РУС ENG 

Неурегулированность законодательства в части учета объемов производства и оборота «этанола» создает риски его вовлечения в нелегальный оборот

9 Августа 2016 г.

ИТАР-ТАСС/Светлана Холявчук

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Аудит реализации в 2014-2015 гг. и истекшем периоде 2016 г. мероприятий подпрограммы «Государственное регулирование в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», направленных на выполнение задач организации и осуществления государственного контроля (надзора) за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и мероприятий по обеспечению системы государственного учета в производстве, обороте, перевозках спиртосодержащих лекарственных средств».

Объекты проверки: Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу и Северо-Кавказскому федеральному округу, ФГУП «ЦентрИнформ» (г. Санкт-Петербург), ЗАО «РФК» (г. Москва, г. Орел), ООО «Эталон» (г. Тула) и ОАО «Росспиртпром» (г. Москва).

Проверяемый период: 2014-2015 гг. и истекший период 2016 г.

С сообщением выступил аудитор Счетной палаты Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Как показала проверка, в проверяемый период состояние алкогольного рынка в России характеризовалось снижением объемов продаж легального алкоголя, ростом нелегальной алкогольной продукции и, соответственно, сокращением поступления акцизов в бюджетную систему Российской Федерации.

При этом состав и значения показателей подпрограммы «Государственное регулирование в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» не в полной мере увязаны с ожидаемыми результатами и стратегическими приоритетами в отрасли, определенными Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года*.

«По данным Росстата, объемы производства алкогольной продукции сократились в 2015 г. по сравнению с 2013 г. на 10,9%. В то же время объем розничных продаж алкогольной продукции вырос на 7,2%, что может свидетельствовать о росте оборота нелегальной алкогольной продукции», - сообщил на Коллегии аудитор Бато-Жаргал Жамбалнимбуев. При этом он подчеркнул, что официальных статистических данных по производству и потреблению нелегальной алкогольной продукции в стране нет.

Сумма начисленных в 2015 г. акцизов (281,8 млрд рублей) снизилась по сравнению с 2013 г. на 2,5%, при том, что ставки акцизов на крепкую алкогольную продукцию выросли с 2012 г на 97% (с 254 руб. до 500 руб. за литр безводного спирта). «Фактические поступления акцизов в бюджетную систему Российской Федерации в 2015 году составили 271,2 млрд рублей, что на 9,5% ниже уровня 2014 года и на 0,8% – 2013 года», - отметил аудитор.

С целью улучшения ситуации и развития конкуренции на алкогольном рынке в ноябре 2015 г. Правительство утвердило соответствующий План мероприятий («дорожную карту») со сроком исполнения до конца 2018 года. По состоянию на 1 июля 2016 г. из 21 мероприятия «дорожной карты» реализовано 18.

В частности, принят ряд законов, направленных на регулирование вопросов уплаты акциза, усиления ответственности за продажу алкогольной продукции и незаконный оборот поддельных федеральных специальных марок, а также учета (с 2017 г.) объема производства спиртосодержащих лекарственных средств.

Установлено требование внедрения в оптовых (с 1 января 2016 г.) и розничных (с 1 июля 2016 г.) точках продажи алкогольной продукции единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС). По данным Росалкагольрегулирования, по состоянию на 18 июля 2016 г. автоматизированным учетом были охвачены 94,2% оптовых и почти 96,6% розничных точек продаж.

«В результате принятые меры позволили обеспечить в первом полугодии 2016 года рост поступления акцизов на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года», - отметил Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Вместе с тем остаются неурегулированными отдельные вопросы контроля и надзора за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, что не обеспечивает эффективность принимаемых мер государственного регулирования в указанной сфере.

В частности, не урегулирована процедура уничтожения алкогольной продукции, возвращенной производителю по причине несоответствия требованиям качества. Не предусмотрено требование о декларировании объема использования этилового спирта для технических и иных целей, не связанных с производством алкогольной продукции объемом меньше 200 дал в год. Не регламентирован порядок контроля и учета перевозок этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции авиационным, железнодорожным, водным транспортом, в том числе порядок их оснащения приборами учета. Не определены нормативы затрат электрической и тепловой энергии на производство этилового спирта. Не установлено требование заполнения и представления налоговых деклараций по акцизам на алкогольную продукцию на основании данных об объемах производства, зафиксированных в ЕГАИС, что создает риски некорректного определения объема подакцизной продукции и непоступления платежей акцизов в бюджетную систему Российской Федерации.

Кроме того, до настоящего времени в Правительство России не внесены предусмотренные «дорожной картой» проекты федеральных законов, направленных на пресечение регионального протекционизма производителей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, введение критериев выдачи лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, усиление контроля за производством пивных и солодовых напитков.

Ситуация на алкогольном рынке в проверяемый период также осложнялась неурегулированностью законодательства в части учета объемов производства и оборота фармацевтической субстанции этилового спирта, что создавало риски его вовлечения в нелегальный оборот.

Как было установлено в ходе проверки, в государственном реестре лекарственных средств зарегистрировано 67 производителей спиртосодержащих лекарственных препаратов, которые имеют лицензии на производство лекарственных средств и на осуществление фармацевтической деятельности. Из них 4 – производители фармацевтической субстанции с международным непатентованным наименованием «этанол» (этиловый спирт, разбавленный до концентраций, предусмотренных фармакопейными статьями), получаемой методом биотехнологического синтеза.

При этом, по экспертной оценке, метод биотехнологического синтеза является разновидностью технологий получения ректификованного этилового спирта из пищевого сырья, а технологическое оборудование, используемое для получения указанной фармацевтической субстанции, может быть применено для производства ректификованного этилового спирта из пищевого сырья.

В ходе проверки одного из предприятий, производящих «этанол» (ЗАО «РФК»), было установлено, что фармакопейными статьями предприятия предусмотрена возможность упаковки фармацевтической субстанции этанола в автоцистерны емкостью от 12 до 50 тыс. литров и вагоны-цистерны емкостью от 50 до 68 тыс. литров. Однако в Государственном реестре лекарственных средств отсутствуют сведения о возможности выпуска предприятием фармацевтической субстанции этилового спирта в таких упаковках.

В ряде случаев фактические объемы отгружаемой ЗАО «РФК» продукции в автомобильных цистернах не соответствовали объемам упаковки, установленным фармакопейными статьями предприятия (29,7; 30,1; 31,9; 32,8; 32,9 тыс. литров), что также не соответствует ни сведениям, содержащимся в Государственном реестре лекарственных средств, ни требованиям Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Минпромторгом России.

Как было отмечено на Коллегии, фармакопейными статьями предприятия требования к указанным упаковкам устанавливаются на основании ГОСТов, принятых еще в 1980-1990-х гг. и регулирующих вопросы производства, хранения и перевозок этилового спирта из пищевого сырья, используемого в пищевой промышленности.

Вместе с тем вопросы обращения фармацевтической субстанции этилового спирта и лекарственных средств в целом регулируются Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Также Приказом Минпромторга России утверждены Правила надлежащей производственной практики, устанавливающие требования к организации производства и контроля качества лекарственных средств, которые гармонизированы с международными актами, применяемыми в рамках Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС).

Согласно положениям Договора о создании ЕАЭС с 1 января 2016 г. начал функционировать общий рынок лекарственных средств, соответствующих стандартам надлежащих фармацевтических практик.

Таким образом, учитывая необходимость установления единых правил в сфере обращения лекарственных средств в рамках ЕАЭС, использование вышеуказанных ГОСТов не приемлемо.

Однако их применение в настоящее время обусловлено отсутствием нормативных требований к объему тары и упаковке, в которых может осуществляться выпуск фармацевтической субстанции «этанол», что не исключает риски ее вовлечения в нелегальный оборот.

О возможности вовлечения фармацевтической субстанции этилового спирта в нелегальный оборот свидетельствуют установленные Росалкогольрегулированием совместно с правоохранительными органами факты использования спирта с маркировкой «этиловый спирт – раствор для наружного применения и приготовления лекарственных форм 95%, производитель ЗАО «РФК», «медицинский антисептический раствор 95%, производитель ЗАО «Брынцалов-А» и «этиловый спирт раствор для наружного применения и приготовления лекарственных форм 95%, производитель ООО «Константа-Фарм М» для незаконного производства алкогольной продукции.

Анализ результатов контрольно-надзорной деятельности Росалкогольрегулирования свидетельствует о тенденции сокращения объема выявленного нелегального оборота этилового спирта и алкогольной продукции на 36% - с 1 млн 220,8 тыс. дал в 2014 г. до 776,7 тыс. дал в 2015 г. При этом количество возбужденных МВД России дел по фактам нелегального производства и оборота алкогольной продукции возросло в 2015 г. на 8,7%.

На Коллегии также были отмечены нарушения, допущенные при заключении и исполнении государственных контрактов на оказание услуг по перевозке, хранению, переработке и уничтожению изъятой или конфискованной алкогольной и спиртосодержащей продукции, заключенных Росалкогольрегулированием с ОАО «Росспиртпром». Всего в проверяемый период было заключено 12 контрактов на общую сумму 638,6 млн рублей.

В частности, проверка показала, что осуществление заказов производилсо Росалкогольрегулированием с нарушением норм законодательства о контрактной системе (№ 44-ФЗ). Например, в ряде случаев в документации об электронном аукционе не указывался объем оказываемых услуг. При применении метода анализа рынка в обосновании начальной максимальной цены контракта отсутствовала информация о ценах работ и услуг, полученная по запросу заказчика у исполнителей, выполняющих идентичные работы и услуги, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ и услуг в единой информационной системе. При этом применялся затратный метод и собственные расчеты, исходя из цены за единицу измерения от общего объема бюджетных ассигнований на реализацию полномочий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 1027.

Действенный контроль за выполнением контрактов Росалкогольрегулированием также не был обеспечен. В результате прием продукции на уничтожение или переработку осуществлялся Росспиртпромом с нарушением установленных сроков. При оформлении первичной документации допускались пометки, исправления и уточнения фактически полученного объема продукции. В отчеты о фактической калькуляции затрат на переработку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, изъятых из незаконного оборота, включались расходы, непосредственно не связанные с переработкой изъятой продукции, что влияло на сумму доходов, перечисляемых в федеральный бюджет.

В ходе проверки дочерней компании Росспиртпрома ООО «Эталон» было установлено наличие неучтенного продуктопровода, не оснащенного автоматическими средствами измерения, что не исключает рисков несанкционированного доступа к производимому на предприятии этиловому спирту. По этому факту был составлен акт о принятии незамедлительных мер и проинформировано ФСБ России. В ходе проверки несанкционированный доступ к спирту был Росалкогольрегулированием предотвращен, генеральный директор и главный инженер ООО «Эталон» уволены.

Проверка также показала, что в нарушение норм Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» ООО «Эталон» не направляло заявление на получение нового разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в связи с реорганизацией своего обособленного подразделения. Вместе с тем в соответствии с утвержденным Правительством Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия в случае отсутствия надлежаще оформленного разрешения в расчетах за выбросы и размещение отходов должен применяться повышающий коэффициент. Однако, согласно результатам проверка, расчет платы ООО «Эталон» за негативное воздействие на окружающую среду осуществлялся без применения повышающего коэффициента (пятикратного увеличения). В результате в бюджетную систему Российской Федерации не поступили доходы от платы за выбросы от стационарных объектов в общей сумме 208,4 тыс. рублей (расчетно).

Кроме того, проверкой были установлены нарушения, не исключающие наличие коррупционных рисков в деятельности территориальных органов Росалкогольрегулирования.

Например, Межрегиональным управлением по Северо-Кавказскому федеральному округу не были приняты меры по аннулированию лицензии у ООО «Стандарт Спирт» за производство алкоголя без счетчиков. По данному факту будет направлено письмо в Генеральную прокуратуру.

Также по итогам проверки направляются: представления в Росалкогольрегулирование и ЗАО «РФК», информационные письма – в Правительство Российской Федерации, Минфин России, Минпромторг России, Минздрав России, Росприроднадзор, Ростехнадзор и ФАС России, отчет - в палаты Федерального Собрания.

Справочно:

* Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации основано на Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, принятой с соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537.

В настоящее время на территории Российской Федерации производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по данным Росалкогольрегулирования, осуществляют 352 организации на основании 830 лицензий, в том числе 65 производителей этилового спирта и 280 производителей алкогольной продукции.


Материалы по теме

Наверх