РУС ENG 

Из-за сокращения потребительского спроса инфляция в первом квартале снизилась до 2,1%

10 Мая 2016 г.

Счетная палата подготовила оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета, включая оперативную информацию о ходе выполнения Плана действий Правительства России, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития в 2016 году, а также оперативную информацию об исполнении бюджетов внебюджетных фондов и консолидированных бюджетов регионов за I-ый квартал 2016 года. Полная информация доступна по ссылке. Ниже приведены некоторые показатели, содержащиеся в документах.

Федеральный бюджет

ВВП составил 19,2 трлн. руб., или 24,5% годового объема.

Индекс промышленного производства по сравнению с аналогичным периодом 2015 года составил 99,4%. Положительные темпы роста отмечены в добыче полезных ископаемых – 103,4%, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 100,6%, снижение продолжается в обрабатывающих производствах – 96,9%. Темп роста производства продукции сельского хозяйства составил 102,8%.

Оборот розничной торговли по сравнению с показателем в аналогичном периоде 2015 года снизился на 5,4%, объем платных услуг населению снизился на 1,4 %

Средняя цена на нефть марки «Юралс» составила $31,8 за баррель, что на $18,2 ниже среднегодовой прогнозной цены на российскую нефть, учтенной при расчетах к Федеральному закону о бюджете (50$ за баррель) (за январь – апрель 2016 года - $33,93 за баррель).

Инфляция составила 2,1% (за январь-апрель 2016 года - 2,5%) при прогнозном годовом показателе 6,4%. «Снижение инфляции в январе-марте отчасти обусловлено значительным сокращением потребительского спроса из-за снижения реальных располагаемых доходов населения. Также на снижение инфляции оказало влияние укрепление курса национальной валюты», - прокомментировала Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова.

Рост цен на продовольственные товары составил 2,3%, в аналогичном периоде 2015 года – 10,9% (за январь – апрель 2016 года - 2,7%, в аналогичном периоде 2015 года - 11,2%). Наибольшее удорожание произошло на плодоовощную продукцию – на 7,2%, на сахар-песок – на 4,8%, на рыбу и морепродукты – на 3,6%. Снижение цен наблюдалось на мясо и птицу – на 1,2%, на яйца куриные – на 2,3%.

доклад_10.05.2016_slaider-05.png

Рост цен на непродовольственные товары составил 2,3%, в аналогичном периоде 2015 года – 6,8% (за январь – апрель 2016 года - 2,9%, в аналогичном периоде 2015 года - 7,8%). Наибольший прирост цен отмечается на табачные изделия – на 4,3%, электротовары и другие бытовые приборы – на 3,1%. В марте по сравнению с февралем снижение цен отмечено по телерадиотоварам – на 0,2%.

Рост цен и тарифов на услуги наблюдается на уровне 1,4%, в аналогичном периоде 2015 года – 3,3% (за январь – апрель 2016 года - 1,7%, в аналогичном периоде 2015 года - 3,4%). Наиболее существенный рост зафиксирован на услуги дошкольного образования – на 5,8%, медицинские услуги – на 3,4%, жилищно-коммунальные услуги подорожали на 0,5%.

Реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на 3,9%, реальная начисленная среднемесячная заработная плата снизилась на 0,5%. Просроченная задолженность по заработной плате на 1 апреля 2016 года составила 4,5 млрд. руб., увеличившись с начала года на 25,2%. В общем объеме задолженности на обрабатывающие производства приходится 35%, на строительство - 23%, на транспорт – 25%, на добычу полезных ископаемых – 5%, на сельское хозяйство, охоту и предоставление услуг в этих областях, лесозаготовки – 4%, на научные исследования и разработки – 3%.

Курс доллара США к рублю составил 74,59 руб. за $1 (в январе - апреле 2016 года - 72,53 руб. за $1).

Доходы федерального бюджета составили 2,9 трлн. руб., или 21,2% утвержденного годового объема (по сравнению с аналогичным периодом 2015 года доходы снизились на 15,4%). Нефтегазовые доходы составили 992,2 млрд. руб., ненефтегазовые доходы – 1,9 трлн. руб. Доля нефтегазовых доходов в общих доходах федерального бюджета в отчетном периоде составила 34,1% против 45% в 2015 году. Сокращение объема нефтегазовых доходов, главным образом, обусловлено снижением цен на углеводородное сырье, прежде всего на нефть, и уменьшением стоимостных и физических объемов экспорта топливно-энергетических товаров.

Расходы федерального бюджета исполнены в сумме 3,6 трлн. руб., или 22,4% показателя сводной бюджетной росписи (по сравнению с аналогичным периодом 2015 года исполнение расходов снизилось на 12,3%).

Контрактуемые расходы федерального бюджета (открытая часть) исполнены в сумме 274,6 млрд. руб., или 12,5% доведенных ЛБО. Экономия средств по результатам осуществления процедур закупок на федеральном уровне составила 3% (за аналогичный период 2015 года – 7,5%).

В течение первого квартала 2016 года должны были быть реализованы отдельные бюджетные процедуры, направленные на повышение эффективности использования бюджетных средств, однако данные оперативного доклада свидетельствуют, что нормы бюджетного законодательства соблюдены не в полном объеме.

На 20 февраля 2016 года (установленный срок - не позднее первых 30 рабочих дней) 7 главных распорядителей распределили и довели до подведомственных получателей менее 90% лимитов на осуществление закупок товаров, работ и услуг[i]

Лимиты на осуществление бюджетных инвестиций и на предоставление отдельных видов субсидий доведены до подведомственных получателей также не в полном объеме. На 17 марта 2016 года (установленный срок - не позднее первых 45 рабочих дней) 11 главных распорядителей довели от 70% до 90% лимитов; 8 – от 20% до 70%; 10 – менее 20%, из них по 4 главным распорядителям (Росрыболовство, Федеральное казначейство, Роспечать и Минтруд России) распределение не осуществлялось.

По экспертной оценке Счетной палаты, на 1 апреля 2016 года не приняты решения 12 главными распорядителями (за исключением Минсельхоза России) о распределении 22 субсидий, предоставляемых регионам, 4 субсидии распределены частично (11,2%).

При этом, отметила Татьяна Голикова, согласно положениям нормативного правового акта[ii] в случае отсутствия до 1 мая 2016 года акта Правительства РФ о распределении субсидий должны быть приостановлены операции по доведению лимитов на предоставление субсидий и операции по постановке на учет соответствующих обязательств. Аналогичные санкции должны применяться, если в срок до 15 августа 2016 года не будут заключены соглашения с регионами.

В результате по сравнению с I кварталом 2015 года объем предоставленных межбюджетных трансфертов субъектам снизился на 14,8 %. Наименьший процент исполнения отмечается по субсидиям – 7,4% (в аналогичном периоде 2015 года – 8%) и иным межбюджетным трансфертам – 6,1% (в прошлом году 17,3%).

По словам Татьяны Голиковой, 16 из 38 главных распорядителей, которым бюджетом были предусмотрены средства на межбюджетные трансферты, в I-квартале 2016 года их не осуществили. Низкий уровень исполнения отмечается по следующим главным распорядителям: Минспорт России – 0,003%, Росавтодор – 0,6%, Росводоресурсы – 1,2%, Минстрой России – 2,6%, Росимущество – 2,8%, Минобрнауки России – 3,9%, Росреестр – 3,9%, Минкультуры России – 6,4%, Роснедра – 8,3%, Минсельхоз России – 12%, Россельхознадзор – 16,7%, Минздрав России – 17,2%, Рослесхоз – 17,3%, Ростехнадзор – 17,9% сводной росписи.

В результате введенного в 2016 году требования о перечислении юридическими лицами в срок до 1 апреля 2016 года на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Банка России, неиспользованных на 1 января текущего года остатков субсидий и бюджетных инвестиций, было перечислено[iii] 138,8 млрд. руб., в том числе: неиспользованные остатки имущественных взносов – 19,8 млрд. руб. (14,3% общего объема перечисленных остатков), остатки взносов в уставные капиталы – 88,4 млрд. руб. (63,7%), остатки субсидий юридическим лицам, – 30,7 млрд. руб. (22%).

Остаток неиспользованных имущественных взносов в сумме 19,8 млрд. рублей сложился по Государственной корпорации «Ростех». Следует отметить, что в 2015 году ГК «Ростех» было предоставлено 6 имущественных взносов на сумму 53,8 млрд. рублей, из которых 2 имущественных взноса в размере 2,8 млрд. рублей в полном объеме не использованы.

Наибольший объем неиспользованных бюджетных ассигнований, полученных ранее из федерального бюджета, сложился по получателям средств, предоставленных Росимуществом (28,9% общего объема перечисленных остатков), Минэнерго России (20,9 %), Минпромторгом России (20%), Минфином России (11,1%), Минэкономразвития России (5,8%).

Объем неиспользованных взносов в уставные капиталы юридических лиц, перечисленный на счета территориальных органов Федерального казначейства (88,4 млрд. рублей), сопоставим с предусмотренным федеральным бюджетом на 2016 год объемом средств на предоставление взносов в уставные капиталы (87,8 млрд. рублей).

Так, Росимуществом в 2014 году перечислен взнос в уставный капитал АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» в сумме 50 млрд. рублей. Неиспользованный остаток средств, перечисленный на счета территориальных органов Федерального казначейства, составил 37 млрд. рублей, или 74% общего объема предоставленных средств.

Минэнерго России в 2008-2012 гг. предоставило взносы ПАО «Федеральная гидрогенерирующая компания – РусГидро», г. Красноярск на общую сумму 73,2 млрд. рублей. Остаток неиспользованных средств, перечисленный на счета территориальных органов Федерального казначейства, составил 6,1 млрд. рублей, или 8,3% общего объема предоставленных средств.

Минпромторг России предоставил взносы ОАО «Концерн радиостроения «Вега», г. Москва за период с 2010 по 2015 год на общую сумму 2,6 млрд. рублей. Неиспользованный остаток средств, перечисленный на счета территориальных органов Федерального казначейства, составил 1,8 млрд. рублей, или 69% общего объема предоставленных средств.

Минэкономразвития России в 2008-2015 гг. предоставило взносы ОАО «Особые экономические зоны», г. Москва на общую сумму 102,4 млрд. рублей. Остаток неиспользованных средств, перечисленный на счета территориальных органов Федерального казначейства, составил 3,5 млрд. рублей, или 70,5% объема, предоставленного в 2015 году. Следует отметить, что федеральным бюджетом на 2016 год Минэкономразвития России предусмотрены бюджетные ассигнования для предоставления взноса в уставный капитал данному акционерному обществу в сумме 5,7 млрд. рублей.

Наибольший объем неиспользованных остатков субсидий юридических лиц сложился по получателям Минфина России (15,4 млрд. рублей, или 50,2%) и Минэкономразвития России (4,5 млрд. рублей, или 14,8%).

Остаток средств, перечисленный некоммерческой организацией «Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий» (Минфин России), составил 15,4 млрд. рублей, или 81,1% объема субсидии, выделенного в 2015 году.

Субсидия, выделенная Минэкономразвития России в 2015 году некоммерческой организации «Фонд развития моногородов» в объеме 4,5 млрд. рублей, осталась неиспользованной в полном объеме и перечислена на счета Федерального казначейства.

Татьяна Голикова обратила внимание, что при принятии до 1 июля 2016 года главными распорядителями решений об использовании в 2016 году полностью или частично остатков целевых средств необходимо учитывать, что по отдельным получателям средства федерального бюджета на 2016 год составляют от 50% до 6 раз объема неиспользованных остатков.

Дефицит федерального бюджета сложился в размере 712,4 млрд. руб. (0,9% утвержденного объема ВВП) при годовом дефиците 2,4 трлн. руб. За январь-март 2015 года дефицит – 691,9 млрд. руб. (0,9% утвержденного объема ВВП).

Поступления в федеральный бюджет от приватизации составили 2,1 млрд. руб., или 6,3% планируемого годового объема, что значительно выше поступлений за аналогичный период 2015 года - 345,3 млн. руб.

Объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте уменьшился на 6% и составил 3,4 трлн. руб. Объем средств ФНБ в рублевом эквиваленте уменьшился на 5,4% и составил 4,9 трлн. руб.

Вывоз капитала за рубеж составил $7 млрд., что ниже уровня в аналогичном периоде 2015 года на $25,9 млрд., или в 4,7 раза. «Объемы чистого вывоза капитала, как и в 2015 году, формировались за счет погашения внешних обязательств, но в существенно меньших размерах», - пояснила Татьяна Голикова.

В I квартале 2016 года средства федерального бюджета размещены на банковских депозитах в 9 банках (включая ГК «Внешэкономбанк») в объеме 2,3 трлн. руб, из них на депозитах в ВТБ (ПАО) - 1,3 трлн. руб. под средневзвешенную процентную ставку 10,93% годовых (56,8% общего объема размещения), в ПАО Банк «Финансовая Корпорация Открытие» - 697,5 млрд. руб. под средневзвешенную процентную ставку 11,19% годовых (30%), в Банке ВТБ 24 (ПАО) – 77,6 млрд. руб. под средневзвешенную процентную ставку 10,72% годовых (3,3%), в Акционерном коммерческом банке «Банк Москвы» (ОАО) – 67,8 млрд. руб. под средневзвешенную процентную ставку 11% годовых (2,9%), в АО «Российский Сельскохозяйственный банк» - 20 млрд. руб. под средневзвешенную процентную ставку 10,9% годовых (0,9%), в АО «ЮниКредит Банк» - 16 млрд. руб. под средневзвешенную процентную ставку 11,2% годовых (0,7%), в ПАО Сбербанк России – 15,2 млрд. руб. под средневзвешенную процентную ставку 11,1% годовых (0,7%), в «Газпромбанк» (АО) – 8,3 млрд. руб. под средневзвешенную процентную ставку 10,7% годовых (0,4%), а также в ГК «Внешэкономбанк» - 100 млрд. руб. под процент равный ключевой ставке Банка России (4,3% общего объема размещения).

Итоги мониторинга реализации принятого Правительством России антикризисного плана показали, что из 26 пунктов, подлежащих выполнению в I квартале 2016 года, за I квартал текущего года выполнено[iv] 11 пунктов (42,3%), частично выполнено 2 пункта (7,7%), не выполнено 13 пунктов (50%).

Так, в I квартале 2016 года в рамках выполнения пункта 26 Плана, предусматривающего предоставление субсидий ФГАУ «Российский фонд технологического развития» в целях внедрения наилучших доступных технологий и импортозамещения, принято распоряжение Правительства России от 12 марта 2016 г. № 417-р о предоставлении субсидии в объеме 20 млрд. рублей, кассовое исполнение расходов составило 10 млрд. рублей.

В рамках реализации пункта 19 Плана постановлением Правительства России от 29 февраля 2016 г. № 150 внесены изменения в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и АО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», в соответствии с которыми программа субсидирования жилищных (ипотечных) кредитов (займов) на приобретение жилых помещений на первичном рынке продлена до 1 января 2017 года по выданным кредитам и до 1 марта 2017 года по приобретенным АО «АИЖК» кредитам, а объем средств, направляемых на выдачу (приобретение) указанных кредитов (займов), увеличен до 1 трлн. рублей. Таким образом, указанный пункт Плана выполнен в части нормативного обеспечения.

Пунктом 18 Плана предусматривается предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам регионов на реализацию проектов комплексного освоения территории в рамках программы «Жилье для российской семьи». Минстроем России разработан и внесен в Правительство России проект постановления об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам регионов на финансовое обеспечение реализации программы «Жилье для российской семьи», который был возвращен на доработку.

Пунктом 44 Плана предусмотрено предоставление субсидий на реализацию комплексных инвестиционных проектов по развитию инновационных территориальных кластеров. Минэкономразвития России подготовлен проект распоряжения Правительства России о выделении средств федерального бюджета в размере 2,5 млрд. рублей для предоставления в 2016 году бюджетам регионов субсидий на реализацию комплексных инвестиционных проектов по развитию инновационных территориальных кластеров, который до настоящего времени не принят.

В I квартале 2016 года, как и при реализации антикризисного плана 2015 года, отдельными ответственными исполнителями мероприятий допускается нарушение сроков подготовки проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, предусматривающих меры государственного регулирования, а также предоставление бюджетных ассигнований.

Можно констатировать, что в прошедшем периоде отдельные мероприятия, реализованные в рамках антикризисного плана на 2015 год, привели к положительным результатам в экономике. Так, в I квартале 2016 года по сравнению с I кварталом 2015 года производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства выросло на 12%, что обусловлено в том числе выделением дополнительных средств на субсидирование скидки на сельскохозяйственную технику, реализуемую российскими машиностроителями сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Выполнение отдельных мероприятий антикризисного плана 2015 года пока не привело к положительным изменениям. Так, направление в 2015 году средств на обновление парка транспортных средств для государственных и муниципальных нужд, не способствовало улучшению динамики производства легковых автомобилей. Сокращение их производства составило в I квартале 2016 года 26,3% и было обусловлено снижением реальных располагаемых доходов населения (в I квартале 2016 года по сравнению с I кварталом 2015 года на 3,9%).

В 2015 году производство фармацевтической продукции в Российской Федерации (физический объем) по сравнению с 2014 годом увеличилось на 8,9%, а стоимостной объем импорта этой продукции снизился на 37,6%.

Вместе с тем, за I квартал 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года производство фармацевтической продукции (физический объем) снизилось на 0,5%; также за 2 месяца текущего года снизился на 12% (по сравнению с январем – февралем 2015 года) импорт этой продукции (по стоимости).

Несмотря на финансирование в 2016 году поддержки экспорта высокотехнологичной продукции, продолжилась тенденция снижения экспорта высокотехнологичной продукции, которое составило в январе - феврале 2016 года по сравнению с январем - февралем 2015 года 22,5 %.

ПФР

Доходы бюджета ПФР составили 1,8 трлн. руб., или 24,2% годового объема. Уровень исполнения доходов фонда за I-ый квартал 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года выше на 3,2 проц. пункта.

Значительный объем доходов бюджета фонда составили безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Так, из федерального бюджета в бюджет ПФР перечислено 849,1 млрд. руб., или 26,6% от планируемого объема, из бюджетов регионов – 680,8 млн. руб., или 22,6%. Уровень поступлений сопоставим с показателями за аналогичный период 2015 года.

Задолженность по страховым взносам, пеням и штрафам на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 1 апреля 2016 года нарастающим итогом с 2010 года составляет 259,6 млрд. руб., в том числе недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 220,4 млрд. рублей (увеличившись на 15% по сравнению с объемом задолженности на 1 января 2016 года), задолженность по пеням и штрафам - 39,2 млрд. руб. (увеличившись на 40,7%).

В целом на рост недоимки по страховым взносам оказало влияние увеличение почти на 7% в 2015 году числа страхователей, находящихся в процедуре банкротства, и почти на 8% страхователей, не сдающих отчетность более года.

Расходы ПФР составили 1,8 трлн., или 24,2% годового объема. Расходы за I-ый квартал 2016 года на 5,5 проц. пункта превысили расходы за аналогичный период 2015 года, что обусловлено повышением расходов на выплату пенсий за счет увеличения численности пенсионеров почти на 467 тыс. человек и индексации страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней, не работающим пенсионерам с 1 февраля 2016 года на 4%.

Остаток неиспользованных средств бюджета фонда по состоянию на 1 апреля 2016 года составил 368,7 млрд. руб.

Дефицит бюджета ПФР составил 43,8 млрд. руб., что составляет 25,1% планового годового показателя.

ФСС

Доходы бюджета фонда составили 44,9 млрд. руб., или 7,3% годового объема. Низкое кассовое исполнение бюджета ФСС обусловлено отсутствием информации о расчетах страхователей, произведенных с учетом «зачетного принципа»[v] по итогам I-ого квартала 2016 года. За аналогичный период 2015 года за счет возврата из бюджета Фонда в федеральный бюджет 55 млрд. рублей доходы бюджета фонда складывались с отрицательным значением (–) 15,2 млрд. рублей.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством поступили в бюджет ФСС в объеме 41,3 млрд. руб., или 8,8 % от планового значения, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – в объеме 20,1 млрд. руб., или 20,6% от запланированного показателя. Поступление страховых взносов сопоставимо с поступлениями за аналогичный период 2015 года.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета перечислены в бюджет ФСС в сумме 5,6 млрд. руб., или 26,8% годового объема, из бюджета ФОМС – 2,7 млрд. руб., или 14,6%.

В связи с «зачетным принципом» можно проанализировать информацию по недоимке по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по состоянию на 1 января 2016 года, которая составила 6,1 млрд. руб. и по сравнению с 2015 годом увеличилась на 37,6%. Недоимка по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составила 7,6 млрд. руб., рост недоимки за 2015 год - 3%. Фондом в 2015 году списана безнадежная к взысканию задолженность по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в объеме 1,2 млрд. рублей.

Расходы бюджета фонда составили 45,1 млрд. руб., или 7% годового объема. В целом кассовые расходы за I-ый квартал 2016 года сопоставимы с расходами за аналогичный период 2015 года.

Остаток неизрасходованных фондом средств федерального бюджета по состоянию на 1 апреля 2016 года составил 4 млрд. руб., средств ФОМС – 219,6 млн. руб.

Дефицит бюджета ФСС по состоянию на 1 апреля 2016 года составил 216,2 млн. руб., или 0,6% от планового годового показателя.

ФОМС

Доходы бюджета ФОМС составили 400,4 млрд. руб., или 24,1% годового объема. Уровень исполнения доходов фонда за I-ый квартал 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года выше на 1,9 проц. пункта, что в том числе было обеспечено возвратом в доход бюджета ФОМС более 11 млрд. рублей остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет. Исполнение доходов фонда от взносов на обязательное медицинское страхование составило 22,2% от прогнозного уровня, что на 1,5 процентных пункта выше аналогичных данных за первый квартал 2015 года. Поступление страховых взносов на обязательное медицинское страхования: работающего населения составило 210,5 млрд. руб., неработающего населения – 153,3 млрд. руб.

27 регионов допустили нарушение установленного срока перечисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. При этом задолженность по перечислению страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения числится по Республике Ингушетия в сумме 391,7 млн. руб., по Саратовской области – 814,4 млн. руб., по Республике Хакасия – 296,4 млн. руб. В результате названным регионам не предоставлены субвенции в общем объеме 2,9 млрд. руб., в том числе Республике Ингушетия – за февраль и март 2016 года, что создает риски недофинансирования медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальных программ ОМС данных регионов, задержки заработных плат медицинских работников, дефицита лекарственных препаратов и расходных материалов, а также кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг медицинских организаций.

Расходы бюджета ФОМС составили 392,8 млрд. руб., или 23,3% годового объема. Расходы фонда за I-ый квартал 2016 года ниже показателя за аналогичный период 2015 года на 2,8 проц. пункта.

Профицит бюджета фонда составил 7,6 млрд. руб. При этом остатки средств на едином счете ФОМС на 1 апреля 2016 года составили 49,7 млрд. руб.

Консолидированные бюджеты регионов

Доходы консолидированных бюджетов регионов составили 1,99 трлн. руб., или 22,5% годового объема, расходы – 1,85 трлн. руб., или 19,5%.

Общий профицит консолидированных бюджетов регионов сложился в сумме 142,6 млрд. руб. С суммарным профицитом в объеме 224,5 млрд. рублей исполнены консолидированные бюджеты 35 регионов, с суммарным дефицитом в объеме 81,9 млрд. рублей бюджеты 50 регионов. Наибольший профицит отмечается в г. Москве (104,7 млрд. рублей), Ханты-Мансийском автономном округе (22,9 млрд. рублей), г.Санкт-Петербурге (18,4 млрд. рублей), наибольший дефицит – в Красноярском крае (11,6 млрд. рублей), Нижегородской области (5,4 млрд. рублей) и Омской области (4,6 млрд. рублей).

Поступление налога на прибыль организаций составило 538,9 млрд. руб., снизившись по сравнению с аналогичным периодом 2015 года на 0,2%, поступления НДФЛ составили 616,1 млрд. руб., увеличившись на 8%, поступления по группе налогов на имущество – 201,3 млрд. руб., увеличение на 4,5%.

Государственный долг регионов по состоянию на 1 апреля 2016 года составил 2,35 трлн. руб., увеличившись с начала года на 1,5%. В структуре долговых обязательств регионов произошли изменения: доля бюджетных кредитов выросла на 8,4 проц. пункта и составила 43,3%, доля коммерческих кредитов снизилась на 7,4 проц. пункта и составила 34,3%.

Однако в структуре долговых обязательств некоторых регионов доля кредитов, полученных субъектами Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций значительно выше средних значений - в Ненецком автономном округе – 100%, Ивановской области 89,8%, Магаданской области – 82%, Ямало-Ненецком автономном округе – 79,9%, Ростовской области – 74,3%, Курганской области – 73,9%, Ульяновской области – 70%.

Объем предоставленных бюджетам регионов бюджетных кредитов из федерального бюджета составил 144,9 млрд. руб. (46,7% предусмотренных средств), возврат бюджетных кредитов – 22,3 млрд. руб. Предоставление бюджетных кредитов в столь значительном объеме не решает задачи стабилизации продолжающегося роста долговых обязательств регионов, обеспечения сбалансированности их бюджетов. Более эффективной мерой финансовой помощи могут стать дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов.

Расходы на обслуживание государственного и муниципального долга регионов составили 39,7 млрд. руб., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2015 года на 23,5%. Это свидетельствует о нарастании рисков дальнейшего удорожания затрат на обслуживание долговых обязательств со стороны бюджетов регионов.



[i] пункт 4 постановления Правительства РФ от 28.12.2015 N 1456 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год.

[ii] пункты 15-17 постановления Правительства РФ от 28.12.2015 N 1456 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год.

[iii] Данные Федерального казначейства по состоянию на 7 апреля 2016 года

[iv] Оценка хода реализации Плана за I квартал 2016 года осуществлена Счетной палатой только с точки зрения принятия (утверждения) законодательных и (или) иных нормативных правовых актов и выделения бюджетных ассигнований. Оценка выполнения мероприятий Плана за первое полугодие 2016 года будет осуществлена Счетной палатой по факту принятия (утверждения) законодательных и (или) иных нормативных правовых актов, использования выделенных бюджетных ассигнований, а также степени достижения целей, социально-экономических результатов от реализации антикризисных мероприятий.

[v] Особенностью исполнения бюджета ФСС в 2016 году остается «зачетный принцип» формирования и использования значительной части его средств, при котором страхователи перечисляют в бюджет фонда только разницу между суммой подлежащих уплате страховых взносов и произведенными ими за счет страховых взносов выплатами в пользу граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.


Материалы по теме

Наверх