РУС ENG 

Объем незавершенного строительства ФГКУ Росгранстрой за три года вырос на 118,3% и составил 9,8 млрд. рублей

28 Апреля 2016 г.

Фото ИТАР-ТАСС/Интерпресс/Александр Лисафин

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка состояния строительства, реконструкции и технического перевооружения пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации».

Объекты проверки: ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (далее – ФГКУ Росгранстрой, Дирекция)*, Махачкалинский и Санкт-Петербургский филиалы ФГКУ Росгранстрой и входящие в их зону ответственности пункты пропуска.

Проверяемый период деятельности: 2012-2015 гг.

С сообщением выступил аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин.

Проверкой установлено, что за период 2012-2015 гг. объем незавершенного строительства ФГКУ Росгранстрой (Росграницы) в целом вырос на 5,3 млрд. рублей или 118,3% и по состоянию 1 января 2016 г. составил 9,8 млрд. рублей. Общая площадь невостребованных объектов строительства - 6 472,8 кв.м, в том числе по Махачкалинскому филиалу ФГКУ Росгранстрой – 4 684,3 кв.м, по Санкт-Петербургскому филиалу ФГКУ Росгранстрой – 1 788,4 кв. м. Расходы федерального бюджета на содержание неэффективно используемого имущества составили за 2010-2015 гг. 105,9 млн. рублей (коммунальные услуги, уборка территории, услуги по техническому обслуживанию и содержанию имущества и др.).

Как сообщил аудитор, в проверяемый период на проектирование, строительство, реконструкцию и техническое перевооружение пунктов пропуска** через государственную границу Российской Федерации ФГКУ Росгранстрой было выделено 12,01 млрд. рублей. «Кассовое исполнение составило 10,3 млрд. рублей или 85,6% от общей суммы выделенных средств, 1,7 млрд. рублей (14,4%) были возвращены в федеральный бюджет», - отметил Сергей Штогрин.

Согласно результатам проверки, государственные контракты*** на строительство и реконструкцию пунктов пропуска заключались ФГКУ Росгранстрой преимущественно в четвертом квартале соответствующего года со сроками их действия до конца года, что несло риски невыполнения договорных обязательств. «В связи с ненадлежащим исполнением подрядчиками договорных обязательств, в том числе по срокам исполнения, в проверяемом периоде ФГКУ Росгранстрой было расторгнуто 6 государственных контрактов. Объем неисполненных обязательств по ним составил 972,2 млн. рублей», - сообщил Сергей Штогрин.

Из 23 объектов капитального строительства (реконструкции, технического перевооружения), предусматриваемых к вводу в 2012-2015 гг., фактически строительством завершен 21 объект. Из них 15 объектов были введены в эксплуатацию. По остальным 6 объектам распоряжения о вводе в эксплуатацию не были изданы в связи с окончанием работ в ноябре - декабре 2015 года.

В ходе проверки были выявлены недостатки в части целесообразности выбора объектов строительства, определения их проектной мощности и экономической обоснованности, которые в результате привели к завышению мощностей объектов строительства, их невостребованности, увеличению расходов на их эксплуатацию, а также неэффективному использованию бюджетных средств.

Например, в декабре 2015 г. ФГКУ Росгранстрой начато строительство морского пункта пропуска (МПП) Брусничное (Сайменский канал) проектной мощностью 23 судна в сутки и 223 человека в сутки. В соответствии с паспортом ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2012-2021 гг.)» на его строительство предусмотрено 945,5 млн. рублей (с учетом ПИР). Между тем средний транспортный поток по Сайменскому каналу составляет 9 морских (речных) судов и 47 физических лиц в сутки или 39,1% и 21,1% от проектной мощности строящегося пункта пропуска, соответственно. «В результате, строительство МПП Брусничное (Сайменский канал) на полуострове Сторожевик несет дополнительные расходы, связанные со швартовкой прибывающих судов, оказанием помощи судам в период зимней навигации, содержанием подъездной дороги к пункту пропуска и другие расходы», - отметил аудитор.

Похожая ситуация наблюдается и в Махачкалинском морском торговом порту, где ФГКУ Росгранстрой строит морской пункт пропуска «Махачкала». Как показала проверка, проектная мощность МПП (до 3 млн. тонн в год) превышает установленную пропускную способность порта на 1 600 тыс. тонн или в 2,1 раза, а среднюю загруженность порта по сухим грузам на 2 364,9 тыс. тонн или в 4,7 раза. При этом проектной документацией на строительство МПП «Махачкала» предусматривается строительство стационарного железнодорожного инспекционно-досмотрового комплекса стоимостью 415,2 млн. рублей, который при низком объеме доставки в порт сухих грузов железнодорожным транспортом в должной мере не будет востребован.

На многосторонних автомобильных пунктах пропуска (МАПП) «Яраг-Казмаляр» и «Тагиркент-Казмаляр» в составе завершенных строительством объектов находятся пешеходные составляющие, которые не используются со дня их ввода в эксплуатацию (29 января 2015 года). При этом расходы на их строительство составили 46,2 млн. рублей и 61,4 млн. рублей, соответственно. «При отсутствии конечного результата, а именно возможности эксплуатации пешеходных составляющих указанных пунктов пропуска, вложенные в их обустройство и техническое перевооружение бюджетные средства можно отнести к неэффективным расходам» - констатировал Сергей Штогрин.

Кроме того, в ходе исполнения государственных контрактов на выполнение работ по реконструкции МАПП «Яраг-Казмаляр» и МАПП «Тагиркент-Казмаляр» вместо предусмотренного к установке рентгенотелевизионного оборудования марки HI-SCAN Heimann Smiths Gmbh (производство Германия) было установлено оборудование марки X-ray Center – XRC (производство Турецкая Республика). При этом его замена произведена без внесения соответствующих изменений в госконтракты и в отсутствие документов с обоснованием замены. Более того, разница в стоимости установленного оборудования и его рыночной стоимости составляет 17,3 млн. рублей (расчетно). «Таким образом, экономическим интересам Российской Федерации нанесен предполагаемый ущерб в размере 17,3 млн. рублей», - подчеркнул аудитор.

Проверка также показала, что у ФГКУ Росгранстрой имеются серьезные проблемы со строительством и вводом в эксплуатацию автомобильного пункта пропуска «Кяхта» (Республика Бурятия). «Срок ввода объекта в эксплуатацию был назначен на декабрь 2015 года. По состоянию на 1 января 2016 года затраты на его реконструкцию составили порядка 478 млн. рублей. При этом бюджетные ассигнования на завершение работ по данному объекту в объеме 125,4 млн. рублей не предусмотрены ни ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2012-2021 гг.)» ни другими ФАИП», - отметил Сергей Штогрин.

На Коллегии также отмечалось, что имеющаяся нормативная правовая база, регламентирующая вопросы обустройства государственной границы Российской Федерации, требует нормативного регулирования в части установления единых типовых требований к строительству, реконструкции, техническому перевооружению и материально-техническому оснащению пунктов пропуска. Кроме того, не решен вопрос о ведомственной принадлежности специального оборудования, используемого для проведения таможенного досмотра (автоподъемники, лебедки, шиномонтажное и др. оборудование), и ведомственном закреплении расходов на его эксплуатацию, что является одной из причин неэффективного использования оборудования таможенными органами.

Коллегия приняла решение направить представление в ФГКУ Росгранстрой, информационное письмо - в Правительство Российской Федерации и обращение - в Генеральную прокуратуру. Отчет о результатах контрольного мероприятия будет направлен в палаты Федерального собрания.

Справочно:

*Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (ФГКУ Росгранстрой) создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 г. № 2357-р. Учредителем Дирекции является Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации.

В проверяемом периоде Дирекция находилась в ведении Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница). В связи с упразднением Росграницы (Указ Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 г. № 40) ФГКУ Росгранстрой отнесено к ведению Минтранса России.

**Объектами проектирования, строительства, реконструкции и технического перевооружения стали 49 пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в том числе: воздушных – 12, автомобильных – 16, морских – 12, речных – 1 и железнодорожных – 8.

***За период 2012-2015 гг. Дирекцией было заключено 57 государственных контрактов на разработку проектной и рабочей документации, проведение кадастровых работ, межевание земель, авторский надзор и технологическое присоединение к инженерным сетям и 39 государственных контрактов на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение пунктов пропуска. Общая суммарная стоимость работ по заключенным контрактам составила 14,6 млрд. рублей, из которых 7,9 млрд. рублей приходятся на контракты с окончанием выполнения работ в 2016-2019 гг. Объемы выполненных и принятых в 2012-2015 гг. работ составили 8,6 млрд. рублей или 58,7% от общего объема заключенных государственных контрактов в указанном периоде.


Ключевые факты

  1. За период 2012-2015 гг. объем незавершенного строительства ФГКУ Росгранстрой (Росграницы) в целом вырос на 5,3 млрд. рублей или 118,3% и по состоянию 1 января 2016 г. составил 9,8 млрд. рублей. Общая площадь невостребованных объектов строительства - 6 472,8 кв.м.
  2. Расходы федерального бюджета на содержание неэффективно используемого имущества составили за 2010-2015 гг. 105,9 млн. рублей (коммунальные услуги, уборка территории, услуги по техническому обслуживанию и содержанию имущества и др.).

  3. В проверяемый период на проектирование, строительство, реконструкцию и техническое перевооружение пунктов пропуска* через государственную границу Российской Федерации ФГКУ Росгранстрой было выделено 12,01 млрд. рублей. Кассовое исполнение составило 10,3 млрд. рублей или 85,6% от общей суммы выделенных средств.
  4. Из 23 объектов капитального строительства (реконструкции, технического перевооружения), предусматриваемых к вводу в 2012-2015 гг., фактически строительством завершен 21 объект. Из них 15 объектов были введены в эксплуатацию. По остальным 6 объектам распоряжения о вводе в эксплуатацию не были изданы в связи с окончанием работ в ноябре - декабре 2015 года. 


Материалы по теме

Наверх