РУС ENG 

75% автодорог общего пользования Тверской области не отвечают установленным требованиям, затраты на их содержание ниже утвержденных нормативов

21 Июля 2016 г.

Александр Рюмин/ТАСС

Коллегия Счетной палаты под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка соблюдения законодательства при осуществлении бюджетного процесса, а также целевого использования межбюджетных трансфертов в Тверской области». Комплексная проверка была инициирована властями области.

Объекты проверки: Правительство Тверской области, Министерство строительства Тверской области, Министерство сельского хозяйства Тверской области, Министерство лесного хозяйства Тверской области, администрации муниципальных образований Тверской области (выборочно).

Проверяемый период: 2015 год, при необходимости более ранние периоды.

С сообщением выступил аудитор Счетной палаты Юрий Росляк.

Сбалансированность бюджета Тверской области

В 2011-2014 гг. областной бюджет исполнялся с дефицитом, размер которого составлял от 19,8% до 9,2% объема налоговых и неналоговых доходов. Наиболее дефицитным был бюджет 2012 года, наименее дефицитным – бюджет 2014 года.

В 2015 году бюджет Тверской области исполнен по доходам в сумме 50 млрд рублей, или 98,4% прогнозных значений, по расходам – в сумме 49,8 млрд рублей, или 95,1% уточненных годовых бюджетных назначений, с профицитом 209 млн рублей.

«В целом на протяжении 5 лет наблюдалась тенденция незначительного прироста налоговых доходов, доля которых составляла от 68% до 78%. Безвозмездные поступления составляли от 22,5% до 32,2%, неналоговые доходы – от 1,8% до 4,2%)», - отметил аудитор Юрий Росляк.

Общая сумма неисполненных бюджетных назначений в размере 2,6 млрд рублей сложилась в результате неравномерного финансирования расходов в течение года, позднего поступления средств из федерального бюджета, длительности и некачественной подготовки проведения бюджетополучателями конкурсных процедур, экономии по результатам торгов, невыполнения поставщиками и подрядчиками своих обязательств в установленные сроки.

В 2011-2015 гг. государственный долг Тверской области составлял от 66,2% (по состоянию на 1 января 2012 года) до 78,8% (по состоянию на 1 января 2015 года) относительно годового объема доходов без учета объема безвозмездных поступлений.

За 2015 год в результате привлечения кредитов из федерального бюджета госдолг Тверской области сократился с 78% до 72,3% по отношению к налоговым и неналоговым доходам бюджета.

В структуре госдолга практически в равных пропорциях (44,5% и 44,8%) занимают бюджетные кредиты и кредиты, полученные от кредитных организаций (по состоянию на 1 января 2014 года соотношение бюджетных и коммерческих кредитов составляло соответственно 5,6% и 57,6%).

Из федерального бюджета предоставлено 58 субсидий, 17 субвенций, 21 - иной межбюджетный трансферт.

Аудитор сообщил, что оценка исполнения полномочий показала отсутствие единых подходов к их расчету: исполнение расходных обязательств обеспечивается исходя из возможностей бюджета по доходам на соответствующий финансовый год. При этом приоритеты и уровни исполнения полномочий (за исключением делегированных) определяются регионом самостоятельно, оценка реальной стоимости исполняемых полномочий отсутствует.

«Крайне низкая доля капвложений в общем объеме расходов бюджета - 2,2%, этот факт негативно сказывается на развитии области», - сообщил Юрий Росляк.

Строительство ряда объектов проводилось с нарушением норм и положений Градстроительного кодекса. Например, строительство и реконструкция автодорог по 5 госконтрактам осуществлялись без соответсвующего разрешения.

Объемы незавершенного строительства области значительны – 154 объекта с объемом затрат в сумме более 2,5 млрд рублей, строительство некоторых объектов приостановлено 20 лет назад.

Правительством области в нарушение «Закона об инвестдеятельности» не установлен порядок проверки проектов на предмет эффективности использования бюджетных средств, направляемых на их реализацию.

Здравоохранение

Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Тверской области утверждена без дефицита. Ее финансовое обеспечение ежегодно увеличивается. В 2014 году – это свыше 14 млрд рублей, в 2015 году уже свыше 15 с половиной млрд рублей, на 2016 год – почти 16 млрд рублей.

Исполнение терпрограмм по данным федерального статистического наблюдения составляет 95%, при этом в 2015 году медицинскими организациями области не было израсходовано свыше 700 млн средств обязательного медицинского страхования.

По представленным регионом данным в 2015 году по сравнению с 2014 годом отмечается рост кредиторской задолженности медицинских организаций (по коммунальным платежам, по контрактам на закупку лекарственных препаратов, расходных материалов и другие) за счет средств обязательного медицинского страхования в 1,9 раза с 313,8 млн рублей до 595,2 млн рублей.

В Тверской области отмечается рост расходов населения на платную медицинскую помощь. В 2013 году указанные расходы составляли 630 млн рублей, в 2014 году – 737,8 млн рублей, в 2015 году – 772 млн рублей.

Укомплектованность Тверской области медицинскими кадрами составляет 84,2%, процент совместительства ‑ 142%.

В 2015 году Тверской областью не достигнуты целевые значения всех четырех показателей, установленных в соглашении, заключенном Минздравом России с Правительством Тверской области, об обеспечении обязательного достижения в 2014-2018 гг. целевых показателей оптимизации сети медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения:

- показатель снижения смертности населения (17,7 на 1000 населения вместо планируемого снижения смертности до 17 на 1000 населения);

- показатель среднего числа дней работы койки в году (289,6 дней вместо планируемого роста работы койки до 331 дня в году);

- показатель средней длительности лечения больных (12,8 дней вместо планируемых 11,7 дней);

- показатель объема средств, планируемых к получению за счет реорганизации неэффективных медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения для повышения заработной платы медицинских работников (150,3 млн рублей вместо планируемых 284,1 млн рублей).

Посещение сельских жителей к персоналу ФАПов сократилось за год на 8% с (517 тыс. посещений до 474 тыс. посещений, на одного сельского жителя с 1,57 посещений на 1 сельского жителя до 1,47 посещений на 1 сельского жителя).

В области примерно 70% дорог с твердым покрытием, в основном в городах, прямые транспортные маршруты с близлежащей медицинской организацией есть только по 60% сельских населенных пунктов.

В области не достигнут показатель 20 минутного доезда скорой медицинской помощи до пациента (74% вместо необходимых 85,5%). То есть, несмотря на компактность проживания, добраться до пациента в сельскую местность затруднительно.

Как следствие, в Тверской области не удалось добиться снижения смертности среди сельского населения. Показатель остался на уровне 2014 года 19,5 на 1000 сельских жителей.

Минздравом области при закупке медицинского оборудования допущены нарушения на сумму 196,3 млн рублей в части:

- заключения госконтрактов в отсутствие лимитов бюджетных обязательств (21 государственный контракт на общую сумму 163,2 млн рублей);

- отсутствия претензионной работы по взысканию штрафных санкций (по 23 государственным контрактам на общую сумму 33,1 млн рублей);

- обоснования и определения начальной максимальной цены госконтрактов (в 4 раза завышены цены на анализаторы биохимические автоматические, в 1,8 раза – на аппараты искусственной вентиляции легких). По данному факту подготовлено обращение в Генпрокуратуру.

В результате срыва подготовки соответствующих помещений в установленный срок и в полном объеме не выполнены мероприятия по развитию службы крови.

Дорожный фонд

В части формирования и использования средств дорожного фонда необходимо отметить, что областью регулярно не обеспечивается полноценное использование средств в размере фактически поступивших доходов от установленных законодательством источников. В 2015 году Дорожным фондом недополучено 1,13 млрд рублей, всего за время с начала его образования - 7,2 млрд рублей.

При этом 75% автомобильных дорог общего пользования Тверской области, чья протяженность свыше 15 тыс. км, не отвечают установленным требованиям, затраты на их содержание ниже утвержденных нормативов.

Также Минтрансом области допущены нарушения на сумму 237 млн. рублей, в том числе:

- занижены объемы незавершенного строительства и искажена бухгалтерская отчетность;

- в цену госконтрактов включены затраты подрядчика на добровольное страхование (в соответствии с приказом Минстроя России от 16 июня 2014 г. № 294/пр средства на покрытие затрат строительных организаций по добровольному страхованию должны быть исключены из сводного сметного расчета стоимости строительства).

Кроме того, Минтрансом области в Росавтодор представлен недостоверный отчет об использовании иных межбюджетных трансфертов, бюджетная отчетность за 2015 год представлена позже установленного срока (по данному факту составлен протокол об административном правонарушении).

ЖКХ

Установлено, что на территории области не достигнуты целевые показатели реализации региональных адресных программ переселения по соответствующим этапам (2014-2015 гг.).

До 1 сентября 2017 года необходимо расселить 8 277 граждан, в настоящее время расселено 4 088 человек (менее половины численности граждан, подлежащих переселению).

Площадь аварийных домов, подлежащих расселению, составляет 143 тыс. кв. м. Расселено 69,7 тыс. кв. метров. Площадь не расселенного аварийного жилья составляет 73,3 тыс. кв. метров (более 50%).

Потребность в средствах на завершение мероприятий по переселению составляет порядка 1,5 млрд рублей (в 2016 году – 1,4 млрд рублей, в 2017 году 37 млн рублей). (Средства Фонда ЖКХ – 825 млн рублей, региона – 642,5 млн рублей).

В 2016 году бюджетными показателями области предусмотрено 1,2 млрд рублей, или 84,5% потребности. (Средства Фонда ЖКХ – 674 млн рублей, региона – 535,3 млн рублей).

Дефицит средств, необходимых для реализации программ, в 2016 году составляет 221,7 млн рублей. (Средства Фонда ЖКХ – 114,5 млн рублей, региона – 107,2 млн рублей).

Кроме того, невыполнение обусловлено недобросовестным исполнением обязательств привлеченными застройщиками, поздним проведением конкурсных процедур, низким качеством разработки и реализация мероприятий по программам переселения, недостаточным контролем на региональном уровне, с возложением реализации программ переселения на муниципалитеты без учета их возможностей и квалификации.

Всего по Минстрою области выявлено финансовых нарушений на общую сумму более 99 млн рублей, в том числе в части неэффективного использования бюджетных средств на разработку невостребованной ПСД по 16 объектам.

Образование

В 2015 году на модернизацию дошкольного образования выделено из федерального бюджета более 150 млн рублей. Кроме того Минобрнауки подтверждены к использованию остатки прошлых лет в сумме 242 млн рублей. По состоянию на 1 января 2016 г. неиспользованный остаток субсидий составил почти 103 млн рублей, из них подтверждены к использованию 18,8 млн рублей.

В 2015 году не достигнуты показатели результативности использования субсидии по количеству созданных мест в рамках мероприятий модернизации (890 при плане 1016), по приобретению зданий дошкольных организаций (60 при плане 190). В 2014 году было освоено 46% от объема субсидии.

Также существует потребность в обеспечении детей местами в ясельных группах, по состоянию на 1 июня 2016 г. очередность для детей в возрасте до 3 лет составила 156 человек.

По данным статистики в Тверской области в 2015 году более 10 тысяч детей в 63 школах занимались во вторую смену, в связи с чем существует риск неисполнения задачи, поставленной Президентом в Послании Федеральному Собранию по переходу на односменный режим обучения. Кроме того, по представленным регионом данным, более 700 сельских населенных пунктов находятся на расстоянии свыше 50 км до ближайшей школы.

В тоже время 66 из 5 тыс. выпускников (1,3%) в Тверской области не смогли преодолеть минимальный порог ЕГЭ для получения аттестата, в том числе 11 из 506 сельских школьников (2,1%), что выше аналогичного показателя 2014 года в 2,5 раза, а в сельской местности – в 1,8 раз.

В результате невыполнения администрациями муниципальных образований «Максатихинский район» и «Калининский район» обязательств по приобретению и строительству трех детских садов на 240 мест Тверская область отнесена к числу регионов, не выполнивших показатели плана-графика по освоению субсидий и созданию дополнительных дошкольных мест.

При этом задача по достижению к 2016 году 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, установленная майским указом Президента выполнена. В соответствии с планом мероприятий «дорожной картой» в Тверской области создано 6 705 новых дошкольных мест, или 131,7% плановых показателей. Перевыполнение достигнуто за счет увеличения числа мест в группах кратковременного пребывания и пересмотра норм санитарно-эпидемиологических требований к дошкольным организациям.

Культура

В сельских школах Тверской области учится около 20 тыс. детей. При этом по данным статистики за 2015 год в сельской местности уменьшилось число библиотек почти на 40 (с учетом библиотечных подразделений культурно-досуговых учреждений), на 10 тыс. уменьшилось число читателей, в том числе детей – на 1 тыс. При этом доступ к сети «Интернет» для посетителей обеспечивают только 34% сельских библиотек.

В Тверской области снижается число клубов и домов культуры, уменьшается число кружков и самодеятельных творческих коллективов. Почти на 1300 человек уменьшилось число их участников в сельской местности.

По данным, представленным регионом, на территории области действует 18 государственных кинопрокатных организаций. В 2015 году их количество увеличилось на 2 организации, вместе с тем на протяжении 2013-2015 гг. наблюдается отрицательная динамика количества киносеансов. Так, в 2015 году их количество сократилось к уровню 2014 года на 8%, при этом в сельских населенных пунктах – более чем на 67%.

Сельское хозяйство

В 2015 году кассовые расходы по субсидиям, предоставленным Минсельхозу России Тверской области за счет средств федерального бюджета, с учетом использования подтвержденного остатка межбюджетных трансфертов в 2015 году составили 1,4 млрд рублей, или 88,8% от доведенных объемов.

Срок доведения субсидий Минсельхозом Тверской области до конечных получателей – сельхозорганизаций, крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), личных подсобных хозяйств (ЛПХ) составлял от 1 до 9 месяцев. Например, по субсидиям на поддержку племенного крупного рогатого скота (КРС) мясного направления субсидии были доведены в срок менее 1 месяца, а по такому виду господдержки, как субсидии на возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства, – свыше 9 месяцев.

Анализ реализации госпрограммы Тверской области «Сельское хозяйство Тверской области» на 2013-2018 гг. показал, что в 2015 году из 132 показателей по 40 (30,3%) плановые значения не достигнуты.

Минсельхоз Тверской области не обеспечил достижение показателей результативности использования субсидий, так из 15 показателей не были достигнуты 3: по сохранению посевных площадей в рамках оказания несвязанной поддержки сельхозпроизводства в области растениеводства (88,4%); по застрахованным площадям посевов (посадок) сельхозкультур в рамках возмещения части затрат сельхозтоваропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору страхования в области растениеводства (14,9%); по численности племенного маточного поголовья КРС мясного направления в рамках поддержки племенного КРС мясного направления (88,7%).

Не выполнены обязательства областного бюджета по возмещению части процентной ставки по инвестиционным кредитам на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства в предусмотренных в Соглашении объемах (84 млн рублей), финансирование составило 65,8 млн рублей, или 78,3%.

В соглашениях о предоставлении субсидий на возмещение части процентной ставки по кредиту, заключенных с отдельными заемщиками, показатели результативности использования субсидий не устанавливались.

Минсельхозом области допущены нарушения на сумму около 6 млн. рублей.

Так, ведомством 7 декабря 2015 года были перечислены субсидии из федерального бюджета в сумме 1,1 млн. рублей ООО «Страховая компания «Полис» (московский филиал) на возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования. При этом приказом от 1 декабря 2015 г. Банком России у этой страховой компании была отозвана лицензия. Проверка документов, предоставляемых сельхозтоваропроизводителями для перечисления субсидий страховой компании, осуществлялась формально.

Кроме того, Минсельхозом Тверской области не выполнены обязательства по возмещению части затрат сельхозтоваропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельхозстрахования в области растениеводства и животноводства в объеме 50% страховой премии на сумму 3,2 млн рублей (были перечислены 4,3% страховой премии по растениеводству и 42,2% страховой премии по животноводству).

Установлено, что субсидии из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств Тверской области по реализации мероприятий ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы» в сумме 1,5 млн рублей предоставлены без подтверждения факта выполнения культуртехнических работ.

Также Минсельхозом Тверской области выплачивались субсидии владельцам личных подсобных хозяйств на возмещение части процентной ставки по кредитным договорам в отсутствии обосновывающих первичных документов.

Лесное хозяйство

Субвенции области на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений в объеме 292,5 млн. рублей предоставлены Рослесхозом в отсутствии порядка определения расходов в расчете на 1 гектар эксплуатационных и защитных лесов.

Правительством области не обеспечено эффективное исполнение переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений. Из 11 целевых прогнозных показателей являющихся критериями оценки эффективности исполнения переданных полномочий в 2015 году не выполнены 7.

Целевые показатели госпрограммы «Лесное хозяйство Тверской области» не соответствуют госпрограмме Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства». Из 14 целевых показателей федеральной программы 7 не выполнены.

Правительством Тверской области не выполнена одна из основных задач госпрограммы «Развитие лесного хозяйства на 2013-2020 гг.» - обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов.

Площади лесовостановления на землях лесного фонда Тверской области значительно ниже площадей сплошных рубок на землях лесного фонда. В 2014 году площадь сплошных рубок составляла 17,3 тыс. га, или на 33% больше площади лесовосстановления, в 2015 году - 19,3 тыс. га, или на 36% больше площади лесовосстановления.

Отмечается тенденция сокращения площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда на территории Тверской области. В 2014 году она сократилась на 4,5 тыс. га, в 2015 году - еще на 8,6 тыс. га и по состоянию на 1 января 2016 года составила 4,4 млн. га.

Кроме того, при наличии поврежденных и погибших лесов в Тверской области в 2014 году на площади 22,3 тыс. га выборочные санитарные рубки произведены на площади 3,7 тыс. га, сплошные санитарные рубки - на площади 7,7 тыс. га. В 2015 году при наличии поврежденных и погибших лесов на площади 28,1 тыс. га выборочные санитарные рубки произведены на площади 4,4 тыс. га, сплошные санитарные рубки - на площади 9,4 тыс. га.

Процент возмещения ущерба от нарушений лесного законодательства крайне низок: в 2014 году он составил 3,5% от суммы нанесенного ущерба, в 2015 году - 6,6%.

Данные о лесах госкадастра недвижимости не соответствуют показателям государственного лесного реестра (ниже на 41,6 тыс. га, или 0,9%).

Минсельхозом области допущены нарушения на сумму более 3 млн рублей в части неэффективного исполнения полномочий администратора доходов федерального бюджета (на 1 января 2016 года задолженность по плате за использование лесов составила 30,3 млн рублей, из них за 2015 год не поступило – 3,3 млн рублей, или 11% общего объема).

Комплексная проверка Счетной палаты проводилась в тверском регионе по инициативе исполняющего обязанности Губернатора области Игоря Рудени.

Анализ исполнения бюджета показал основные векторы, на которых нужно сконцентрироваться, - считает глава региона. Прежде всего, это обновление методологии контроля и эффективности расходования бюджетных средств на уже существующие направления. Должен быть бюджет развития экономики Тверской области, так как иметь расходы и не иметь развития - малоперспективно. Самое основное, по мнению руководителя области - необходимы зримые индикаторы эффективности - решение вопросов внутренней миграции, создание новых рабочих мест, повышение качества жизни на территории Тверской области.

Татьяна Голикова во время своего визита в регион отметила, что с приходом в область Игоря Рудени отношение к формированию и администрированию бюджета меняется: руководство нацелено на реализацию мер системного характера.

Как отметил Игорь Руденя, по окончании проверки был проработан вопрос с Минфином России по сокращению задолженности коммерческим банкам и мобилизации доходной базы регионального бюджета. Сейчас в регионе идут активные процессы по повышению эффективности использования земель сельхозназначения – направления, которое имеет особое значение с точки зрения импортозамещения, продовольственной безопасности, развития сельских территорий.

На основании заключения Счетной палаты в Тверской области сформирован комплекс мер. «Уверен, в ближайший месяц мы уже приступим к максимально эффективной реализации этого плана», - подчеркнул исполняющий обязанности Губернатора.

Коллегия Счетной палаты приняла решение направить представление об устранении нарушений временно исполняющему обязанности Губернатора Тверской области И.М.Рудене, информацию об основных итогах и отчет о результатах контрольного мероприятия в Совет Федерации и Государственную Думу, а также обращение в Генеральную прокуратуру.


Материалы по теме

Наверх