РУС ENG 

Для выполнения показателя экономической эффективности деятельности ОАО «Иннополис» необходимо обеспечить выручку, равную 1 копейке

16 декабря 2015 г.
Слава Алахов/Фото ИТАР-ТАСС

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации Веры Чистовой рассмотрела результаты проверки целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных на создание территориально обособленного инновационного центра «Иннополис» в 2012-2013 гг.

В июне 2012 г. Председатель Правительства одобрил создание инновационного центра «Иннополис» - нового города в Республике Татарстан. Ядро проекта - университетский комплекс, на базе которого планируется обеспечение подготовки кадров мирового уровня для отрасли информационных технологий и выполнение перспективных исследований. Создание объектов университетского комплекса закреплено за ОАО «Иннополис», на 98% принадлежащего Российской Федерации.

Минкомсвязью России на создание центра были перечислены 4,7 млрд. руб. в виде взноса в уставный капитал ОАО «Иннополис». Взнос осуществлен за счет сокращения в 2012 г. финансирования ряда мероприятий Госпрограммы «Информационное общество».

Сокращение финансирования мероприятий госпрограммы привело к остановке реализации отдельных проектов, либо к преждевременному их завершению. В частности, в 2012 г. закончен первый этап проекта «Развитие суперкомпьютеров и грид-технологий», реализация которого осуществлялась с 2010 г. под эгидой Комиссии при Президенте России по модернизации и технологическому развитию экономики страны. «В настоящее время оборудование по «гридам» распределено по территории Российской Федерации и не загружено задачами, связанными с целями финансирования проекта по развитию грид-технологий», - заявила Вера Чистова. По ее словам, за 2010-2012 гг. проект профинансирован из федерального бюджета в сумме 4,9 млрд. руб.

Основной объем взноса в уставный капитал ОАО «Иннополис» в 2012 г. сформирован за счет сокращения финансирования проекта по обеспечению высокоскоростного доступа к информационным сетям через системы спутниковой связи (на 2,03 млрд. руб.), также реализуемого с одобрения и под контролем Комиссии при Президенте России. Отсутствие вариантов по изменению или поддержанию финансового обеспечения проекта повлекло за собой преждевременное его завершение без достижения поставленных целей. Расходы федерального бюджета на проект обеспечения высокоскоростного доступа к информационным сетям в период 2010 - 2011 гг. составили 1,6 млрд. руб. Наработки по указанному проекту направлены в 2012 г. в Роскосмос. Информация об их использовании отсутствует.

Счетная палата пришла к выводу, что внесение изменений в закон о федеральном бюджете на 2012 г. в части перераспределения бюджетных средств на инвестиции в виде взноса в уставный капитал Иннополиса не были обоснованы, финансово-экономическое обоснование сумм, предполагаемых к инвестированию, отсутствовало. Кроме того, «на дату принятия изменений в закон о федеральном бюджете на 2012 г. ОАО «Иннополис» не могло осуществить дополнительный выпуск акций для последующей их передачи Российской Федерации по причине неполной оплаты учредителями его уставного капитала», - отметила Вера Чистова.

Чтобы не допустить незаконное перечисление средств компании, Минкомсвязь приняла решение о заключении договора о предоставлении бюджетных инвестиций с другим - вновь созданным одноименным обществом ОАО «Иннополис», зарегистрированным по тому же адресу в Республике Татарстан. При этом «материалы, распорядительные документы и информация, которые стали основанием для принятия Минфином России решения о выделении федеральных средств, предназначались для обоснования взноса в уставный капитал иного открытого акционерного общества, - заявила заместитель председателя Счетной палаты. - Таким образом, федеральные средства в 2012 году были направлены обществу, которое на дату принятия изменений в закон о федеральном бюджете не существовало».

В своем докладе заместитель Председателя Счетной палаты отдельно остановилась на содержательной части договоров, характеризующих участие государства в уставном капитале эмитента.

Минкомсвязь не включила в договоры положения, позволяющие Российской Федерации полноценно контролировать целевое и эффективное расходование бюджетных средств компанией. «Состав и нормативные значения показателей, установленных для определения эффективности бюджетных инвестиций, позволяют достигать их, не обеспечивая достижения целей договоров», - рассказала Вера Чистова.

Согласно договорам, на 4,85 млрд. руб. уставного капитала общество может привлекать до 14,6 млрд. руб. заемных средств*. При этом возможности ОАО «Иннополис» по обеспечению обязательств по привлеченным займам не учитываются. Чтобы обеспечить выполнение показателя экономической эффективности (отношение выручки за отчетный период к уставному капиталу) обществу достаточно сформировать выручку, равную 1 копейке**.

Договоры о предоставлении бюджетных инвестиций не содержат информации об объектах капитального строительства Центра «Иннополис», их предельной стоимости, мощности и сроке ввода в эксплуатацию, как это предусмотрено Актами Правительства для инвестиционных проектов. При этом Администрация Республики Татарстан признает проект инвестиционным, в частности, в целях освобождения ОАО «Иннополис» от налоговых платежей в рамках компетенции региона.

Говоря о ходе реализации проекта, Вера Чистова отметила, что к настоящему моменту введены в эксплуатацию учебно-лабораторный корпус университета, а также жилой и спортивный комплексы, надземный пешеходный переход от учебно-лабораторного корпуса до жилого кампуса. В стадии строительства - благоустройство и внешняя инженерная инфраструктура университетского городка. По состоянию на сентябрь
2015 г. сумма заключенных строительных договоров ОАО «Иннополис» составила 4,44 млрд. руб. Основным подрядчиком выступает ОАО «Камгэсэнергострой».

Несмотря на то, что еще летом 2015 г. объекты, возводившиеся ОАО «Камгэсэнергострой», были сданы в эксплуатацию, полная оплата подрядчику так и не была произведена. «Причина - судебные разбирательства ОАО «Иннополис» и ОАО «Камгэсэнергострой» по вопросам стоимости строительства основных объектов», - уточнила заместитель Председателя Счетной палаты.

Реализация и оплата договоров на строительство объектов Иннополис была начата в 2014 году. «Самый первый договор - на строительство учебно-лабораторного корпуса - был заключен 30 декабря 2013 г., через год после получения средств из федерального бюджета. Свободные денежные средства ОАО «Иннополис» разместило в банке «АК БАРС» на депозитных счетах», - уточнила Вера Чистова. В середине 2014 г. компания закрыла депозитные счета с получением процентного дохода в размере 41 млн. руб. и заключила соглашения о начислении процентов на остатки по расчетному счету. Ежедневно начисляемые проценты на остатки по расчетному счету ОАО «Иннополис» в банке АКБ «АК БАРС» составили до 13% годовых. В структуре доходов ОАО «Иннополис» порядка 80% или более 259 млн. руб. – проценты по остаткам в АКБ «АК БАРС» банке.

«Почти 60% уставного капитала ОАО «Камгэсэнергострой» (контрольный пакет акций) принадлежит ОАО «Холдинговая компания «АК БАРС». В данную группу входит также коммерческий банк «АК БАРС», на депозитах и расчетном счете которого были размещены денежные средства», - заявила Вера Чистова. По ее словам, проверка Счетной палаты выявила факты заключения ОАО «Иннополис» дополнительных соглашений с ОАО «Камгэсэнергострой» по изменению условий оплаты актов выполненных работ в части увеличения срока оплаты более чем на месяц.

«Результаты проверки показали отсутствие контроля на должном уровне за использованием средств федерального бюджета. На дату проведения контрольного мероприятия официальных проверок ОАО «Иннополис» не проводилось ни федеральными, ни региональными органами», - резюмировала Вера Чистова.

Коллегия приняла решение направить представление Счетной палаты Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, информационные письма – заместителю Председателя Правительства Аркадию Дворковичу и в Министерство финансов Российской Федерации, а также отчет о результатах контрольного мероприятия в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Справочная информация:

*Нормативное значение показателя отношения заемных средств к уставному капиталу установлено как «больше или равно 3».

**Установленное нормативное значение данного показателя – «больше 0».




Ключевые факты

  1. Минкомсвязью России на создание центра были перечислены 4,7 млрд. руб. в виде взноса в уставный капитал ОАО «Иннополис»

  2. Взнос осуществлен за счет сокращения в 2012 г. финансирования ряда мероприятий Госпрограммы «Информационное общество»

  3. На дату принятия изменений в закон о федеральном бюджете на 2012 г. ОАО «Иннополис» не могло осуществить дополнительный выпуск акций для последующей их передачи Российской Федерации по причине неполной оплаты учредителями его уставного капитала

  4. К настоящему моменту введены в эксплуатацию учебно-лабораторный корпус университета, а также жилой и спортивный комплексы, надземный пешеходный переход от учебно-лабораторного корпуса до жилого кампуса. В стадии строительства - благоустройство и внешняя инженерная инфраструктура университетского городка

  5. Первый договор - на строительство учебно-лабораторного корпуса - был заключен 30 декабря 2013 г., через год после получения средств из федерального бюджета. Свободные денежные средства ОАО «Иннополис» разместило в банке «АК БАРС» на депозитных счетах


Материалы по теме

Наверх