РУС ENG 

Доля импортных комплектующих в отдельных сериях производимых российскими предприятиями локомотивов достигает 60-80% стоимости

3 марта 2016 г.

Фото ИТАР-ТАСС/ Антон Буценко

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка использования средств Фонда национального благосостояния, направленных на финансирование инфраструктурного проекта «Приобретение тягового подвижного состава» (далее – Проект).

Объекты контрольного мероприятия: ОАО «Российские железные дороги».

Проверяемый период: 2015 год, при необходимости более ранние периоды.

С докладом выступил аудитор Валерий Богомолов.

Как было отмечено на Коллегии, по состоянию на 1 января 2016 г. на реализацию проекта ОАО «РЖД» получено из средств ФНБ 60,2 млрд. рублей, что соответствует Паспорту проекта*.

Согласно результатам проверки, средства ФНБ использованы не в полном объеме. «Израсходовано 57,4 млрд. рублей, неиспользованный остаток составил 2,8 млрд. рублей, или 4,6 % предоставленных средств ФНБ», - сообщил на Коллегии аудитор Валерий Богомолов.

При этом он обратил внимание членов Коллегии на то, что по указанным остаткам ОАО «РЖД» были получены проценты от их размещения на банковских счетах. По состоянию на 1 января 2016 года сумма процентов составила 1,03 млрд. рублей. «Полученные средства, - подчеркнул аудитор, - используются ОАО «РЖД» на обеспечение своей хозяйственной деятельности. Причем аналогичная ситуация наблюдается и по другим проектам, реализуемым РЖД за счет средств ФНБ, что говорит о необходимости нормативного определения направлений расходования средств, получаемых Обществом от размещения остатков средств ФНБ».

В ходе проверки также был выявлен ряд иных существенных нарушений и недостатков, в том числе при оформлении Паспорта проекта.

В частности, Паспорт инвестиционного проекта не содержал ни Детального плана мероприятий по его реализации ни расчета бюджетной эффективности проекта.

Как было установлено в ходе проверки, Детальный план мероприятий по реализации инвестиционного проекта был утвержден Правительственной комиссией по транспорту только спустя 4,5 месяца после утверждения Паспорта проекта в виде детального перечня закупок тягового подвижного состава ОАО «РЖД» в 2015 году. При этом он не содержал мероприятий и показателей, характеризующих реализацию цели Проекта по обеспечению безопасности движения поездов, установленной Паспортом проекта.

Кроме того, по предложению ОАО «РЖД» в Детальный план включалась большая потребность на приобретение локомотивов, чем было предусмотрено условиями договоров и установленной ценой на локомотивы.

Так, на приобретение 5 локомотивов ТГ16М в проект Детального плана ОАО «РЖД» было заложено 953 млн. рублей, при фактической их цене в 731 млн. рублей. «Завышение потребности на 222 млн. рублей привело к созданию скрытого резерва, использованного впоследствии на приобретение дополнительных локомотивов сверх количества, установленного паспортом проекта**», - отметил Валерий Богомолов.

Он также сообщил, что из-за несоблюдения графиков поставки локомотивов производителями Детальный план в течение года дважды корректировался. Имевшие место значительные отклонения от плана были устранены путем приведения плановых показателей в соответствие с фактом за прошедший период. Всего по состоянию на 1 января 2016 г. производителями поставлено 500 локомотивов (при плане – 502), что на 33 единицы локомотивов больше, чем было предусмотрено паспортом проекта.

Среди недостатков на Коллегии было отмечено включение в Детальный план поставки двух локомотивов, не имеющих сертификата соответствия Таможенного союза на серийный выпуск.

По словам аудитора, приобретение таких несерийных локомотивов за счет средств ФНБ является неэффективным использованием бюджетных средств, так как ввиду рисков технических неисправностей не гарантирует достижение основной цели Проекта - обеспечения бесперебойной перевозки грузов и пассажиров, а также безопасности движения поездов. «В дальнейшем, - подчеркнул Валерий Богомолов, - приобретение таких локомотивов должно осуществляться «РЖД» за счет собственных средств с отнесением рисков и последствий недостижения запланированных результатов на деятельность Общества».

Результаты проверки также свидетельствуют о низком качестве поставляемых локомотивов. «Несмотря на наличие на заводах-изготовителях приемщиков продукции от ОАО «РЖД», контролирующих процесс производства, в 2015 году по закупленным локомотивам было оформлено 467 рекламаций по причине неисправности отдельных деталей и узлов», - отметил Валерий Богомолов.

Кроме того, остается высокой доля импортных комплектующих в производимых российскими предприятиями локомотивах. По некоторым сериям локомотивов импортозависимая продукция достигает 60-80% стоимости. При этом запланированные ОАО «РЖД» темпы снижения объемов приобретения импортных комплектующих не позволят обеспечить полную независимость Общества от импорта в период реализации проекта.

Коллегия приняла решение направить информационные письма в ОАО «Российские железные дороги», Минтранс России, Минэкономразвития России и Минфин России. Отчет о результатах проверки будет направлен в палаты Федерального Собрания.

Справочно:

* Паспортом проекта на 2015-2017 годы предусмотрен объем капитальных вложений в сумме 203,6 млрд. рублей, в том числе в 2015 году за счет средств ФНБ - 60,2 млрд. рублей.

** В соответствии с Паспортом проекта за весь период его реализации предусмотрена закупка 1508 локомотивов, в том числе в 2015 году за счет средств ФНБ – 467. 


Ключевые факты

  1. По состоянию на 1 января 2016 г. на реализацию проекта ОАО «РЖД» получено из средств ФНБ 60,2 млрд. рублей. Израсходовано 57,4 млрд. рублей, неиспользованный остаток составил 2,8 млрд. рублей, или 4,6 % предоставленных средств ФНБ.
  2. По остаткам средств ФНБ ОАО «РЖД» были получены проценты от их размещения на банковских счетах. По состоянию на 1 января 2016 года сумма процентов составила 1,03 млрд. рублей.
  3. Всего по состоянию на 1 января 2016 г. производителями поставлено 500 локомотивов (при плане – 502), что на 33 единицы локомотивов больше, чем было предусмотрено паспортом проекта.

  4. Доля импортных комплектующих в отдельных сериях производимых российскими предприятиями локомотивов достигает 60-80% стоимости.


Материалы по теме

Наверх