РУС ENG 

Средства ФНБ, направленные для финансирования инвестиционных проектов, осваиваются низкими темпами

15 Апреля 2016 г.

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг и оценка эффективности размещения и использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в том числе направленных на финансирование инфраструктурных проектов за счет средств Фонда национального благосостояния, осуществляемых в рамках реализации подпрограммы «Управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» за 2015 год.

С докладом выступила аудитор Счетной палаты Татьяна Мануйлова.

Объем средств Резервного фонда в 2015 году уменьшился на 26,4% (с учетом расходов на финансирование дефицита федерального бюджета в объеме 2 622,9 млрд. рублей, зачисления дополнительных нефтегазовых доходов в объеме 402,2 млрд. рублей и положительной курсовой разницы – 915,7 млрд. рублей) и сложился практически на уровне 2008 года, составив на 1 января 2016 года 3 640,5 млрд. рублей.

Резервный фонд был использован на замещение не поступающих в ходе исполнения федерального бюджета в 2015 году доходов. Фактическое использование средств Резервного фонда составило 2 622,9 млрд. рублей, или на 451,3 млрд. рублей (14,7%) меньше, чем предусмотрено в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», что свидетельствует о недостаточной обоснованности планирования использования средств Резервного фонда.

Совокупная величина Фонда национального благосостояния (ФНБ) за счет роста курсовой разницы за последние два года выросла с 2 901,3 млрд. рублей в 2013 году до 5 227,2 млрд. рублей в 2015 году,
или в 1,8 раза.

Совокупная доходность размещения средств Резервного фонда и ФНБ на счетах в иностранной валюте в Банке России составила за прошлый год 0,41% годовых и снизилась по сравнению с доходностью за 2014 год на 38,8%, в том числе в долларах США – 0,41%, на счетах в евро – 0,30%, на счетах в фунтах стерлингов – 0,92%.

Наблюдается тенденция снижения показателя доходности от размещения средств Резервного фонда и ФНБ на счетах в Банке России в корзине разрешенных иностранных валют с момента их создания: 2013 год – 1,91%, 2014 год – 1,75%, 2015 год – 1,59%.

Доходность размещения средств ФНБ на рублевых депозитах во Внешэкономбанке в 2015 году составляет 6,48% годовых. Эти условия по размещению средств ФНБ нельзя признать эффективными в текущей экономической ситуации и при инфляции, сложившейся по результатам 2015 года на уровне 12,9%.

Общая сумма дохода от средств ФНБ, размещенных в активы, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, а также депозиты, субординированные депозиты и привилегированные акции кредитных организаций, в 2015 году составила 17,02 млрд. рублей, или 2,1% общего объема размещенных средств ФНБ (824,58 млрд. рублей).

Таким образом, доходность размещения средств ФНБ в указанные активы остается на низком уровне.

В Перечень самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства ФНБ или пенсионных накоплений, включены 12 инвестиционных проектов с общим предельным объемом средств ФНБ, инвестируемых на возвратной основе, - 972,5 млрд. руб. По состоянию на 1 января 2016 года инвестировано в финансовые активы юридических лиц, на депозиты и субординированные депозиты в целях финансирования инфраструктурных проектов на общую сумму 545,7 млрд. рублей или 56,1% от предельного объема средств ФНБ. На финансирование инвестиционных проектов было направлено 463,2 млрд. рублей средств ФНБ. Привлечение средств ФНБ на депозиты банков и часть субординированных депозитов банков, размещенная на депозитах в Банке России, составило 82,5 млрд. рублей.

Средства ФНБ, направленные для финансирования инвестиционных проектов, осваиваются низкими темпами по отдельным проектам. По состоянию на 1 января 2016 года использовано 294,8 млрд. рублей, или 63,6% перечисленных средств на реализацию проектов (463,2 млрд. рублей), в том числе:

- «Строительство «интеллектуальных сетей» - 0,36 млрд. рублей, или 33,3% средств, перечисленных на проект (1,08 млрд. рублей);

-«Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей» - 3,7 млрд. рублей, или 7,4% средств, перечисленных на проект (50 млрд. рублей).

По проекту «Центральная кольцевая автомобильная дорога (Московская область)» ГК «Автодор» перечислено АО «Крокус Интернешнл» средств ФНБ в качестве аванса в сумме 12,6 млрд. рублей, или 58,1% средств, направленных на проект (21,7 млрд. рублей). При этом ГК «Автодор» в 2015 году работы по строительству пускового комплекса №1 ЦКАД не принимались и в счет аванса не засчитывались.

«Размещение средств Фонда национального благосостояния в активы, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, должно было стать стимулом экономического роста. К сожалению, по некоторым проектам наблюдаются признаки неэффективного использование государственных инвестиций», - сказала Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова.

По проекту «Приобретение тягового подвижного состава» в результате проведенной актуализации макроэкономических показателей дисконтированный срок окупаемости проекта уменьшился на 1 год - с 24 до 23 лет (или на 4,2%), внутренняя норма доходности увеличилась с 11,4% до 12,4%, чистая приведенная стоимость снизилась с 20,9 млрд. рублей до 13,2 млрд. рублей (или на 36,8%), что не нашло отражения в паспорте проекта.

Приобретение за счет средств ФНБ единичных экземпляров локомотивов, содержащих новые технические решения, прошедших модернизацию, а также подлежащих сертификационным испытаниям и опытной эксплуатации, не соответствует цели проекта. По мнению Счетной палаты, такие сделки должны проходить за счет средств общества с отнесением рисков и последствий недостижения запланированных результатов на его деятельность.

В период с апреля по октябрь 2015 года привлеченные ГК «Автодор» средства ФНБ в объеме 21,7 млрд. рублей на цели строительства ЦКАД не направлялись и в полном объеме находились на отдельном счете ГК «Автодор» в АО «Газпромбанк».

Средства в объеме 12,6 млрд. рублей направлены ГК «Автодор» 28 октября 2015 года АО «Крокус интернешнл» в качестве аванса по долгосрочному инвестиционному соглашению на строительство Пускового комплекса №1 ЦКАД. Аванс в полном объеме находится на отдельном счете АО «Крокус интернешнл» в ПАО «Сбербанк России». Следует отметить, что проценты, полученные от размещения аванса на счете в кредитной организации, станут доходами АО «Крокус интернешнл», в то время как проценты, получаемые госкомпанией от размещения средств ФНБ, могли бы быть использованы на цели строительства ЦКАД.

По проекту «Строительство «интеллектуальных сетей» в 2015 году не использованы средства ФНБ в размере 0,72 млрд. рублей, или 66,7% перечисленных средств (1,08 млрд. рублей). Договоры аренды с дочерними обществами ПАО «Россети» заключались ООО «Инфраструктурные инвестиции-3» с превышением плановых сроков в связи с продолжительными согласованиями условий договоров аренды указанными дочерними обществами, несмотря на то, что реализация проекта была одобрена советом директоров ПАО «Россети» в декабре 2014 года.

Коллегия Счетной палаты приняла решение направить информационное письмо в Правительство Российской Федерации, в котором содержатся предложения по повышению эффективности размещения средств ФНБ, усилению контроля за реализацией проектов и совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей вопросы инвестирования средств ФНБ в самоокупаемые инвестиционные проекты.

Отчет о результатах проверки направлен в Палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

Справочная информация:

график 1.jpg


график 2.jpg



Ключевые факты

  1. Объем средств Резервного фонда в 2015 году уменьшился на 26,4% и сложился практически на уровне 2008 года, составив на 1 января 2016 года 3 640,5 млрд. рублей.

  2. Фактическое использование средств Резервного фонда составило 2 622,9 млрд. рублей, или на 451,3 млрд. рублей (14,7%) меньше, чем предусмотрено в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
  3. Совокупная величина Фонда национального благосостояния (ФНБ) за счет роста курсовой разницы за последние два года выросла с 2 901,3 млрд. рублей в 2013 году до 5 227,2 млрд. рублей в 2015 году, или в 1,8 раза.

  4. Совокупная доходность размещения средств Резервного фонда и ФНБ на счетах в иностранной валюте в Банке России составила за прошлый год 0,41% годовых и снизилась по сравнению с доходностью за 2014 год на 38,8%, в том числе в долларах США – 0,41%, на счетах в евро – 0,30%, на счетах в фунтах стерлингов – 0,92%.

  5. Наблюдается тенденция снижения показателя доходности от размещения средств Резервного фонда и ФНБ на счетах в Банке России в корзине разрешенных иностранных валют с момента их создания: 2013 год – 1,91%, 2014 год – 1,75%, 2015 год – 1,59%.


Материалы по теме

Наверх