РУС ENG 

На одного сотрудника страховых медорганизаций приходится по 1 консультации в части оказания медпомощи и 1 жалобе в год

20 декабря 2016 г.

Заявления Минздрава России и ФОМС в отношении объективности и корректности выводов аудиторов Счетной палаты по эффективности работы страховых медорганизаций вызывают удивление.

Счетная палата при проведении оценки деятельности страховых медицинских организаций использовала только официальные статистические данные и данные бухгалтерской отчетности страховых медицинских организаций, представленные в Счетную палату, в том числе за подписью заместителя министра здравоохранения по финансовым вопросам и Председателя Федерального фонда ОМС (все документы прилагаются в гиперссылках).

Использование Федеральным фондом ОМС данных ведомственной формы № 10(ОМС) некорректно, так как они не соответствуют данным федерального статистического наблюдения, опубликованным на сайте Росстата в статистическом сборнике «Финансы России, 2016».

Так, например, всего в 2015 году от применения к медицинским организациям штрафных санкций в доход страховых медицинских организаций, как указано на странице 331 сборника, было направлено 4,425 млрд рублей, а не 4,1 млрд рублей, как отмечается в сообщении Федерального фонда ОМС.

Также вызывают недоумение сведения о некорректности данных в части расходов на ведение дела, так как Счетной палатой были использованы данные формы № 62 «Сведения о ресурсном обеспечении и оказании медицинской помощи населению», официально представленные Минздравом России за подписью заместителя министра по финансовым вопросам и Председателя Федерального фонда ОМС, где в разделе II указаны средства, предназначенные на ведение дела в системе ОМС (25,4 млрд рублей).

Данные формы № 62 подтверждены представленными в Счетную палату Российской Федерации расходами страховых медицинских организаций, которые по итогам 2015 года суммарно (с учетом налогов и социальных выплат) составили свыше 27 млрд рублей, и размером полученной чистой прибыли (3,5 млрд. рублей за 2015 год).

В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» расходы на ведение дела возможны только в отношении страховых медицинских организаций.

При этом, по данным формы 0507021, опубликованной на сайте Федерального казначейства, на выполнение функций территориальных фондов обязательного медицинского страхования в 2015 году было использовано 13,7 млрд рублей.

Всего в страховых медицинских организациях работает почти 23 тыс. сотрудников, на которых по данным формы ПГ «Организация защиты прав застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования», утвержденной приказом Федерального фонда ОМС № 145, представленной всеми страховыми медицинскими организациями, пришлось только 21 тыс. консультаций по вопросам оказания медицинской помощи и 28 тыс. жалоб, то есть по 1 консультации и 1 жалобе на одного сотрудника в год.

Основная доля обращений в страховые медицинские организации приходится на вопросы выбора и замены страховой медицинской организации.

В части выявленных нарушений при экспертизе качества медицинской помощи, как было отмечено в ходе Коллегии Счетной палаты, Федеральный фонд ОМС не располагает данными о конкретных видах выявленных дефектов, в том числе в части оформления первичной медицинской документации, а также обоснованности принятых экспертами решений о наличии данных нарушений.

Факты штрафных санкций, в том числе, например, за дефекты почерка, непонятный почерк, орфографические ошибки и другие несоответствия в первичной медицинской документации, которые не влияли на качество медицинской помощи (а экспертиза направлена именно на проверку качества), неоднократно выявлялись Счетной палатой в ходе проверок, в том числе проведенных в страховых медицинских организациях. Это было подтверждено на Коллегии Счетной палаты Председателем Федерального фонда обязательного медицинского страхования, которая проинформировала аудиторов, а также все субъекты Российской Федерации (заседание коллегии проходило в формате видеоконференции) о том, что в настоящий момент Фондом завершается работа по внесению изменений в нормативные правовые акты, устанавливающие порядок проведения экспертиз качества медицинской помощи.

Кроме того, по сути, проведение экспертизы в соответствии с частью 7 статьи 40 Федерального закона № 326-ФЗ осуществляют не работники страховых компаний, а специально нанимаемые эксперты, реестр которых ведется только территориальными фондами и Федеральным фондом ОМС.

Налагаемые по результатам экспертиз штрафы на медорганизации – это не заслуга страховых медицинских организаций, однако, они получают свой процент от каждого из них.

Складывается впечатление, что распространенные ФОМС в средствах массовой информации публикации направлены не на поиск решений по защите прав застрахованных лиц и изменение работы страховых медицинских организаций, а являются попыткой оправдаться и сохранить существующее положение дел.


Материалы по теме

Наверх