РУС ENG 

Опубликован Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №11

28 ноября 2016 г.

Счетная палата Российской Федерации публикует Бюллетень №11 за 2016 год. В документе представлена информация о результатах проверок: законности и эффективности использования средств Минсельхозом России, направленных на централизованные закупки лекарственных средств и препаратов для ветеринарного применения; эффективности использования субсидий из федерального бюджета на госзадание, а также бюджетных инвестиций в объекты госсобственности в рамках госпрограммы «Развитие рыбохозяйственного комплекса»; формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Московской области; федеральных бюджетных учреждений - государственных региональных центров стандартизации, метрологии и испытаний.

Ниже можно ознакомиться с кратким содержанием отчетов, подготовленных Счетной палатой по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Полные версии документов размещены по адресу: audit.gov.ru.

Минсельхоз в нарушение Бюджетного кодекса субсидирует производителей ветеринарных препаратов, исходя из их рыночной стоимости

В отчете аудитора Счетной палаты Максима Рохмистрова представлены результаты проверки в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации законности и эффективности использования средств, направленных в 2014 – 2015 гг. и за истекший период 2016 г. на централизованные закупки лекарственных средств и препаратов для ветеринарного применения.

В отчете отмечается, что объем бюджетных ассигнований на проведение противоэпизоотических мероприятий против заразных и иных болезней животных в субъектах РФ в 2014-2016 гг. составил более 5 млрд руб. В 2014 г. закупка ветпрепаратов осуществлялась Минсельхозом по итогам проведения электронных аукционов в соответствии с 44-ФЗ. Всего было заключено 128 контрактов на общую сумму около 1,5 млрд руб. Однако начиная с 2015 г. Минсельхоз помимо аукционов начал предоставлять субсидии на производство и доставку препаратов своим подведомственным казенным предприятиям. Всего в 2015 г. в регионы поставлено ветпрепаратов на 1,6 млрд руб., из них в рамках субсидирования 37%. На этот год запланировано около 2 млрд руб., из них 43% в рамках субсидирования.

Проверка показала, что при предоставлении в 2015 г. субсидий Минсельхоз определил стоимость производства и доставки на основании рыночных цен по ранее заключенным Минсельхозом контрактам, а не по затратам предприятий. При этом, в распоряжении Минсельхоза № 43-р, действующем в 2016 г., прямо предусмотрено, что стоимость производства и доставки определяется на основании информации о рыночных ценах на идентичные товары. Применение рыночной стоимости для расчета субсидий противоречит Бюджетному кодексу и распоряжению Правительства. По оценкам Счетной палаты, данное решение приводит к рискам некорректного расчета размера субсидии.

В отчете также отмечается, что общий объем затрат на централизованные закупки в рамках противоэпизоотических мероприятий и субсидии подведомственным предприятиям увеличились в 2015 г. по отношению к 2014 г. на 10%, а в 2016 г. – на 17%. Это происходило при одновременном снижении общей плановой потребности в ветпрепаратах.

Подведомственное Росрыболовству учреждение неправомерно получило доход в размере 42 млн руб. от продажи в Китай 10 белух

В отчете аудитора Счетной палаты Бато-Жаргала Жамбалнимбуева представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка эффективности использования субсидий из федерального бюджета на государственное задание и на иные цели, а также бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности в рамках подпрограммы 7 «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса» государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» в 2015 году и за истекший период 2016 года (совместно с Федеральной службой безопасности Российской Федерации)».

Объектами проверки стали ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт пресноводного рыбного хозяйства» (далее – ФГБНУ «ВНИИПРХ»). ФГБНУ «Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный центр» (далее – ФГБНУ «ТИНРО-Центр»). Проверка выявила нарушения финансовой дисциплины и действующего законодательства, допущенные проверенными учреждениями в ходе использования средств, предоставленных из федерального бюджета. При этом полномочия Росрыболовства по осуществлению контроля за деятельностью подведомственных учреждений должным образом не реализовывались.

Проверка показала, что при определении объема финансового обеспечения госзаданий указанных учреждений Росрыболовством не принималось решение об использовании нормативных затрат в отношении госуслуг и работ, как это предусмотрено Бюджетным кодексом. Размер предоставленных субсидий был определен Росрыболовством на основании сметных затрат, утвержденных в соответствии с представленными учреждениями сметными расчетами, сформированными согласно доведенным предельным объемам финансирования. При этом должная проверка представленных учреждениями расчетов, на основании которых Росрыболовством утверждались и корректировались сметные затраты и в дальнейшем предоставлялись субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания, Агентством не осуществлялась. В условиях отсутствия нормативов затрат установленные учреждениям в госзаданиях объемы работ с объемами финансового обеспечения не увязаны.

В отчете отмечается, что представляемые в проверяемом периоде учреждениями ежеквартальные (годовые) отчеты о выполнении госзаданий (с учетом допустимого уровня отклонения в 10%) утверждались Росрыболовством без замечаний и в полном объеме.

Главное управление дорожного хозяйства Московской области не полностью осваивает средства регионального дорожного фонда

В отчете аудитора Счетной палаты Валерия Богомолова представлены результаты проверки формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Московской области в 2014-2015 гг. и истекшем периоде 2016 г. (совместно с Контрольно-счетной палатой Московской области).

В отчете отмечается, что основными источниками формирования дорожного фонда Московской области являются доходы от акцизов на нефтепродукты и транспортного налога. Объем дорожного фонда Московской области в 2014 г. составил 60,9 млрд руб., кассовое исполнение – 48,8 млрд руб. В 2015 г. объем дорожного фонда Московской области составил 80,7 млрд руб., из которых использовано 51,8 млрд руб.

Проверка установила, что из-за имеющихся недостатков в администрировании доходов от уплаты транспортного налога в дорожный фонд не поступают значительные объемы средств. В 2015 г. в дорожный фонд зачислены доходы от уплаты транспортного налога в сумме 11,6 млрд руб. При этом на 1 января 2016 г. накопленная задолженность по уплате транспортного налога составила 13,5 млрд руб. и по сравнению с прошлым годом увеличилась на 2,9 млрд руб. (27%).

Также проверка Счетной палаты показала, что требования Федерального закона «Об автомобильных дорогах» в части планирования дорожной деятельности на основании нормативов финансовых затрат на капремонт, ремонт и содержание не выполнялись. Несмотря на то, что в 2008 г. Постановлением Правительства Московской области нормативы были утверждены, при планировании дорожной деятельности и расходов на ее осуществление они не применялись.

Росстандарт в 2015-2016 гг. ненадлежащим образом контролировал деятельность региональных центров стандартизации

В отчете аудитора Счетной палаты Сергея Агапцова представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка федеральных бюджетных учреждений – государственных региональных центров стандартизации, метрологии и испытаний, в том числе в части формирования, утверждения и исполнения государственных заданий, оказания платных услуг (выполнения работ) и иной приносящей доход деятельности, установления цен (тарифов) на оказываемые услуги (работы)».

В отчете отмечается, что в системе Росстандарта функционирует 86 региональных центров стандартизации (далее – центры стандартизации), которые обеспечивают функционирование государственной системы обеспечения единства измерений. Совокупный доход центров стандартизации в 2015 г. составил 14,1 млрд руб. (в т.ч. от выполнения государственного задания 0,8 млрд руб.), расходы на их содержание и развитие составили 13,8 млрд руб. На начало 2016 г. на счетах центров стандартизации сформировались неиспользованные остатки в размере 4,3 млрд руб., к 1 июля 2016 г. они увеличились до 4,9 млрд руб.

Также в отчете отмечается, что начиная с 2013 г. центры стандартизации функционируют в организационно-правовой форме бюджетных учреждений. Отличительной особенностью их деятельности является то, что все оказываемые ими услуги юридическим и физическим лицам производятся на платной основе. При этом поверка средств измерений, включенных в Перечень средств измерений, осуществляется в пределах государственного задания. Так, в 2015 г. по регулируемым ценам центрами стандартизации было проверено 1,2 млн единиц средств измерений на общую сумму 724,2 млн руб., что составляет лишь 5% общего объема. Поверка остальных средств измерений была осуществлена по нерегулируемым, договорным ценам. Кроме того, до центров стандартизации доводится государственное задание на проведение испытаний стандартных образцов или средств измерений: в 2015 г. было проведено 473 испытаний на общую сумму 74,9 млн руб.

Проверка показала, что Росстандарт не анализирует потребности организаций бюджетной сферы в государственных услугах в области обеспечения единства измерений. В результате основными потребителями услуг, оказываемых центрами стандартизации в рамках государственного задания, в 2014-2015 гг. являлись юридические лица без государственного участия (в этот период сформировали 72% доходов). В свою очередь государственные учреждения, органы государственной власти и местного самоуправления совокупно сформировали 22% доходов, физические лица – 6%.


Материалы по теме

Наверх