РУС ENG 

Фонд «Сколково» в 2013-2015 гг. достиг большинства целевых показателей подпрограммы «Создание и развитие инновационного центра «Сколково»

14 июля 2016 г.

Фото ИТАР-ТАСС/ Сергей Фадеичев

Коллегия Счетной палаты под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка использования средств федерального бюджета, направленных на реализацию мероприятий, связанных с созданием и обеспечением функционирования инновационного центра «Сколково» в 2013-2015 годах» (совместно с Федеральной службой безопасности).

Объекты проверки: НКО «Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий», ООО «Объединенная дирекция по проектированию и строительству Центра разработки и коммерциализации новых технологий (инновационного центра «Сколково»)», ООО «Объединенная дирекция по управлению активами и сервисами Центра разработки и коммерциализации новых технологий (инновационного центра «Сколково»)», ООО «Таможенно-финансовая компания инновационного центра «Сколково», ООО «Центр интеллектуальной собственности «Сколково», ООО «Технопарк «Сколково».

Проверяемый период: 2013–2015 гг.

С сообщением выступил аудитор Владимир Катренко.

Согласно результатам проверки Счетной палаты, Фондом «Сколково» сформирована вся необходимая нормативная правовая база, требуемая для функционирования инновационного проекта «Сколково». По состоянию на 1 февраля 2016 г. утверждено 25 Правил проекта. Всего за 2013-2015 гг. принято 2 735 локальных нормативных актов по основной деятельности Фонда. На конец 2015 г. участниками «Сколково» стали почти 1500 компаний.

На заседании Коллегии было отмечено, что НКО «Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий» реализует Подпрограмму «Создание и развитие инновационного центра «Сколково» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика». В 2013-2015 гг. большинство целевых показателей подпрограммы достигнуто. Так, в 2013 г. Фондом выполнены 2 из 3 установленных показателей подпрограммы, в 2014 г. - 3 из 4 показателей, а в 2015 г. – были выполнены все 7 показателей (индикаторов) подпрограммы. Большинство установленных значений целевых показателей и индикаторов подпрограммы достигнуты, а некоторые из них существенно перевыполнены. В частности, в 2013 г. значение показателя «Число заявок на регистрацию объектов интеллектуальной собственности, созданных в ИЦ «Сколково», превысило плановое значение в 2,8 раза, в 2014 г. – более чем в 3 раза, а в 2015 г. – почти в 4 раза»,- отметил Владимир Катренко.

Система внутреннего контроля в Фонде «Сколково» функционирует с июля 2013 г.: была проведена 121 проверка участников проекта, получивших гранты в сумме более 7 млрд руб., что составляет более 73% общей суммы выданных грантов. Выявлены нарушения при использовании грантов на общую сумму 361,9 млн руб.

В тоже время, несмотря на исчерпывающий перечень оснований для досрочного исключения юридических лиц из реестра участников проекта большинство грантополучателей, допустивших серьезные нарушения условий предоставления грантов, сохраняли статус участника проекта и продолжали пользоваться установленными преимуществами, в том числе налоговыми льготами, льготными услугами, представляемыми дочерними обществами Фонда, упрощенной процедурой найма иностранных сотрудников и информационной поддержкой Фонда.

Было установлено, что 5 из 15 членов Грантового комитета Фонда «Сколково» напрямую являлись либо учредителями, либо руководителями компаний, претендующих на статус участника проекта или получение гранта. При этом процедура организована таким образом, что при полном соблюдении установленных требований, механизм выбора получателя гранта не позволяет исключить возможность преимуществ для компаний, связанных с членами Грантового комитета. Кроме того, Счетная палата рекомендовала Фонду дополнительно проработать механизм выбора получателя гранта, чтоб сделать его более прозрачным и обоснованным.

Как было отмечено ранее, большинство целевых показателей и индикаторов подпрограммы выполнены. Например, по информации Фонда, более 90% от поданных заявок зарегистрировано как объекты интеллектуальной собственности, то есть, выданы патенты. «Однако отследить дальнейшую судьбу этих патентов не всегда возможно в связи с недостаточностью механизмов оценки их реализации и отсутствием развернутой статистической информации», - добавил аудитор.

Значение показателя подпрограммы «Выручка компаний-участников проекта, полученная от результатов исследовательской деятельности», превысило запланированный уровень в 2013 г. более чем в 7 раз, 2014 г. – почти в 8,5 раза, а в 2015 г. – более чем в 8 раз. При этом, по словам аудитора, 11 из 36 компаний-участников, получивших по итогам 2014 г. выручку от результатов исследовательской деятельности в объеме более 100 млн руб. принадлежат иностранным юридическим лицам, что не противоречит закону «Об инновационном центре «Сколково». Однако, в соответствии с 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» компании, вправе распределять прибыль между участниками общества. Таким образом, существуют риски, что часть указанных средств может направляться учредителям, в том числе иностранным юридическим лицам, находящимся в офшорных юрисдикциях.

На заседании Коллегии было отмечено, что обязательным условием эффективной реализации государственных программ, помимо успешного выполнения запланированных целевых индикаторов и показателей, является также выполнение мероприятий в установленные сроки. Тот факт, что в 2014 и 2015 гг. целевые показатели подпрограммы «Создание и развитие инновационного центра «Сколково» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» выполнялись, а мероприятия не реализовывались в установленный срок, говорит о том, что при разработке подпрограммы и в ходе ее реализации не была обеспечена взаимоувязка между целевыми показателями и ее основными мероприятиями. В такой ситуации реальную эффективность выполнения подпрограммы определить невозможно. В этой связи Минэкономразвитию совместно с Минфином необходимо произвести корректировку подпрограммы увязав достижение целевых показателей с выполнением ключевых событий мероприятий.

Размер субсидии из федерального бюджета Фонду «Сколково» в 2013-2015 гг. составил 58,1 млрд руб. При этом на начало 2013 г. у Фонда был остаток субсидии прошлых лет в объеме 22,9 млрд руб. Кроме того, в 2015 г. по ранее заключенным договорам исполнителями было возвращено Фонду «Сколково» еще 0,5 млрд руб. Таким образом, общий объем средств в проверяемом периоде составил 81,5 млрд руб. Расходы фонда и его дочерних обществ в 2013-2015 гг. составили 65 млрд руб. или около 80% этого объема.

При планировании субсидий Минфин не учитывал имеющиеся у Фонда неиспользованные остатки. Так, в 2013 г. при наличии неиспользованных средств в объеме 22,9 млрд руб., Фонду, в соответствии с законом о федеральном бюджете на 2013 г., была предоставлена субсидия в размере 13,5 млрд руб. Расходы Фонда в 2013 г. за счет субсидии составили около 20,5 млрд руб., то есть более чем на 2 млрд руб. меньше имевшегося остатка. «В результате субсидия 2013 г. в полном объеме перешла на 2014 г. в виде неиспользованного остатка. Данная ситуация обусловила формирование неиспользованных остатков и в последующих 2014 и 2015 гг. Свободные средства размещались Фондом на счетах в кредитных организациях, что принесло Фонду 5 млрд руб. дополнительного дохода», - пояснил аудитор.

Было установлено, что по состоянию на 1 января 2016 г. неиспользованный остаток субсидии из федерального бюджета по Фонду «Сколково» составил 16,5 млрд руб. В то же время фондом в соответствии с законом о федеральном бюджете на казначейский счет перечислен остаток субсидии в сумме 15,4 млрд руб., что на 1,1 млрд руб. меньше отраженного в отчетности, направленной в Минфин. По словам аудитора, отклонение от заявленного объема обусловлено наличием остатков на счетах дочерних обществ в сумме 507,5 млн руб., которые и не должны были перечисляться на счет, открытый в казначействе, а также остатками на счетах Фонда в кредитных организациях в иностранной валюте в объеме 658 млн руб. Фонд не перечислил валютные остатки в связи с получением соответствующих разъяснений Минфина. «При этом положения статьи 5 закона о федеральном бюджете на 2016 г. не содержат исключения в части перечисления остатков средств в зависимости от валюты. Минфином разрешено использование Фондом остатка 2015 г. на ранее установленные цели. Одновременно с этим, в соответствии с договором Фонду еще перечислено почти 2 млрд руб. из 14 млрд руб., предусмотренных бюджетом на 2016 г.», - сказал он.

Участники Коллегии пришли к мнению, что в целях недопущения отвлечения средств федерального бюджета целесообразно осуществлять перечисление оставшейся части субсидии на 2016 г., с учетом полного использования разрешенных остатков прошлых лет и перечисленной субсидии в 2016 г.

Предоставление Фонду «Сколково» субсидий на возвещение затрат по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС, понесенных участниками проекта, осуществляется на основании постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2011 г. № 339. В 2013-2015 гг. в соответствии с соглашением, заключенным между ФТС России и Фондом, субсидия перечислена в объеме 1,2 млрд руб. При этом проверкой установлено, что в соглашении не определены размеры субсидий, отсутствует порядок осуществления контроля со стороны ФТС за исполнением его условий. В 2013-2015 гг. субсидии ежегодно недоиспользовались: в 2013 г. сумма остатка составила 393,6 млн руб., в 2014 г. – 163,7 млн руб., в 2015 г. – 89,7 млн руб. Неиспользованные остатки субсидий перечислены в федеральный бюджете в установленные сроки. В тоже время Владимир Катренко отметил: «Формирование этих остатков, обусловленное отсутствием обоснованного прогноза потребности в бюджетных ассигнованиях для предоставления субсидий на очередной финансовый год, свидетельствует о необоснованном отвлечении средств федерального бюджета».

В соответствии с законодательством финансовое обеспечение проекта «Сколково» осуществляется в первую очередь за счет собственных средств управляющей компании и дочерних обществ и лишь потом за счет средств федерального бюджета и иных источников. При этом расходы консолидированного бюджета Фонда в 2013-2015 гг. почти на 95% были обеспечены за счет средств федерального бюджета. Расходы консолидированного бюджета Фонда, в котором не учитываются вложения частных инвесторов, привлекаемые для создания объектов инфраструктуры ИЦ «Сколково», за счет собственных средств росли довольно медленно и не оправдали ожиданий. Так, в соответствии с утвержденным консолидированным бюджетом Фонда по источникам финансирования за счет внебюджетных средств в 2013 г. планировалось обеспечить около 4% расходов, фактически обеспечено 2,8%. На 2014 г. плановое значение софинансирования расходов Фонда за счет источников, не связанных со средствами федерального бюджет, было установлено на уровне 17%, а на 2015 г. – 30%, фактическая доля расходов за счет внебюджетных средств составила 5,9 и 9,4% соответственно.

На заседании Коллегии было отмечено, что расходы на реализацию Программы строительства объектов недвижимости ИЦ «Сколково» в 2013-2015 гг. составили 36,7 млрд руб. или 91,7%. В течение проверяемого периода в Программу строительства 17 раз вносились изменения. Отклонения по срокам строительства и объемам освоенных средств, в том числе субсидии, имеются практически по всем объектам ИЦ «Сколково». Владимир Катренко отметил, что фактический объем планируемого строительства за счет средств консолидированного бюджета Фонда «Сколково» утвержден в объеме 373,8 тыс. м2, что не соответствует объему строительства (403 тыс. м2), утвержденному подпрограммой «Создание и развитие инновационного центра «Сколково».

В ходе проверки были выявлены расходы Фонда «Сколково», экономическая целесообразность которых необоснованна. Например, в 2013 г. Фондом было принято решение о строительстве жилых апартаментов за счет средств фонда с привлечением кредита ВЭБа на сумму 2,6 млрд руб. При этом Фонд располагал на тот момент остатками субсидий федерального бюджета в сумме 3,9 млрд руб., что делает привлечение кредитных средств недостаточно обоснованным. Другой пример, - договором, заключенным Фондом «Сколково» в 2015 г. с ООО «Р.И.М. Портер Новелли», были оформлены отношения, имевшие место в период проведения мероприятия «Сколковский Клуб Бизнес-Ангелов» в 2014 г. Оплата по договору была осуществлена Фондом «Сколково» в сумме 2,1 млн руб. исходя из численности участников мероприятия в 200 человек, однако, фактически в нем приняли участие 120 человек. Таким образом, излишние расходы на проведение данного мероприятия составили 852,6 тыс. руб.

Коллегия Счетной палаты приняла решение направить преставление об устранении нарушений в Фонд «Сколково», информационное письмо - в Правительство России, обращение - в Генеральную прокуратуру. Отчет будет направлен в ФСБ и палаты Федерального Собрания.


Материалы по теме

Наверх