РУС ENG 

Минтруд России и его структурные подразделения в 2015 году не осуществляли внутренний аудит

7 Июля 2016 г.

Счетная палата в соответствии с законодательством рассматривает результаты проверки исполнения бюджета и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС). Основные результаты публикуются на сайте контрольного органа по мере утверждения Коллегией соответствующих заключений.

Коллегия Счетной палаты утвердила заключение на исполнение федерального бюджета Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России).

Министерство выполняло полномочия главного администратора доходов федерального бюджета не в полной мере, что выражалось в недостаточном качестве прогнозирования доходов Минтрудом России как главным администратором доходов федерального бюджета.

Так, в 2015 г. доходы были исполнены Минтрудом России в сумме 1,2 млрд руб., или 123,3% от плана. При этом по прогнозируемым доходам выполнение составило 100,7 млн руб. или 60%, по непрогнозируемым доходам – свыше 1 млрд руб. (137,6%), в числе которых возврат не освоенных денежных средств по перевозке граждан за 2014 г. - 62,2 млн руб., неиспользованные остатки межбюджетных трансфертов – 870,4 млн руб. и иные.

Исполнение расходов федерального бюджета составило 151,6 млрд руб., или 99% от плана.

В 2015 г. в структуре расходов Минтруда России 98,4% приходились на бюджетные ассигнования, предусмотренные на социальную политику. Министерством осуществлены социальные выплаты и компенсации 76,3 млн человек.

Так, был оплачен проезд по железной дороге 73,5 млн гражданам в сумме 4,7 млрд руб. Выплачены государственные пособия 2 млн лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным в связи с ликвидацией организаций, в сумме 71,6 млрд руб. Ежемесячная денежная выплата в случае рождения третьего ребенка или последующих детей, до достижения ребенком возраста трех лет назначена на 319 тыс. третьих или последующих детей на сумму 14,4 млрд руб. Выплачена региональная доплата к пенсии 424,7 тыс. пенсионерам в сумме 7,1 млрд руб.

Минтрудом России в целом обеспечена реализация семи госпрограмм социальной направленности, по трем из которых ведомство определено ответственным исполнителем («Содействие занятости», «Доступная среда» на 2011-2015 годы, «Социальная поддержка граждан»).

По госпрограмме «Социальная поддержка граждан» в 2015 г. запланирована реализация 865 контрольных событий, связанных с достижением 17 показателей, из которых выполнено 862 контрольных события (99,7%). Из 17 установленных показателей плановые значения достигнуты по 13, по 4 плановое значение показателей (индикаторов) не достигнуты. В частности, показатель численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в процентах к общей численности населения составил 13,4% при плане 10,4%; соотношение средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских и образовательных организаций, со средней заработной платой в регионе составил 64,4% при плане 68,5%; удельный вес детей-инвалидов, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания для детей-инвалидов в общей численности детей-инвалидов, фактическое значение составил 54,4% при плановом значении 98,3%, невыполнение – 43,9%.

По госпрограмме «Доступная среда» на 2011–2015 гг. установлено 20 целевых показателей (индикаторов), из которых достигли плановых значений 16 или 80%. Из 14 подпрограммных показателей не достигли своих плановых значений 3 показателя. Так, доля учреждений МСЭ, оборудованных с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве этих учреждений составила 27,3%, в то время как плановое значение – 44%; показатель доли инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами) в соответствии с федеральным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов, не выполнен на 11,4% (план – 98%, фактическое значение –86,6%); рост заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг) относительно средней заработной платы в регионе составил 132% при плане 137 %.

По госпрограмме «Содействие занятости населения» установлен 31 целевой показатель (индикаторов), из них достигли своих плановых значений 14 показателей (индикатора), или 45,2%. Кроме того, начиная с 2015 года в госпрограмму «Содействие занятости населения» добавлена подпрограмма «Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». Соответствующие изменения в указанную госпрограмму не внесены. В связи с чем, в течение 2015 года план реализации госпрограммы не корреспондировался с паспортом госпрограммы в части количества подпрограмм, основных мероприятий, контрольных событий и ее участников. Целевые показатели, взаимосвязанные с мероприятиями подпрограммы «Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», в госпрограмме «Содействие занятости населения» не предусмотрены. В связи с этим оценить степень эффективности реализации госпрограммы «Содействие занятости населения» в целом, с учетом четырех подпрограмм, в 2015 году не представляется возможным.

В 2015 г. Минтрудом России в рамках исполнения четырех государственных программ Российской федерации: «Содействие занятости населения», «Социальная поддержка граждан», «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы на основании нормативных правовых актов Российской Федерации и в соответствии с заключенными соглашениями перечислены 3,5 млрд руб. субсидий 30 некоммерческим организациям. Проверки исполнения условий соглашений с НКО, а также проверки использования денежных средств указанными организациями по месту их нахождения, Минтрудом России не проводились. При этом Минтрудом России допускались нарушения условий соглашений в части несоблюдения сроков перечисления субсидий.

Минтрудом России в 2015 г. предоставлялись субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзаданий 9 подведомственным ФГБУ. Объем субсидий составил 1,2 млрд руб. и по сравнению с первоначально заключенными соглашениями на начало 2015 г. возрос на 38,2%. Остатки субсидии на выполнение госзадания на 1 января 2015 г. составили 65,5 млн руб., на 31 декабря 2015 г. – 30,9 млн руб., или 2,66% от представленного объема. Минтрудом России допускались нарушения условий соглашений. В частности, Минтрудом России нарушались сроки перечисления субсидий на госзадания ФГБУ «Сергиево Посадский детский дом слепоглухих» и ФГБУ «Всероссийский научно–методический геронтологический центр».

При отсутствии надлежащего контроля со стороны Минтруда России за деятельностью подведомственных бюджетных учреждений в 2015 г. показатели по критерию качества не выполнили 2 учреждения: ФГБУ «ВНМ геронтологический центр» и ФГБУ ДПО «Санкт–Петербургский институт усовершенствования врачей–экспертов». При среднем значении выполнения государственного задания в натуральных показателях ФГБУ «ВНМ ГЦ» - 91,75%, ФГБУ ДПО «Санкт–Петербургский институт усовершенствования врачей–экспертов» – 80%, в финансовых показателях выполнение государственного задания указанными учреждениями составило 100% и 99,9%, соответственно. При этом данные учреждения не достигают запланированных показателей второй год подряд. По результатам деятельности ФГБУ «ВНМ ГЦ» за 2015 г. руководителю учреждения соответствующим приказом Министерства уменьшен размер премии.

В соответствии с уточненной бюджетной росписью объем бюджетных ассигнований на предоставление субсидий на иные цели ФГБУ в 2015 г. составил 47 млн руб., а с учетом остатка прошлых лет – 274,7 млн руб. Неиспользованные остатки целевых субсидий на 1 января 2016 г. составили 59,3 млн руб.

В 2015 г. Минтрудом России было заключено 29 госконтрактов с единственным поставщиком общей суммой 4,5 млрд руб. на предоставление услуг по перевозке граждан–получателей социальной услуги железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. В нарушение действующего законодательства о контрактной системе акт приема-передачи оказанных услуг подписывался без проведения экспертизы, что не позволяло обеспечивать исполнение требований госконтракта в части проверки соответствия оплаченных услуг фактически оказанным услугам.

Объем расходов на реализацию мероприятий по информатизации Минтруда России в 2015 г. составил 381,6 млн руб., или 89,4% от плана. При этом расходы на информатизацию в общей сумме 157,5 млн руб., или 41,2% от общего объема расходов на указанные цели 2015 г. осуществлены в отсутствии Плана информатизации, утвержденного на 7 месяцев и 12 дней позже установленного срока.

Внутренний аудит в Минтруде России и его структурных подразделениях в 2015 г. не планировался и не осуществлялся.

В нарушение действующего законодательства оплата расходов по содержанию 989,4 кв. метра площадей административного здания Минтруда России, занимаемых сторонними организациями, в сумме 6,3 млн руб. производилась без заключения соответствующих договоров, за счет средств федерального бюджета, выделенных на содержание Министерства.

Минтрудом России не обеспечивалось в полной мере соблюдение требований по информационной безопасности при сборе и обработке данных при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена.

По результатам контрольного мероприятия принято решение направить представление в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Обращение будет направлено в ФСБ России, информационные письма – в ФАС и Минкомсвязь России, а Заключение о результатах внешней проверки в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

Наверх