РУС ENG 

Относительная экономия по корпоративным закупкам составила лишь 1,6%

31 Марта 2016 г.

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты Мониторинга развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации.

Объекты экспертно-аналитического мероприятия: Министерство экономического развития Российской Федерации; Федеральная антимонопольная служба; Федеральное казначейство; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации; объекты контрольных мероприятий, включенные в План работы Счетной палаты на 2015 год, в части, относящейся к настоящему экспертно-аналитическому мероприятию.

Исследуемый период: 2015 г.

С докладом выступил аудитор Максим Рохмистров.

Государственные закупки в рамках 44-ФЗ

По итогам 2015 г. Счетной палатой выявлено около 500 нарушений при осуществлении государственных закупок в рамках 44-ФЗ на общую сумму более 125 млрд. руб. (В 2014 г. – 276 нарушений на общую сумму 39,6 млрд. руб.) Определенное увеличение количества выявляемых нарушений 44-ФЗ отмечает и ФАС России. В 2015 г. рост составил почти на 30% к уровню 2014 г. При этом основная масса нарушений носит процедурный характер.

Мониторинг выявил ряд положительных изменений в развитии контрактной системы в России. Завершено принятие нормативных правовых актов для создания системы планирования, нормирования и обоснования закупок. По словам аудитора, отмечается рост эффективности процедур закупок.

В 2015 г. среднее количество заявок участников закупок приблизилось к трем на один лот, экономия бюджетных средств по результатам проведения процедур закупок составила 7,6%*. «При этом отмечу негативную тенденцию увеличения объема закупок у единственного поставщика, что не лучшим образом влияет на экономию бюджетных средств», - сказал Максим Рохмистров. Например, доля изначально объявленных закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по сумме в целом по стране в 2015 г. увеличилась с 16,1% до 18,7%. При этом доля таких закупок с учетом несостоявшихся закупочных процедур в прошлом году составила 44,1 % (на 13,9 процентных пункта больше показателя 2014 г.).**

Отдельно аудитор остановился на внедрении с 1 января 2016 г. единой информационной системы в сфере закупок. При этом значительных изменений от начала ее работы ожидать сложно. Такие важные инструменты функционала ЕИС, как контроль за соответствием информации об объеме финансового обеспечения закупок, сквозной процесс контроля информации о закупке начиная от этапа ее планирования и заканчивая заключением контракта по ее итогам, должны быть внедрены только с 2017 г.

Проблематика применения 223-ФЗ

Объем объявленных закупок по 223-ФЗ в 2015 г. составил 23,1 трлн. руб. Это почти в четыре раза больше чем в рамках 44-ФЗ. Доля изначально объявленных закупок у единственного поставщика по 223-ФЗ составила более 40%, что почти в 2 раза больше чем в рамках закона о госзакупках (18,7%). Относительная экономия по итогам осуществления закупок составила лишь 1,6 % (по № 44-ФЗ – 7,6%).

Одной из причин таких показателей стало отсутствие исчерпывающего перечня конкурентных способов осуществления корпоративных закупок. Анализ положений о закупках десяти крупных корпоративных заказчиков – Роснефть, РЖД, Уралвагонзавод, Ростех, Газпром, Роснано, Почта России, Компания Сухой, Росморпорт, Транснефть показал, что указанными заказчиками применяется 27 различных способов закупки (от 6 до 13 способов каждым), которые могут иметь еще определенные особенности - в большинстве положений о закупке указано, что данные способы могут осуществляться в электронном виде, а также с возможностью проведения предварительного квалификационного отбора или без него и др.

Еще одна проблема корпоративных закупок - отсутствие ограничений количества и порядка деятельности операторов электронных площадок. Общее количество операторов электронных площадок в течение 2015 г. увеличилось более чем на 20% - в настоящее время работает более 150 операторов. (Для сравнения по 44-ФЗ таких площадок пять).

К серьезным проблемам приводит отсутствие исчерпывающего перечня оснований для заключения договора с единственным поставщиком. 223-ФЗ позволяет корпоративному заказчику устанавливать неограниченное количество случаев осуществления корпоративных закупок у единственного поставщика, уходя от конкурентных процедур закупок. По оценкам Счетной палаты, это несет коррупционные риски, а также приводит к неэффективному расходованию средств.

Председателем Счетной палаты Татьяной Голиковой в ходе обсуждения было отмечено, что выбор единственного поставщика необходимо нормативно отрегулировать. «Есть определенное количество предприятий, которые являются единственным поставщиком, но при этом находятся уже в процедуре банкротства или близки к этому. Получается, что мы в ряде случаев отдаем деньги предприятиям, которым мы вообще не должны их направлять по всем другим нормам законодательства», - добавила Татьяна Голикова.

В 223-ФЗ отсутствуют нормы, направленные на повышение эффективности расходования средств на закупки, например необходимость обоснования начальных (максимальных) цен договоров, запрет на конфликт интересов при осуществлении закупочной деятельности. Кроме того есть негативная практика установления корпоративным заказчиком нереальных сроков подачи заявок участниками корпоративных закупок, а также внесение существенных изменений в условия договоров уже после проведения процедур закупок.

По итогам проверок Счетной палатой выявлены нарушения законодательства о корпоративных закупках на общую сумму более 620 млн. руб., выраженные, в основном, в несоблюдении заказчиками требований утвержденных ими положений о закупках.

Зоны риска при применении 44-ФЗ и 223-ФЗ

На сегодняшний день законодательство не ограничивает возможность обхода 44-ФЗ. При осуществлении закупки для государственных нужд у единственного поставщика или подрядчика, определенного на основании актов Президента или Правительства, в рамках 44-ФЗ, подрядчики, как правило, работы не выполняют. Они заключают субподрядные договоры на неконкурентной основе, поскольку на них не распространяется обязательность применения 44-ФЗ. В результате выстраивается схема, на каждом этапе которой часть средств на госзакупку остается у посредников. Например, ОАО «Росгеология» определено на два года единственным исполнителем осуществляемых Роснедрами закупок работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы России. В период с июня по сентябрь 2015 г. с ОАО «Росгеология» заключено 85 государственных контрактов на общую сумму 14,3 млрд. руб., из них 98% переданы на исполнение субподрядчикам, которые в свою очередь выполнили работы уже за 12,1 млрд. руб. Полученные таким образом (фактически за посреднические услуги между Роснедрами и конечным исполнителем) средства в объеме более 2 млрд. рублей остаются в распоряжении ОАО «Росгеология». Подобные факты не единичны и выявляются в рамках 223-ФЗ.

Еще одна проблема государственных и корпоративных закупок - заключение контрактов с офшорными компаниями. Выявлены факты выбора победителей закупочных процедур и заключения государственных контрактов с компаниями, зарегистрированными на территории Российской Федерации, но учредители которых зарегистрированы в офшорных зонах, что не запрещено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Федеральным законом № 223-ФЗ ограничения в части заключения договоров с организациями, зарегистрированными в офшорных зонах, и вовсе не установлены.

По итогам рассмотрения отчета было принято решение, что необходимо внести изменения в законодательство о закупках, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, направленные на стандартизацию закупочной деятельности и расширение доступа субъектов экономической деятельности, в том числе малого бизнеса, к корпоративным закупкам. Необходимо установить исчерпывающий перечень конкурентных способов закупок и закупок у единственного поставщика, а также порядок их осуществления. Должны быть определены обязанности по обоснованию начальных (максимальных) цен договоров, введен запрет на конфликт интересов при осуществлении закупочной деятельности, а также ограничено количество электронных площадок.

Коллегия приняла решение направить информацию об основных итогах и отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия в палаты Федерального собрания.

Более подробная информация размещена на сайте www.zakupki.gov.ru.

Справочная информация:

*Рассчитывается как разность между начальной (максимальной) ценой контракта/лота, указанной в размещенном извещении о закупке, и стоимостью предложения участника, с которым в последствие будет заключен контракт.

**


31032016.jpg



Ключевые факты

  1. По итогам 2015 г. Счетной палатой выявлено около 500 нарушений при осуществлении государственных закупок в рамках 44-ФЗ на общую сумму более 125 млрд. руб.
  2. В 2015 г. по 44-ФЗ среднее количество заявок участников закупок приблизилось к трем на один лот, экономия бюджетных средств по результатам проведения процедур закупок составила 7,6%
  3. Объем объявленных закупок по 223-ФЗ в 2015 г. составил 23,1 трлн. руб. Это почти в четыре раза больше чем в рамках 44-ФЗ.
  4. Относительная экономия по итогам осуществления закупок в рамках 223-ФЗ составила лишь 1,6 %.
  5. В 223-ФЗ отсутствуют нормы, направленные на повышение эффективности расходования средств на закупки, например необходимость обоснования начальных (максимальных) цен договоров, запрет на конфликт интересов при осуществлении закупочной деятельности.

Материалы по теме

Наверх