточный» показал увеличение сметной стоимости строительства на 20% (13,2 млрд. руб.). В России действовало более 150 подобных сметных нормативов, увеличивающих стоимость строительства от 20 до 45%. Более того, большинство нормативов были разработаны коммерческими организациями, аффилированными с бывшим руководителем ФАУ «ФЦЦС». Услуга по разработке сметных нормативов была платная, несмотря на то, что это должна быть государственная услуга. Стоимость только двух сметных нормативов, в том числе для космодрома «Восточный» составила почти 1 млрд. рублей.


Материалы по теме

Наверх