РУС ENG 

Финансирование проекта "Приобретение тягового подвижного состава" в 2017 году будет осуществляться за счёт собственных средств РЖД

30 Марта 2017 г.
Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты проверки использования средств Фонда национального благосостояния, направленных на финансирование инфраструктурного проекта «Приобретение тягового подвижного состава». 

Объекты контрольного мероприятия: Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», Свердловская дирекция тяги - структурное подразделение Дирекции тяги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Проверяемый период деятельности: 2015-2016 гг.

С докладом выступил аудитор Валерий Богомолов.
  
В 2015-2016 гг. на реализацию проекта были направлены средства Фонда национального благосостояния в размере 60,2 млрд руб. За их счет было приобретено 502 локомотива. Объем собственных средств ОАО «РЖД», направленных на реализацию инвестиционного проекта в 2016 г., составил 67,6 млрд руб. На них был приобретен 491 локомотив. 

Инфраструктурный проект направлен на достижение целей Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г. в части повышения объемов перевозок и грузооборота. Однако по итогам 2016 г. значения целевых показателей, установленные Стратегией развития железнодорожного транспорта, достигнуты не были. В частности, объем перевозки пассажиров железнодорожным транспортом составил 1 млрд человек, при установленном на 2016 г. значении – 1,2 млрд человек. Объем погрузки грузов составил 1,2 млрд тонн при установленном на 2016 г. значении – 1,8 млрд тонн. 

В соответствии с Паспортом проекта одной из целей его реализации является обеспечение безопасности движения поездов. Однако за период реализации проекта количество нарушений условий безопасности движения железнодорожного транспорта увеличилось на 15%. В 2014 г. было зафиксировано 86 случаев нарушения условий безопасности движения железнодорожного транспорта, в 2016 г. – 99. 

По итогам реализации Инфраструктурного проекта в 2016 г. ОАО «РЖД» не выполнена Программа импортозамещения в части снижения импортозависимости Дирекции тяги. Так, Программой импортозамещения РЖД на 2016 г. было предусмотрено приобретение 42 локомотивов с низким уровнем импортных комплектующих на сумму 9 млрд руб. Фактически приобретено 34 локомотива общей стоимостью 8 млрд руб. 

Во всех региональных подразделениях Дирекции тяги РЖД зафиксированы многочисленные случаи оформления претензий к поставленным за счет средств ФНБ локомотивам. «Всего за 2 года оформлено полторы тысячи актов рекламаций. Простои локомотивов при осуществлении ремонтных работ влияют на объемы перевозок и соответственно доходы ОАО «РЖД» от их использования», - пояснил аудитор. По его мнению, большое количество рекламаций свидетельствует о недостаточном уровне работы специалистов РЖД на заводах-изготовителях. 

Закупка локомотивов в рамках проекта осуществляется без проведения конкурентных процедур с единственными поставщиками по решению руководства РЖД. При этом использование конкурентных способов закупок могло бы способствовать повышению качества поставляемых локомотивов, сокращению издержек РЖД и снижению стоимости продукции. 

Реализация инфраструктурного проекта завершается в конце 2017 г. Финансирование проекта в текущем году будет осуществляться только за счет собственных средств РЖД. 

В соответствии с Паспортом проекта общее количество приобретаемых локомотивов составляет 1,5 тыс. единиц, расходы за счет собственных средств - 143 млрд руб. Проверка показала, что объемы финансирования проекта за счет средств РЖД, утвержденные Инвестиционной программой на 2017 г. и Детальным планом реализации проекта, не соответствуют объему собственных средств компании на приобретение необходимого количества локомотивов, установленных Паспортом проекта. Так, Детальным планом реализации проекта на 2017 г. предусмотрены расходы за счет собственных средств РЖД в размере 57 млрд руб. на закупку 450 локомотивов. Вместе с тем, для достижения установленных Паспортом проекта значений по количеству закупаемых локомотивов, ОАО «РЖД» в 2017 г. необходимо приобрести за счет собственных средств 515 локомотивов на общую сумму 76 млрд руб. Инвестиционной программой ОАО «РЖД» на 2017-2019 гг. объем финансирования проекта на 2017 г. за счет собственных средств установлен в размере 63 млрд руб., что на 13 млрд руб. меньше необходимого объема финансирования в соответствии с Паспортом проекта. 

В течение 2016 г. локомотивный парк сократился на 300 единиц. Это связано со списанием локомотивов, выработавших свой ресурс. Уровень износа пассажирских тепловозов в течение 2016 г. вырос на 2% и составил 45%. Количество локомотивов, срок службы которых истек, на начало 2017 г. составило 864 единицы. Несмотря на это, в декабре 2016 г. РЖД направило в Минфин и Минэкономразвития предложения по сокращению объемов финансирования и количества закупаемых локомотивов в рамках реализации проекта. 

«На данный момент претензий к использованию РЖД средств ФНБ, привлеченных на реализацию проекта, нет. Однако предложение РЖД по сокращению объемов финансирования проекта за счет собственных средств влечет риски недостижения целей и показателей Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации по итогам реализации проекта», - отметил Валерий Богомолов. 

Проверка расходования средств ФНБ, направленных на финансирование инфраструктурного проекта, осуществляется Счетной палатой с 2015 г. Представления, направленные по итогам ранее проведенных контрольных мероприятий, были исполнены ОАО «РЖД» в полном объеме. 

В рамках реализации предложений Счетной палаты ОАО «РЖД» были подготовлены и в декабре 2016 г. направлены на согласование в органы исполнительной власти актуализированный паспорт и финансовая модель, включающие расчет бюджетной эффективности проекта. В детальный план мероприятий по реализации проекта в качестве показателя, характеризующего обеспечение безопасности движения поездов, включен коэффициент внутренней готовности. 

Коллегия приняла решение направить информационные письма в Министерство финансов Российской Федерации и в ОАО «РЖД», а также отчет – в палаты Федерального Собрания. 

Материалы по теме

Наверх