РУС ENG 

Из 27 мероприятий Плана подготовки и проведения празднования 300-летия г. Омск полностью завершены только 13

14 марта 2017 г.

Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка соблюдения законодательства при осуществлении бюджетного процесса и целевого использования средств федерального бюджета, выделенных бюджету Омской области, в том числе на мероприятия в соответствии с Планом основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 300-летия основания г. Омска, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 2040-р».

Объекты контрольного мероприятия: Правительство Омской области, Министерство финансов Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Администрация города Омска.

Проверяемый период: 2015 г., при необходимости другие периоды

С докладами выступили аудиторы Юрий Росляк и Валерий Богомолов.

Сбалансированность бюджета Омской области

Показатели исполнения бюджета Омской области за 2014 и 2015 гг. свидетельствуют о серьезных проблемах со сбалансированностью областного бюджета.

«Формирование и исполнение бюджета Омской области осуществляется с применением уже отмеченного в ряде регионов метода «обратного подхода», когда расходные обязательства принимаются, исходя из ограниченных возможностей бюджета по доходам на соответствующий период, и не отражают реальные объемы бюджетных ассигнований, требуемых на исполнение полномочий», - сообщил в ходе своего выступления на Коллегии аудитор Юрий Росляк.

Согласно полученным в ходе проверки данным, в 2015 г. бюджет Омской области был исполнен по доходам в сумме 66,6 млрд руб. (90,8% прогнозных значений), по расходам – в сумме 71 млрд руб. (88,2% уточненных годовых бюджетных назначений). Дефицит сложился в сумме 4,5 млрд руб.

Неисполнение доходной части областного бюджета составило в 2015 г. 6,7 млрд руб. При этом по сравнению с 2014 г. доходы уменьшились на 3,3 млрд руб. или на 4,8%.

Как было отмечено на Коллегии, на доходный потенциал области негативное влияние оказали такие факторы, как создание консолидированных групп налогоплательщиков, непрогнозируемое уменьшение налоговых доходов, изменения федерального налогового законодательства, предоставление налоговых льгот, образование задолженности по налогам и сборам.

Уменьшение налоговых доходов связано со снижением поступлений налога на прибыль организаций от крупнейших налогоплательщиков (с 23,9% в 2013 г. до 1,2% в 2015 г.).

Негативное влияние на исполнение прогнозных показателей оказали уточненные налоговые декларации на уменьшение налога, предоставленные налогоплательщиками за прошедшие отчетные периоды (сумма возвратов в 2015 г. составила 2,8 млрд руб., что в 4,6 раза выше, чем в 2014 г. – 601 млн руб).

Сумма выпадающих доходов бюджета области в связи с изменениями федерального законодательства по налогам составила 518,6 млн руб., от предоставления налоговых льгот – 2,3 млрд руб., задолженность по налогам и сборам – 7 млрд руб.

Как следствие, неисполнение доходной части привело к недофинансированию расходных обязательств на сумму свыше 9 млрд руб. Общая сумма неисполненных бюджетных назначений по расходам составила 9,5 млрд руб.

Ситуацию не смогло изменить даже то, что Минфином области осуществлялись заимствования у бюджетных и автономных учреждений Омской области за счет средств, полученных ими от предпринимательской деятельности (в объеме 1,7 млрд рублей).

В результате таких заимствований сокращаются расходы на исполнение полномочий в социальных отраслях (здравоохранение, образование, соцзащита), что приводит к возрастающему дефициту средств на реализацию терпрограммы госгарантий по оказанию гражданам медпомощи, срыву исполнения утвержденных демографических показателей, показателей доступности и качества медицинской помощи.

Финансовая поддержка из федерального бюджета не обеспечивает необходимой сбалансированности областного бюджета, не способствует реальному сокращению коммерческих заимствований, уменьшению расходов на обслуживание долговых обязательств и эффективной реализации политики по управлению госдолгом. За 2015 г. госдолг увеличился на 9,5% (3,5 млрд рублей), составив 40,1 млрд руб. На конец 2016 г. (по оперативным данным) государственный долг Омской области еще подрос и составил 44,3 млрд руб. В структуре госдолга бюджетные кредиты занимают 37,1%, кредиты, полученные от кредитных организаций – 44,8%.

Недостаточность собственных доходов на исполнение расходных обязательств также привела к значительному росту кредиторской задолженности областного бюджета по принятым обязательствам - в 156 раз.

Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности Омской области составили в 2015 г. 4,4 млрд рублей, их доля в общем объеме расходов бюджета составляет всего 6,2%. В 2016 г. утвержденные объемы инвестиций сократились в 2,2 раза. Фактически по состоянию на 1 декабря 2016 г. объем бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства составил 2,7 млрд руб. «Утвержденные показатели капвложений и их фактическое исполнение за 2016 г. свидетельствуют о продолжающейся тенденции снижения доли бюджетных инвестиций в общем объеме расходов областного бюджета, что не создает условий для сокращения незавершенного строительства и негативно сказывается на социально-экономическом развитии области, которое во многом зависит от усиления инвестиционной активности региона», - подчеркнул аудитор.

Общий объем незавершенного строительства области по состоянию на 1 января 2016 г. составил 175 объектов на сумму более 20 млрд руб., строительство 48 объектов приостановлено на длительное время.

Дорожное хозяйство

В соответствии с полученными в ходе проверки данными протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Омской области на 1 января 2014 г. составляла 10 132,8 км, на 1 января 2015 г. – 10 144,4 км, на 1 января 2016 г.– 10 169,9 км. При этом доля автомобильных дорог, не отвечающих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, составляла: на 1 января 2014 г. 68,5%, на 1 января 2015 г. - 67% , на 1 января 2016 г. - 66%.

Реализация мероприятий региональных программ в сфере дорожного хозяйства осуществляется в области на низком уровне.

Кассовое исполнение субсидии, предоставленной в 2015 г. Омской области Росавтодором в сумме 1,4 млрд руб. на софинансирование строительства и реконструкции 4 дорожных объектов, составило 75%. По состоянию на 1 января 2016 г. отсутствовали разрешения на ввод в эксплуатацию 2 объектов общей протяженностью 20,4 км.

На низком уровне осуществлялось и использование иных межбюджетных трансфертов. Из 910 млн руб., предоставленных Росавтодором, использовано только 532 млн руб. или 59%. При этом в отчете об использовании межбюджетных трансфертов, направленном Министерством строительства Омской области в Росавтодор, содержались завышенные значения по 4 показателям по приросту протяженности сети автомобильных дорог.

В нарушение законодательства о контрактной системе казенным учреждением Омской области «Управление дорожного хозяйства» по 2 объектам капитального ремонта была завышена начальная максимальная цена государственных контрактов на общую сумму 2 млн руб., что привело к причинению ущерба федеральному бюджету на сумму 1,5 млн руб.

Также следует обратить внимание на то, что в 2015-2016 гг. бюджетным учреждением г. Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» на объектах улично-дорожной сети проводились аварийно-восстановительные работы на общую сумму 13,4 млн руб., а спустя 1,5-3 месяца на этих же объектах проводился ремонт, что свидетельствует о низком качестве планирования дорожной деятельности.

Здравоохранение

Проверка показала, что в Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не учитываются разъяснения Минздрава России в части утверждения ее стоимости за счет средств бюджета Омской области.

Установленные в Омской области нормативы объема медицинской помощи и нормативы финансовых затрат за счет средств регионального бюджета Омской области на 2015 и 2016 гг. ниже средних нормативов, что привело к формированию дефицита финансового обеспечения терпрограмм за счет средств областного бюджета и возможному снижению уровня доступности получения гражданами бесплатной медицинской помощи. Дефицит ежегодно увеличивается: в 2015 г. он составил 1,9 млрд руб., в 2016 г. – 2,7 млрд руб.

Расходы населения Омской области на платную медицинскую помощь за 2013-2016 гг. возросли с 1,8 млрд руб. до 2,1 млрд руб. (оперативные данные).

Исполнение Территориальной программы составило в 2015 г. 22,1 млрд руб. (95,5% утвержденных назначений), в том числе за счет областного бюджета 4,9 млрд руб. (95,7%), за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования – 17,1 млрд руб. (95,4%).

Из 36 показателей (критериев) Территориальной программы не достигнуто 9, в том числе по показателям смертности населения (13,4 на 1 000 человек при плане 12,8), обеспеченности населения средним медицинским персоналом (99,4 на 10 тыс. человек при плане 109).

Укомплектованность области врачебными кадрами в 2015 г. составляла 64,6% штатной численности, средним медицинским персоналом - 81,6%, коэффициент совместительства у врачей составил 1,5, у специалистов со средним медицинским образованием – 1,2.

На балансе государственных учреждений здравоохранения находится 1 848 зданий и сооружений, из них 256 зданий (13,9%) подлежат капитальному ремонту.

Обеспечение жильем детей-сирот

По состоянию на 1 января 2016 г. количество детей-сирот, проживающих на территории Омской области, составило 8 045 человек (1,97% детского населения области).

Проверка показала, что Правительством Омской области не выполняются положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части обеспечения их жилыми помещениями.

Специализированный жилищный фонд, достаточный для своевременного решения жилищной проблемы детей-сирот, Правительством Омской области не создан. Темпы обеспечения этих детей жилыми помещениями не соответствуют темпам роста численности нуждающихся, что не позволяет органам исполнительной власти Омской области снизить задолженность по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями и сократить среднюю продолжительность ожидания жилья (6 лет).

В 2015 г. детям-сиротам предоставлено 311 жилых помещений (из которых 84,2% по решениям суда), обеспечено 7% имеющейся потребности (с учетом вынесенных судебных решений), по состоянию на 1 декабря 2016 г. предоставлено 242 жилых помещения (из которых 87,6% по решениям суда) или 5,7% потребности.

Как было установлено в ходе проверки, детям-сиротам, проживающим в Омской области, практически невозможно получить жилое помещение в соответствии с законодательством Российской Федерации, о чем свидетельствует возрастающее число судебных решений (с 371 по состоянию на 1 января 2016 г. до 552 на 1 декабря 2016 г.).

В нарушение Закона Омской области об областном бюджете на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг., устанавливающий предельный размер авансовых платежей до 40%, казенным учреждением Омской области «Омскоблстройзаказчик» было произведено авансирование в размере 80% по государственным контрактам на приобретение жилых помещений для детей-сирот. Превышение составило 82,5 млн руб., что привело к образованию дебиторской задолженности в сумме 19,6 млн руб. Учитывая, что исполнитель (ООО «СтройАльянс») Арбитражным судом Омской области признан банкротом и находится в стадии ликвидации, существует риск невозврата дебиторской задолженности по неотработанному авансу и утраты средств федерального бюджета в сумме 11 млн руб.

ЖКХ

По состоянию на 1 декабря 2016 г. расходы консолидированного бюджета на выполнение мероприятий программ по переселению и капремонту составили 5,8 млрд руб. или 89% предусмотренных бюджетных назначений, в том числе за счет средств Фонда ЖКХ – 2,5 млрд руб. (86%), средств областного бюджета – 1,9 млрд руб. (82%), местных бюджетов – 1,3 млрд руб. (95%).

Всего в рамках региональной программы по переселению граждан из аварийного жилья до 1 сентября 2017 г. подлежит переселению 169,32 тыс. кв. м площади, количество подлежащих переселению граждан – 11 634 человек. По состоянию на 1 декабря 2016 г. фактически расселено 143,62 тыс. кв. м площади (85%) и переселено 10 198 граждан (88%), остаток аварийного жилья и количество граждан, подлежащих расселению, составил – 25,70 тыс. кв. м жилья и 1 436 граждан, соответственно. По оперативным данным, по состоянию на 1 января 2017 г. данные показатели составляют 25,63 тыс. кв. м жилья и 1 430 граждан.

Потребность в средствах консолидированного бюджета, необходимых для выполнения программы переселения в 2016 г., по состоянию на 1 декабря 2016 г. соответствует бюджетной обеспеченности Омской области и составляет 1,5 млрд руб.

Проверкой установлено, что денежные средства в сумме порядка 166 млн руб., поступившие в областной бюджет из Фонда ЖКХ, были распределены и перечислены Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области 19 муниципальным образованиям с превышением 30-дневного срока, установленного Соглашением между Правительством Омской области и Фондом ЖКХ, - до 50 дней.

Вследствие несвоевременного поступления средств Фонда ЖКХ в сумме 89,9 млн руб. в муниципальном образовании городской округ г. Омск выполненные строительно-монтажные работы по муниципальным контрактам были оплачены только в мае 2015 г., что привело к образованию кредиторской задолженности.

Департаментом строительства администрации г. Омска заключены 2 муниципальных контракта на общую сумму 464 млн руб. на строительство двух 10-этажных жилых домов со сроком исполнения 15 сентября и 15 декабря 2017 г., соответственно, что создает риск невыполнения Омской областью обязательств в части обеспечения переселения граждан из аварийного жилищного фонда до 1 сентября 2017 г.

Празднование 300-летия г. Омск

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации «О праздновании 300-летия основания г. Омска», Правительством был утвержден План основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 300-летия основания г. Омска. Сроки реализации Плана - 2008-2016 гг.

Мероприятиями Плана предусмотрено финансирование культурно-массовых и спортивных мероприятий, а также капитальных вложений на реставрацию, строительство и реконструкцию объектов недвижимости государственной и муниципальной собственности Омской области и г. Омска.

Изначально План включал 33 мероприятия, на финансирование которых планировалось направить 91 млрд руб. В ходе реализации Плана в него были внесены изменения, в результате которых количество мероприятий сократилось до 27 с объемом финансирования в сумме 75,3 млрд руб.

По состоянию на 1 ноября 2016 г. фактический объем финансирования составил 30,3 млрд руб. (40,2% от предусмотренного объема), в том числе 16,9 млрд руб. - за счет средств федерального бюджета (70,2% от плана), 10,9 млрд руб. – за счет областного бюджета (34,7%), 1,9 млрд руб. – за счет средств бюджета г. Омска (38,3%). Внебюджетные источники привлечены в сумме 512,3 млн руб. или 3,5% запланированного объема.

Наиболее значительное недофинансирование сложилось по 4 крупным и стратегически важным для области объектам: международный аэропорт (при плане 7,4 млн руб., профинансировано 40,6 тыс. руб.), гидроузел на реке Иртыш (при плане 9,2 млн руб. профинансировано 5,9 млн руб.), Омский метрополитен (при плане 30,6 млн руб. профинансировано 6,6 млн руб.) и магистральный канализационный коллектор (запланировано 4,9 млн руб., по факту финансирование не осуществлялось).

Объем выполненных работ по мероприятиям Плана составил 27,9 млрд рублей или 92,3% объема финансирования. По состоянию на 1 декабря 2016 г., по данным Минэкономики области, полностью завершены 13 мероприятий Плана, введено в эксплуатацию 23 объекта капитального строительства.

При проверке реализации мероприятий Плана были выявлены многочисленные недостатки и нарушения.

по объекту «Красногорский гидроузел на реке Иртыш»

Необходимость осуществления строительства гидроузла предусмотрена Водной стратегией России до 2020 г.

Затраты на строительство составили 5,5 млрд руб., из них расходы областного бюджета – 1,8 млрд руб. Дополнительный объем средств для завершения работ по строительству гидроузла оценочно составляет 5,2 млрд руб.

В результате банкротства генерального подрядчика (ООО «Мостовик») и отсутствия финансирования с 2014 г. строительство гидроузла Минпромом области не осуществляется. По состоянию на 1 декабря 2016 г. техническая готовность объекта составляла 51%.

В результате текущее техническое состояние гидроузла, отсутствие достоверности определения сметной стоимости объемов работ, необходимых для завершения его строительства, а также источников финансирования, может привести к невыполнению целей и задач, определенных Водной стратегией и утрате построенных элементов гидроузла.

По строительству объекта «Омский метрополитен»

Строительство Омского метро было начато еще в 2005 г.

По состоянию на январь 2008 г. стоимость принятых и оплаченных работ по строительству объекта составляла 1,6 млрд руб. Остаточная стоимость работ по строительству первой линии метрополитена на 1 января 2008 г. составляла 9,8 млрд руб.

Вместе с тем Планом мероприятий по подготовке к 300-летию Омска объем финансирования работ по строительству метрополитена на 2008-2016 гг. был запланирован в размере 30,6 млрд руб., в том числе 24,5 млрд руб. – за счет средств бюджета региона и 6,1 млрд руб. – за счет софинансирования из федерального бюджета. По факту на финансирование строительства объекта было направлено 6,6 млрд руб., из которых 3,8 млрд руб. - средства бюджета региона и 2,8 млрд руб. - средства федерального бюджета.

Как было установлено в ходе проверки, в феврале 2014 г. Минфин России предоставил бюджету Омской области дотацию на цели строительства Омского метрополитена на сумму 1 млрд руб. Часть этих средств в размере 290 млн руб. была предоставлена в качестве аванса подрядчику – ООО «Мостовик», который в 2015 г. был объявлен банкротом. Просроченная дебиторская задолженность по выданному в 2014 г. авансу составляет 80 млн руб. Остаток дотации из федерального бюджета в размере 710 млн руб. до настоящего времени не использован и находится на лицевом счете Минфина Омской области. С 2014 г. строительство метрополитена не ведется.

В результате из-за отсутствия финансирования из областного бюджета и банкротства подрядной организации на дату завершения проверки работы по строительству первого пускового участка Омского метрополитена не завершены, степень готовности объекта составляет 36%.

При этом следует отметить, что несвоевременное выполнение работ повлекло существенное увеличение стоимости строительства Омского метрополитена. Так, по результатам корректировки проектной документации, проведенной в 2014 г. в связи с необходимостью выполнения дополнительных работ, связанных в основном с безопасностью объекта, стоимость строительства метро увеличилась с 11 до 19 млрд руб.

«Состояние объекта незавершенного строительства влечет риски возникновения аварийных ситуаций с тяжелыми последствиями, в том числе: проседание грунтов под жилыми домами, деформация временных ограждающих конструкций, подтопление перегонных тоннелей. При этом бюджетом Омской области средства на Омский метрополитен в 2017 году не предусмотрены», - констатировал в ходе своего выступления на Коллегии аудитор Валерий Богомолов.

Следует также отметить, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2016 г. строительство Омского метрополитена было исключено из Плана мероприятий по подготовке к 300-летию г.Омска.

По объектам здравоохранения, культуры и образования

До настоящего времени Минстроем области не начаты работы по реконструкции городской детской клинической больницы. Затраты на разработку невостребованной проектно-сметной документации составили 6,3 млн руб.

Нерациональные управленческие решения Минстроя и Минздрава области, а также отсутствие откорректированной ПСД на выполнение дополнительных работ, привели к срыву реконструкции хирургического стационара на два года.

Закупленные в 2014-2016 гг. мебель и медицинское оборудование для хирургического стационара и поликлиники на общую сумму более 400 млн руб. ввиду неготовности помещений находятся на ответственном хранении у поставщиков, что свидетельствует о неэффективности его использования.

В результате недобросовестного исполнения подрядчиками контрактных обязательств, повлекших расторжение госконтрактов, не завершены строительство поликлиники и реконструкция здания областного музея. По фактам нарушений при строительстве указанных объектов возбуждены уголовные дела и проводятся судебные экспертизы.

Реконструкция культурно-исторического общественного комплекса «Омская крепость» осуществляется организацией, не имеющей допуска и лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия. При этом департаментом строительства г. Омска принимались и оплачивались работы по осуществлению строительного надзора, что свидетельствует об отсутствии должного контроля за осуществлением строительства и реконструкции объектов, а также о возможном наличии коррупционных рисков.

Проверка также показала, что в ходе исполнения муниципальных контрактов на строительство детского сада и внеплощадочных сетей подрядчиками по согласованию с департаментом строительства г. Омска осуществлялись работы, не предусмотренные контрактами. Акты выполненных работ на дополнительный объем работ, не предусмотренный проектом, стали предметом исковых требований подрядчиков, рассмотренных в Арбитражном суде. В результате оплата производилась в рамках исполнительного производства. Всего в 2015-2016 гг. по такой схеме в рамках судебных решений из бюджета г. Омска в пользу подрядных организаций (застройщиков) было взыскано 134 млн руб. сверх предельной договорной цены.

«Таким образом, департаментом строительства г. Омска фактически реализовывалась схема ухода от применения 44 Федерального закона. По указанным фактам подготовлено обращение в Генпрокуратуру», - отметил Юрий Росляк.

Коллегия приняла решение направить информационное письмо в Правительство Российской Федерации, представления - в Правительство Омской области и Администрацию г. Омска, обращение - в Генеральную прокуратуру. Отчет о результатах проверки будет направлен в палаты Федерального Собрания.


Материалы по теме

Наверх