РУС ENG 

В целом по Российской Федерации не используется по целевому назначению более 56 млн. га земель сельхозназначения (14,5%)

18 января 2016 г.

Nataly Fisher/fotoimedia/Фото ТАСС

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах проверки состояния и использования в 2014 году и истекшем периоде 2015 года земель сельскохозяйственного назначения и земель лесного фонда Московской области, а также исполнения решений Коллегии Счетной палаты Российской Федерации по результатам предыдущей проверки.

С сообщением выступил аудитор Счетной палаты Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Объекты контрольного мероприятия: Минсельхоз России, Рослесхоз, Правительство Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, Государственное автономное учреждение Московской области «Центральное лесохозяйственное объединение», ФГУП «Рослесинфорг», Филиал ФГУП «Рослесинфорг» «Центрлеспроект», Филиал ФГУП «Рослесинфорг» «Мослеспроект», Администрация Одинцовского муниципального района Московской области.

Общая площадь земельного фонда Московской области составляет 4,4 млн. гектар, из них 1,9 млн. гектар (65%) - земли лесного фонда, которые по целевому назначению являются защитными, с ограниченным режимом использования, и 1,64 млн. гектар (37,3%) - земли сельхозназначения, в том числе сельхозугодий - 1,3 млн. га (81,1%). По сравнению с 2014 г. площади лесного фонда области сократились незначительно - всего на 0,01% (0,2 тыс. га земли) в связи с переводом земель лесного фонда в другие категории. Земли сельхозназначения сократились на 15 тыс. га (на 0,91%).

По итогам проверки были выявлены недостатки и нарушения действующего законодательства, в том числе при исполнении госконтрактов и госзадания, что говорит об отсутствии действенного контроля за распоряжением и использованием земель. Кроме того, проверка свидетельствует о недостаточной работе Московской области по результатам аналогичного аудита 2013 года. «К сожалению, мы опять вынуждены констатировать, что со стороны федеральных и областных органов власти необходимые условия для эффективного и целевого использования земель не созданы. А в результате это влечет невыполнение целей и задач госпрограмм по развитию лесного и сельского хозяйства", - заявила на Коллегии глава Счетной палаты Татьяна Голикова.

Использование земель сельхозназначения

По данным Минсельхоза России площадь земель сельхозназначения на 1 января 2015 г. составила 385,5 млн. гектар, в том числе сельхозугодий - 196,2 млн. гектар (50,9%). «При этом, , - подчеркнула Татьяна Голикова, - около 14,5% земель сельхозназначения (более 56 млн. гектар) по целевому назначению не используется».

Основные мероприятия, предусмотренные Концепцией развития государственного мониторинга земель сельхозназначения на период до 2020 года*, до настоящего времени не выполнены – не приняты порядок проведения госмониторинга земель сельхозназначения и порядок предоставления сведений, внесенных в Единую федеральную информационную систему о землях сельхозназначения. Еще три проекта нормативных актов со сроками принятия в конце 2014 и втором квартале 2015 года находятся в стадии доработки. «В результате мониторинг земель сельхозназначения осуществляется Минсельхозом фрагментарно. Единая федеральная информационная система о землях сельхозназначения пока полноценно не функционирует», - было отмечено Татьяной Голиковой.

Обращает на себя внимание низкая результативность действующего механизма изъятия неиспользуемых земель. Так, в 2014 г. Россельхознадзором было выявлено 1 400 нарушений на площади 138,6 тыс. га (0,2% от неиспользуемых земель), за 9 месяцев 2015 г. – 3 464 нарушения на площади 759,4 тыс. гектар (1,4%). При этом инициировано изъятие 10,4 и 8,31 тысяч гектар земель, соответственно, т.е. только в 7,5% и 1,1% случаев. В судебном порядке принудительно были изъяты соответственно 3,4 тыс. и 2,22 тыс. гектар (32,7% и 26,5% от инициированных).

По Московской области Россельхознадзором в 2014 г. выявлено 61 нарушение на площади 9,5 тыс. га, за 9 месяцев 2015 года - уже 330 нарушений на площади 8,5 тыс. гектар. При этом по Московской области изъятие земель сельхозназначения в 2014 г. и за 9 месяцев 2015 г. не инициировалось. «По действующему законодательству возможность принудительного изъятия земельного участка из земель сельхозназначения возникает только после трех лет его неиспользования по назначению, а обращение уполномоченных органов исполнительной власти в суд с требованиями по изъятию земельных участков в связи с ненадлежащим использованием является правом, а не их обязанностью», - пояснил ситуацию выступавший на Коллегии аудитор Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Проверка также показала, что из 7 показателей региональной программы «Сельское хозяйство Подмосковья» в 2014 г. не достигнуты значения двух - «уровень интенсивности использования посевных площадей в Московской области, тонн/га» (процент выполнения 93,7%) и «площадь земельных участков, оформленных в собственность КФХ, тыс. га» (50%).

В ходе проверки установлены случаи нарушения Правительством Московской области и органами местного самоуправления Одинцовского муниципального района сроков предоставления в аренду земельных участков под сельхозпроизводство, находящихся в собственности Московской области, от 2 месяцев до 2,5 лет.

Кроме того, Правительство Московской области не утвердило перечень особо ценных продуктивных сельхозугодий, использование которых для других целей не допускается. Не реализуется предусмотренный областным законодательством механизм восстановления и повышения почвенного плодородия земель собственниками и землепользователями Московской области. Учет земель сельхозназначения в проверенном Одинцовском районе реализуется только посредством ведения реестра муниципального имущества.

Использование земель лесного фонда

Проверка показала, что исполнение переданных Российской Федерации полномочий в области лесных отношений осуществлялось Правительством Московской области неэффективно.

В 2014 г. объем финансирования переданных области лесных полномочий составил 1,7 млрд. рублей, в 2015 г. ‒ 1,6 млрд. рублей. Основная часть указанных средств (608 и 390 млн. рублей, соответственно) была направлена на проведение санитарно-оздоровительных мероприятий. Однако 20% (350 млн. рублей) выделенных средств в 2014 г. не были использованы и возращены в федеральный бюджет.

Лесной план Московской области не содержит актуализированной информации о характеристике и состоянии лесов, а также об объеме планируемых мероприятий. «Изменения о состоянии лесов не вносились в него с 2011 года. После передачи в 2012 году Московской области лесных полномочий, план не переутверждался», - подчеркнул аудитор.

Из 14 показателей (индикаторов) Госпрограммы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы не выполнено 7. В частности, не обеспечено выполнение одной из основных задач госпрограммы - обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов. Согласно результатам проверки, площади лесовосстановления на землях лесного фонда были значительно ниже площадей сплошных рубок. Так, в 2013 г. при проведенных рубках на площади 10,5 тыс. гектар посажено леса на 5,8 тыс. гектар (в 1,8 раза меньше), в 2014 г. – при рубках на 11 тыс. посажено леса на 7 тыс. гектар (в 1,6 раза меньше).

Кроме того, не обеспечено достижение положительной динамики по критериям, характеризующим организацию и обеспечение охраны лесов от лесных пожаров. Ущерб, нанесенный лесными пожарами, за 9 месяцев 2015 г. увеличился в 2,5 раза и составил 16,7 млн. рублей. При этом проверкой установлено, что оборудование, приобретенное Рослесхозом в рамках реализации Пилотного проекта «Реформирование лесоуправления и меры по борьбе с лесными пожарами в России» и переданное Правительству Московской области, в проверяемый период не использовалось и находится на складах. Более того, перечень поставленного оборудования не соответствует заявленному Московской областью.

Процент возмещения ущерба от нарушений лесного законодательства крайне низок: В 2014 г. он составил 1,8% от суммы нанесенного ущерба, на 1 октября 2015 г. – 2,7%.

Задолженность по поступлению в федеральный бюджет платы за использование лесов по состоянию на 1 января 2015 г. составляла 221 млн. рублей, на 1 октября 2015 г. она увеличилась на 42% и составила 330,7 млн. рублей.

На момент проверки в аренду были переданы 71 тыс. гектар или 3,7% от площади лесных участков (зон планируемого освоения лесов, где законодательно разрешены виды пользования). А для осуществления рекреационной деятельности переданы участки на площади 4,5 тыс. га (всего 0,3% от площади возможного использования). При этом 15% договоров аренды (274) не имели государственную регистрацию.

На кадастровый учет в Московской области поставлено 46% территории лесного фонда (0,9 млн. га), а площадь наложений составила 13,6 тыс. гектар. Наибольшее количество наложений установлено в Звенигородском, Волоколамском и Рузском районах.

Нарушения и недостатки при формировании и исполнении государственных заданий ГАУ «Центрлесхоз»

Проверка показала, что в государственное задание Государственного автономного учреждения Московской области «Центральное лесохозяйственное объединение» (далее – Центрлесхоз) на 2014 и 2015 гг. были включены виды деятельности, не предусмотренные его уставом, а также объемы работ, которые учреждение не могло выполнить своими силами. «В результате государственное задание на 2014 год в полном объеме не выполнено, а стоимость работ, выполняемых подрядными организациями, в 2014 г. составила 33% от субсидии на выполнение госзадания, в 2015 г. – это уже 84,4%.», - сообщил аудитор.

Кроме того, в связи с отсутствием внебюджетных средств и имеющейся кредиторской задолженностью Центрлесхоз использовал средства субсидии в сумме 45,6 млн. рублей на цели не связанные с выполнением государственного задания (выплаты по лизинговым платежам, оплату заработной платы, договоров купли-продажи лесных насаждений), что означает нецелевое использование субсидии.

Также в ходе проверки была установлена закупка автозапчастей для филиалов Центрлесхоз на 106 млн. рублей, потребность в которых не подтверждена. Приобретенные запчасти фактически в филиалы не поступили и впоследствии были списаны с баланса.

Нарушения при выполнении государственных контрактов

В ходе проверки установлены факты завышения Рослесхозом начальной (максимальной) цены контрактов по подготовке документов для постановки земельных (лесных) участков на кадастровый учет, что привело к необоснованному увеличению стоимости работ на 630 млн. рублей (или 36% от стоимости контрактов), что может свидетельствовать о возможном причинении ущерба. В частности, в госконтракты были включены расходы за предоставление сведений из кадастровой палаты в сумме 289 млн. рублей, которые должны предоставляться на бесплатной основе (фактически на эти цели было потрачено 1 млн. рублей), а также транспортные расходы в размере 158 млн. рублей без обоснования расчетов стоимости переездов (фактически на эти цели было потрачено всего 6 млн. рублей). Кроме того, стоимость работ была завышена на 184 млн. рублей из-за двойного учета в расчетах индекса-дефлятора на 2003 год к ценам Сборника ОНЗТ**.

При этом ФГУП «Рослесинфорг» (исполнитель по указанным контрактам) направил своим филиалам на непосредственное выполнение работ по подготовке документов для постановки земельных (лесных) участков на кадастровый учет только 54% от общей стоимости госконтрактов (1,7 млрд. рублей). При этом основные средства для выполнения работ филиалам не приобретались. «Чистая прибыль предприятия по данным контрактам составила 642 млн. рублей, что практически соответствует размеру завышений Рослесхозом стоимости работ. При этом полученная прибыль направлялась на цели не связанные с кадастровыми работами», - отметил Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Нарушения при выполнении работ по проведению государственной инвентаризации лесов

На Коллегии отмечалось, что экономическая эффективность работ по дистанционному мониторингу использования лесов, проводимому Рослесхозом в рамках государственной инвентаризации лесов (ГИЛ) находится на низком уровне. Возмещение ущерба от выявленных в результате дистанционного мониторинга нарушений лесного законодательства составило менее 1% (0,2%) от установленной суммы ущерба (3,5 млрд. рублей).

Проверка показала, что Роскосмос не выполнил свои обязательства по гарантированному предоставлению космоснимков для проведения ГИЛ, что в результате повлекло дополнительные затраты на сумму 292 млн. рублей. При этом в 2015 году наблюдается рост затрат на приобретение ФГУП «Рослесинфорг» снимков у сторонних организаций на 36 млн. рублей (или на 28%).

Согласно результатам проверки, в 2014 г. ФГУП «Рослесинфорг» в рамках выполнения работ по государственной инвентаризации лесов заключило 30 договоров на закупку космоснимков площадью 160 млн. га на сумму 93,0 млн. рублей. При этом договора заключались по стоимости, ниже установленной для согласования с учредителем - Рослесхозом (до 5 млн. рублей по 4 договора в день), что нарушает требования законодательства о конкуренции и унитарных предприятиях. В результате стоимость идентичных снимков у разных поставщиков варьировалась от 65 копеек до 1,7 рубля.

В ходе проверки также были установлены факты закупки снимков сверх установленных площадей на 15,7 млн. га на сумму 10 млн. рублей, на одни и те же площади - на сумму 200 тыс. рублей.

Коллегия приняла решение направить представления в Минсельхоз России, Рослесхоз, Правительству Московской области и Комитет лесного хозяйства Московской области, информационные письма - в Федеральное космическое агентство и ФСБ России, обращение - в Генеральную прокуратуру.

Справочно:

*Концепцией развития государственного мониторинга земель сельхозназначения на период до 2020 года, одобренной Правительством в 2010 году, предусмотрена реализация 13 мероприятий, в том числе принятие 8 нормативных актов.

**Сборник цен и общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ) на изготовление проектной и изыскательской продукции землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель, утвержденного приказом Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 28 декабря 1995 г.


Материалы по теме

Наверх