РУС ENG 

Около 30% недвижимости «Российского государственного университета правосудия» используется не в образовательных целях

28 января 2016 г.

Фото ИТАР-ТАСС/ Интерпресс/ Александр Тарасенков

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты проверки целевого и эффективного использования имущественного комплекса и средств федерального бюджета, результативности выполнения основных задач в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Москва) и его филиалах: Казанском, Ростовском, Северо-Западном, Дальневосточном, Уральском и Приволжском» в период 2012-2014 гг. и истекшем периоде 2015 г. С докладом выступила аудитор Татьяна Блинова.

Объектами проверки выступили: «Российский государственный университет правосудия», а также его казанский, ростовский, северо-западный, дальневосточный, уральский и приволжский филиалы.

По результатам проверки было выявлено избыточное количество закрепленного за Университетом имущества, не используемого в целях образовательной деятельности. Затраты на него в 2012 – 2014 гг. за счет бюджетных и средств от иной приносящей доход деятельности составили более 22,23 млн. руб. По мнению Счетной палаты, эта статья расходов Университета нуждается в оптимизации. В настоящее время излишние расходы на содержание имущества не только приводят к удорожанию услуг вуза, но и к излишним расходам федерального бюджета.

В общей сложности за Университетом закреплено 146 объектов недвижимого имущества и 16 земельных участков общей стоимостью 1,1 млрд. руб. и 1,4 млрд. руб. соответственно. Также за вузом числятся 150 объектов особо ценного движимого имущества, общая стоимость которых достигает 140,6 млн. руб. Однако только 70,7% от общей площади нежилых помещений и 67,7% от общей площади земельных участков используются для образовательной деятельности. Часть объектов вообще не используется. «В ходе проверки было установлено, что часть неиспользуемого недвижимого имущества сдавалась в аренду, а некоторые объекты использовались сторонними организациями без оформления соответствующих отношений», - пояснила аудитор. Так, помещение в Санкт-Петербурге, расположенное по адресу Александровский парк, д. 5, литер Б в настоящий момент сдается в аренду под ресторан. Таким образом, Университет ориентируется на получение дохода от коммерческой деятельности, используя государственное имущество.

Кроме того, Университетом приняты в безвозмездное пользование помещения для ведения образовательной деятельности, общая площадь которых составляет 42,6 тыс. кв. м. При этом более 70% площадей находятся в оперативном управлении органов судебной власти.* «Примечательно то, что предоставление помещений судебными органами по договорам безвозмездного пользования осуществлялось в условиях недостаточного количества площадей, необходимых для отправления правосудия», - добавила Татьяна Блинова.

Проверка показала, что вузом принимались недостаточно эффективные меры по учету имущественного комплекса. В результате 45 объектов оказались неучтенными на его балансе. Это два лесных участка площадью 2 056,1 кв. км и 50 000,0 кв. м, расположенных в Республике Бурятия, семь земельных участков общей площадью 297 326,0 кв. м и 36 объектов недвижимого имущества общей площадью 70 369,85 кв. м в Воронежской области. Средства Университета, полученные от приносящей доход деятельности, не в полном объеме направлялись на уставные цели**, ради которых он и был учрежден. 416 млн. руб. (345 млн. руб. за 2012 – 2014 гг. и 71 млн. руб. в 2015 г.) были безвозмездно переданы «Школе права и экономики», чьим единственным учредителем является Университет.

«Такое использование бюджетным учреждением средств не учитывает приоритеты, определенные в майских указах Президента Российской Федерации, в сфере высшего образования» - заявила аудитор. Это еще один пример коммерческой деятельности вуза. Его вложения в создание условий для платного обучения детей школьного возраста за 3,5 года соизмеримы с годовым объемом государственной субсидии. Таким образом, при оптимизации расходов Университет мог бы обойтись меньшим объемом ежегодной субсидии из федерального бюджета.

В филиалы Университета были перечислены средства федерального бюджета для выполнения показателей государственного задания сверх нормативных затрат на государственные услуги. Было использовано больше, чем требуется по нормативам*** на 63,9 млн. руб. Кроме того, как отметила аудитор, Университетом не подтверждено целевое использование бюджетных средств на сумму 1,2 млн. руб., предоставленных на обучение слушателей военной кафедры.

На выполнение Указа Президента Российской Федерации № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в 2012 г. Университету были предоставлены субсидии в сумме 89,3 млн. руб. на доведение оплаты труда профессорско-преподавательскому составу до среднего в регионе уровня. Из них 3,4 млн. руб. не были использованы на цели, определенные Указом. Подтверждение использования субсидий в размере 8,1 млн. руб. в соответствии с целями, определенными Указом, отсутствуют.

Проверкой установлено, что фактическое количество штатных единиц сотрудников административно-управленческого и вспомогательного персонала Университета и его филиалов, содержащихся за счет средств федерального бюджета, превышено в 2013 г. на 900 единиц, а в 2014 г. на 999 единиц. Согласно проведенным расчетам установлено, что фактическая доля работников административно-управленческого и вспомогательного персонала Университета и его филиалов, содержащихся за счет средств федерального бюджета, должна была составлять:

в 2013 г. по программам высшего образования 132 штатные единицы, по программам среднего профессионального образования 66,4 штатные единицы;

в 2014 г. по программам высшего образования 97 штатных единиц, по программам среднего профессионального образования 61,8 штатных единиц. Как следствие, избыточные расходы федерального бюджета на содержание излишних штатных единиц составили 46,2 млн. руб.

«Темпы роста заработной платы административно-управленческого и вспомогательного персонала в 2,6 – 3,1 раза превышают темпы роста заработной платы преподавательского состава, непосредственно участвующего в оказании услуг в сфере образования», - добавила Татьяна Блинова. По оценкам Счетной палаты избыточные бюджетные ассигнования на оплату труда данной категории работников составили 33 млн. руб.

В ходе проверки выявлены нарушения, допущенные Университетом при заключении и исполнении государственных контрактов и договоров. Например, не имея на то объективных причин, Университет не воспользовался правом требования уплаты штрафных санкций за несвоевременное исполнение обязательств на сумму 215,6 тыс. руб. по договору на проведение работ по капитальному ремонту системы приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования воздуха помещений здания Дальневосточного филиала.

По результатам проведения контрольного мероприятия установлено частичное отсутствие в Университете и его филиалах условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, неправильное толкование и применение Уральским филиалом Академии норм материального права в отношении студентки из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, привело к избыточным расходам федерального бюджета на сумму 114,7 тыс. руб.

Коллегия приняла решение направить представление Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Российский государственный университет правосудия», информационное письмо - Правительству Российской Федерации, информацию об основных итогах и отчет о результатах контрольного мероприятия - Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а так же Верховному Суду Российской Федерации.

Справочная информация:

* Переданные помещения находятся в оперативном управлении Верховного Суда Республики Татарстан, Краснодарского краевого суда, Воронежского областного суда, Управлений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Томской, Иркутской и Ростовской областях (как помещения самого управления, так и помещения в районных судах г. Ростова-на-Дону).

** Согласно Уставу Университет создан для осуществления образовательной и научной деятельности, повышения эффективности деятельности судов, повышения квалификации судей, государственных гражданских служащих судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, профессиональной переподготовки судей, впервые назначенных на должность судьи, создания учебной, научной и организационно-методической базы органов судебной власти, а также в целях обеспечения их высококвалифицированными кадрами.

*** В соответствии с частью 3 статьи 101 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ стоимость платных образовательных услуг не может быть ниже бюджетного финансирования аналогичной услуги. Однако, при оказании образовательных услуг Академией) на одних и тех же условиях, затраты на обучение одного студента за счет средств федерального бюджета были больше, чем затраты на обучение одного студента за счет средств от приносящей доход деятельности в 2012 году - на 20,0 тыс. рублей, в 2013 году - на 17,8 тыс. рублей, в 2014 году - на 31,5 тыс. рублей.


Ключевые факты

  1. Затраты на имущество Университета в 2012 – 2014 гг. за счет бюджетных и средств от иной приносящей доход деятельности составили более 22,23 млн. руб.
  2. В общей сложности за Университетом закреплено 146 объектов недвижимого имущества и 16 земельных участков общей стоимостью 1,1 млрд. руб. и 1,4 млрд. руб. соответственно.
  3. Только 70,7% от общей площади нежилых помещений и 67,7% от общей площади земельных участков используются для образовательной деятельности.
  4. Университетом приняты в безвозмездное пользование помещения для ведения образовательной деятельности, общая площадь которых составляет 42,6 тыс. кв. м. При этом более 70% площадей находятся в оперативном управлении органов судебной власти.
  5. Темпы роста заработной платы административно-управленческого и вспомогательного персонала в 2,6 – 3,1 раза превышают темпы роста заработной платы преподавательского состава, непосредственно участвующего в оказании услуг в сфере образования.

Материалы по теме

Наверх