РУС ENG 

Счетная палата проверила подведомственные организации ФАНО России в части инвестпроектов

14 Декабря 2016 г.
Сергей Бобылев/ТАСС

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности и соблюдения имущественных интересов Российской Федерации при реализации инвестиционных контрактов в организациях, подведомственных Федеральному агентству научных организаций». 

Объекты проверки: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (г. Москва); Федеральное агентство научных организаций (г. Москва). 

Проверяемый период деятельности: 2014 – 2015 годы и истекший период 2016 года (при необходимости более ранние периоды). 

С докладом выступил аудитор Максим Рохмистров. 

В ходе проверки установлено, что, ввиду действия постановления Правительства «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности», единственный нормативный акт, регулирующий отношения по вовлечению в оборот федерального имущества на инвестиционных условиях – это 505-ое постановление Правительства.* Оно имеет крайне ограниченное применение: сделки по вовлечению в оборот федерального имущества согласовываются по отдельным решениям Правительства России.
Счетная палата проанализировала 48 инвестиционных контрактов. В 45 из них стороной выступают 33 подведомственных ФАНО России организации. Три контракта заключены без ведома организаций и согласия собственника имущества. Все проанализированные инвестиционные контракты заключены до выхода 505-го постановления Правительства с 2000 по 2007 гг.

В ходе проверки установлено, что собственником имущества не согласованы в полном объеме (с учетом дополнительных соглашений) 19 инвестиционных контрактов, или 40% от общего количества контрактов, что является нарушением законодательства.**

Также проверка показала, что в 29-ти инвестиционных контрактах не была проведена оценка вкладов РФ и инвесторов, что нарушает требования Закона об оценочной деятельности. Из них в 25-ти контрактах доли Российской Федерации и инвесторов на результат инвестиционного проекта определены без использования отчетов об оценке. 

Вследствие указанных нарушений в 13-ти инвестиционных контрактах безосновательно уменьшена доля Российской Федерации. 

На настоящий момент ФАНО России не осуществляет полномочия учредителя подведомственных ему организаций в части согласования распоряжения недвижимым имуществом и осуществления контроля за деятельностью при вовлечении имущества учреждений в предпринимательский оборот на инвестиционных условиях. 

В частности, ФАНО России не принимает участия в рассмотрении и согласовании дополнительных соглашений к заключенным инвестиционным контрактам и актов реализации, а также не осуществляет контроль за деятельностью учреждений в качестве участников инвестиционных отношений. Более того, ФАНО России сообщило Счетной палате, что не является стороной инвестиционных контрактов и считает, что актуальную и достоверную информацию могут предоставить исключительно подведомственные ему организации и Росимущество. 

В ходе контрольного мероприятия установлено, что 6 инвестиционных контрактов прекратили свое действие, но при этом учитываются в работе Росимущества. Например, обязательства инвестора по инвестиционному контракту, заключенному Институтом аналитического приборостроения РАН, прекращены ликвидацией юридического лица, однако Росимущество все еще прорабатывает вопрос необходимости признания контракта прекращенным в судебном порядке. 

Также проверка показала, что 14 инвестиционных контрактов не имеют перспектив реализации. Основными причинами стали неисполнение инвестором обязательств, отказ инвестора или прекращение его деятельности, в том числе банкротство. Но в большинстве случаев причина – это невозможность утверждения соответствующего градостроительного плана земельного участка. Несмотря на то, что данные контракты требуют расторжения, Росимущество и ФАНО России не принимают необходимые меры по прекращению договорных отношений. 

Например, учитывая отказ инвестора от исполнения инвестиционного контракта, заключенного Институтом проблем технологии микроэлектроники и особо чистых материалов РАН, а также истечение сроков реализации проекта, Росимущество и ФАНО России не согласовывают расторжение контракта уже на протяжении трех лет.

Кроме того, проверкой установлены признаки нарушения имущественных интересов РФ в 10 контрактах. Примером невыполнения инвесторами обязательств перед Российской Федерацией стал инвестиционный проект по реконструкции и капитальному ремонту здания по улице Архитектора Власова, заключенного Государственным южным научно-исследовательским полигоном РАН. Документы по исполнению этого инвестиционного контракта содержат признаки подмены документации исполнительной документацией по государственному контракту, оплаченному из бюджетных средств.

Другой пример: отсутствует должный контроль со стороны Росимущества и ФАНО России за реализацией инвестиционного контракта по строительству жилых домов, учебно-научного корпуса и общественно-культурного центра Центрального экономико-математического института РАН в г. Москва. Как следствие, инвесторами не исполнены обязательства перед Российской Федерацией в части строительства учебно-научного корпуса и общественно-культурного центра. Из всех объектов построены и распределены только 2 жилых дома. Сам институт выгоды от контракта не получил: часть квартир и машиноместа, составляющие долю РФ, без правовых оснований переданы в собственность юридическим и физическим лицам, не являющимся участниками инвестиционного контракта. Остальные квартиры отошли к РАН.

Неисполнение инвестором обязательств перед Российской Федерацией обнаружены, в том числе, при реализации инвестиционного проекта строительства объектов медицинского назначения и жилого дома в г. Москва на основании договора, заключенного Научным центром неврологии РАМН. Инвестором прекращено финансирование строительства объектов медицинского назначения РФ площадью 12 тыс. кв. м., а также не осуществлена передача помещений в жилом комплексе бизнес-класса «Зодиак» общей площадью 22 тыс. кв. м. В отсутствие актов о реализации договора и протоколов распределения площадей квартиры передаются третьим лицам, что также нарушает установленное инвестиционным договором преимущественное право выбора помещений Росимуществом.

Итоги проверки показали, что фактически исполнено 8 контрактов. При этом данные завершенные строительством инвестиционные проекты требуют согласования актов реализации. Например, на протяжении более 5 лет после завершения строительства в рамках инвестиционного договора, заключенного Институтом аналитического приборостроения РАН, акт реализации не подписан по причине отказа инвестора от заключения договора аренды земельного участка под объектом. Вследствие этого, федеральный бюджет недополучил доходы в виде арендной платы. Судебно-претензионная работа Росимуществом не ведется.

Коллегия приняла решение направить представления Счетной палаты Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Федеральному агентству научных организаций, обращение Счетной палаты - в Генеральную прокуратуру, а также отчет о результатах контрольного мероприятия направить в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. 

Справочно:

* от 10 августа 2007 г. № 505 «О порядке принятия федеральными органами исполнительной власти решения о даче согласия на заключение сделок по привлечению инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества»;

** согласно пункту 1 статьи 296, пункту 10 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», подпункта «м» пункта 3 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 537;

*** решение Арбитражного суда города Москвы от 18 августа 2010 г. по делу № А40-51538/10-82-438, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2010 г. № 09АП-27442/2010-ГК и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 марта 2011 г. № КГ-А40/1484-11. 


Материалы по теме

Наверх