РУС ENG 

В 2015 г. Рособрнадзор проводил мониторинг начального общего образования только по 3 из 7 обязательных предметов

22 Июня 2016 г.

Фото ИТАР-ТАСС/ Александра Мудрац

Счетная палата в соответствии с законодательством рассматривает результаты проверки исполнения бюджета и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС). Основные результаты публикуются на сайте контрольного органа по мере утверждения Коллегией соответствующих заключений.

Коллегия Счетной палаты утвердила заключение об исполнении федерального бюджета Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

По итогам проверки было отмечено недостаточное качество прогнозирования доходов федерального бюджета, администрируемых Рособрнадзором. В 2015 г. фактическое поступление доходов составило 862,8 млн рублей, что превысив на 40,9% прогнозируемый объем и на 65,4% объем поступивших доходов в 2014 году. При этом, несмотря значительное перевыполнение в течение 2015 г. показателей по администрируемым доходам предложения в Федеральное казначейство о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на 2015 г. Рособрнадзором не направлялись.

Кассовое исполнение по расходам составило 1,95 млрд рублей или 99,4% утвержденных бюджетных назначений. Неисполненные бюджетные назначения составили 12,7 млн рублей (или 0,6% утвержденных объемов).

Объем дебиторской задолженности на 1 января 2016 г. составил 22,4 млн рублей, что в 4 раза больше аналогичного показателя 2015 года (5,5 млн рублей). Рост обусловлен задолженностью по выданным субсидиям государственным служащим на приобретение жилья в размере порядка 18 млн рублей, реализация которых была осуществлена в 2016 году. Без учета данных субсидий объем дебиторской задолженности на 1 января 2016 г. имел тенденцию к снижению на 20% и составил 4,4 млн рублей.

Кредиторская задолженность возросла в течение 2015 г. на 27%, составив на 1 января 2016 г. 370,8 млн рублей. Рост задолженности обусловлен увеличением количества заявлений в области аккредитационной деятельности и лицензирования и, соответственно, поступлениями доходов от государственной пошлины.

Проверка показала, что в 2015 г. подведомственные учреждения Рособрнадзора в полном объеме выполнили установленные показатели госзадания. При этом на 1 января 2016 г. остаток по субсидиям на госзадание составил более 64 млн рублей. Это свидетельствует о том, что при определении субсидии на госзадание на 2015 г остатки 2014 г. Рособрнадзором не учитывались. Корректировка госзадания на 2016 год с учетом подтвержденных к использованию остатков 2015 года также не производилась.

По итогам проверки были выявлены отдельные недостатки, допущенные Рособорнадзором в ходе исполнения установленных полномочий, в том числе по определению минимального количества баллов единого государственного экзамена (ЕГЭ) и по проведению мониторинга начального образования.

В частности, проверка показала, что полномочия по определению минимального количества баллов ЕГЭ для поступления в ВУЗ, установленные законом об образовании в 2012 г., были внесены в Положение о Рособрнадзоре только в марте 2015 г. При этом утвержденные акты и методические рекомендации по установлению минимального балла ЕГЭ в Службе отсутствуют. Баллы устанавливаются исходя из фактического достижения прошлых лет, которое в свою очередь свидетельствует о недостаточном уровне подготовки учащихся. Так, в 2015 году к выпускным экзаменам было допущено на 30 тыс. учащихся меньше, чем в 2014 году (650 тыс.). Аттестат о среднем образовании не получили 24 тыс. школьников, что в 2 раза превышает показатель 2014 года. В сельских школах более 5.5 тыс. педагогических работников не имеют высшего образования и преподают почти все предметы.

По данному вопросу направлено письмо в Минобрнауки с рекомендацией по наделению Рособрнадзора соответствующими полномочиями по принятию приказа об утверждении методики расчета минимального балла ЕГЭ.

Что касается мониторинга начального образования, то в 2015 г. он проводился только по 3 из 7 предметов (русский, математика, окружающий мир), предусмотренных ФГОСом начального общего образования. Как было установлено в ходе проверки, процент выполнения заданий учащимися составлял от 40 до 60%. При этом в выводах Рособрнадзора был указан высокий уровень качества начального общего образования в целом по Российской Федерации.

Кроме того, в 2015 г. Службой фактически не осуществлялись полномочия по федеральному контролю качества образования, а также лицензионному контролю за образовательными организациями в сфере обороны, внутренних дел, безопасности, дипломатических представительств.

Внутренний финансовый аудит в Рособрнадзоре на должном уровне не осуществляется. Соответствующее структурное подразделение в штатном расписании Службы отсутствует. Контроль качества внутреннего финансового аудита не установлен, отсутствует оценка его надежности, а также рекомендации по повышению его эффективности.

По итогам проверки направлены представление в Рособрнадзор, информационное письмо - в Минобрнауки России, заключение - в палаты Федерального Собрания.


Материалы по теме

Наверх