РУС ENG 

Опубликован Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации № 3

31 Марта 2017 г.

На сайте Счетной палаты Российской Федерации опубликован Бюллетень № 3 за 2017 г. В документе представлена информация по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий: аудит эффективности расходования средств федерального бюджета на закупку кресел-колясок для инвалидов в 2014-2015 годах и истекшем периоде 2016 года; оценка эффективности деятельности страховых медицинских организаций как участников обязательного медицинского страхования в 2014-2015 годах и истекшем периоде 2016 года; проверка эффективности использования средств федерального бюджета, направленных в некоммерческую организацию «Фонд развития моногородов» в 2014-2016 годах; проверка организации и осуществления процедур банкротства предприятий и организаций, отнесенных к первой группе должников, с целью снижения дебиторской задолженности по доходам; анализ формирования и управления государственным долгом Республики Мордовия за 2014-2015 годы и истекший период 2016 года (совместно со Счетной палатой Республики Мордовия).

Ниже можно ознакомиться с кратким содержанием отчетов, подготовленных Счетной палатой по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Полные версии документов размещены по адресу: audit.gov.ru.

Отсутствует должный контроль за планированием бюджетных средств на обеспечение инвалидов креслами-колясками

В отчете аудитора Счетной палаты Владимира Катренко представлены результаты контрольного мероприятия «Аудит эффективности расходования средств федерального бюджета на закупку кресел-колясок для инвалидов в 2014-2015 годах и истекшем периоде 2016 года».

Проверка показала, что за 2014 - 2015 годы креслами-колясками обеспечено 253,7 тыс. инвалидов. Доля инвалидов, обеспеченных креслами-колясками территориальными органами ФСС, в 2014 году составила 69,4%, в 2015 году – 81%, регионами, осуществляющими полномочия по обеспечению инвалидов ТСР – 46,9% и 67,7% соответственно. За проверяемый период уровень удовлетворения потребности инвалидов в креслах-колясках вырос.

Вместе с тем выявлен ряд проблем, которые оказывают влияние как на эффективность обеспечения инвалидов колясками, так и на рациональность и экономность расходования бюджетных средств. В отчете указывается, что отсутствует должный контроль качества составления индивидуальных программ реабилитации (далее – ИПР) в части рекомендаций кресел-колясок; при назначении ТСР положениями приказа № 998н не предусматривается учет условий жизни инвалида; отсутствует контроль системы планирования и расходования бюджетных средств; некоторые регионы заключали государственные контракты на поставку кресел-колясок иностранного производства.

Анализ действующих нормативных правовых актов, регулирующих вопросы обеспечения инвалидов ТСР, показал, что они нуждаются в совершенствовании. При замене кресел-колясок не предусматривается учет изменений антропометрических данных инвалида, состояние здоровья, степень социальной активности, работоспособность, возраст. Процедура отказа инвалида от предоставляемого ему изделия не установлена. При показаниях инвалиду коляски не учитываются его социальные условия.

В 2015 г. на деятельности страховых медорганизаций система ОМС потеряла 30,5 млрд рублей, которые не пошли на оплату медпомощи

В отчете аудитора Счетной палаты Александра Филлипенко представлены результаты экспертно-аналитического мероприятия «Оценка эффективности деятельности страховых медицинских организаций как участников обязательного медицинского страхования в 2014-2015 годах и истекшем периоде 2016 года».

Анализ, проведенный Счетной палатой в ходе проверки, показал, что страховые организации по-прежнему не выполняют возложенную на них функцию защиты интересов застрахованных, о чем свидетельствует сокращение на 32% числа обращений застрахованных в страховые медицинские учреждения. В 2015 году за консультацией по оказанию медпомощи обратились только 21 тыс. человек.

В отчете также отмечены недостатки в области нормативно-правового регулирования деятельности СМО. До настоящего времени унифицированная методологическая правовая база в этой области не создана. В частности, не сформированы единые подходы к разработке и принятию внутренних нормативных документов, определяющих порядок защиты страховой медицинской организацией прав застрахованных лиц.

Проверка использования целевых средств, выделяемых СМО из бюджетов терфондов, выявила, что в 2015 г. не было использовано 8,5 млрд рублей. Из них 4,5 млрд рублей было направлено в доход страховых организаций, а остальные 4 млрд. возвращены в терфонды. По мнению Счетной палаты, данная ситуация требует дополнительного анализа со стороны ФОМС. Всего за 2015 г. было выявлено почти 3 млн нарушений качества медпомощи.

Бюджетные средства, выделенные Фонду развития моногородов, значительно превышали реальные потребности

В отчете аудитора Счетной палаты Сергея Агапцова представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка эффективности использования средств федерального бюджета, направленных в некоммерческую организацию «Фонд развития моногородов» в 2014-2016 годах».

В 2014 г. Президент дал поручение Правительству предусмотреть на 2015-2017 гг. субсидии в размере 32 млрд руб. регионам на софинансирование строительства и реконструкции инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционных проектов в моногородах с наиболее сложным социально-экономическим положением. Некоммерческая организация «Фонд развития моногородов» создана на основании решения единственного учредителя – Внешэкономбанка, взнос которого составил 16,4 млн руб.

В 2014-2015 гг. в Фонд из федерального бюджета в виде субсидий было направлено 7,5 млрд руб. В теущем году - 7,2 млрд руб. Объем неиспользованной субсидии на 16 ноября 2016 г. составил 2,2 млрд руб. До 1 января 2016 г. субсидия перечислялась на расчетный счет Фонда во Внешэкономбанке. За два года доходы Фонда от размещения в банке свободных денежных средств составили почти 260 млн руб.

За счет субсидий Фонд осуществляет расходы на обучение «команд, управляющих проектами развития моногородов». В 2015 – 2016 гг. обучение проходило в негосударственном образовательном учреждении «Московская школа управления «Сколково». Стоимость обучения за одного слушателя составила 846,2 тыс. руб. Выборочный анализ деятельности уже обученных членов команд показал, что в дальнейшем большинство из них не связывает свою трудовую деятельность с работой в моногородах.

Полученные в ходе проверки результаты демонстрируют ухудшение социально-экономического положения большинства моногородов, при этом бюджетные расходы увеличиваются. Анализ эффективности использования субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий, направленных на формирование необходимых условий для создания новых рабочих мест и привлечение инвестиций в моногородах, выявил целесообразность их пересмотра.

Необходимо разработать механизм погашения дебиторской задолженности организаций с долей участия государства более 25%

В отчете аудитора Счетной палаты Сергея Штогрина представлены результаты проверки организации и осуществления процедур банкротства предприятий и организаций, отнесенных к первой группе должников, с целью снижения дебиторской задолженности по доходам.

В ходе осуществления процедур банкротства от всех организаций банкротов в счет погашения задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, в 2015 г. поступило 6,9 млрд руб., в первом полугодии 2016 г. 3,3 млрд руб. Всего за 2015 г. и за шесть месяцев 2016 г. налоговыми органами для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по статье Уголовного кодекса о преднамеренном банкротстве в территориальные подразделения МВД направлен 661 материал. Возбуждено 105 уголовных дел, вынесено 26 обвинительных приговоров. Из 444 банкротов первой группы должников (за исключением стратегических организаций) процедура финансового оздоровления была введена только в отношении трех организаций. В налоговые органы направлено 31 обращение о предоставлении рассрочки или отсрочки платежей, но ни по одному из них положительного решения не было принято.

85% дебиторской задолженности банкротов приходится на конкурсное производство, что указывает на заинтересованность участников банкротства в распродаже имущества должника и скорейшем погашении задолженности или ее списании. Сумма списанной дебиторской задолженности банкротов-должников перед бюджетом в 2015 г. составила 131 млрд руб. Это почти в 20 раз превысило показатель поступления платежей в счет погашения задолженности. В первом полугодии 2016 г. этот показатель составил 46 млрд руб. (в 14 раз больше суммы поступивших платежей).

Проверка организаций-банкротов - ФГУП НПФ «Ресма» (г. Москва) и ФГУП «Мослес» (Московская область), - находящихся в конкурсном производстве, показала, что государственные организации в связи с возникшей задолженностью по налогам и не предоставленной возможностью рассрочки или отсрочки платежей расплачиваются распродажей государственного имущества, имеющего особое историческое и культурное значение или специальное назначение.

По прогнозам Счетной палаты долговая нагрузка на бюджет Республики Мордовия в 2016 г. достигнет критически высокого уровня: 186,8%

В отчете аудитора Счетной палаты Татьяны Мануйловой представлены результаты контрольного мероприятия «Анализ формирования и управления государственным долгом Республики Мордовия за 2014-2015 годы и истекший период 2016 года (совместно со Счетной палатой Республики Мордовия)».

По результатам исполнения бюджета за 2014 г. объем госдолга Мордовии на 1 января 2015 г. вырос до 28,57 млрд рублей. Дефицит увеличился на 30,1 % по сравнению с 2013 г. По результатам исполнения бюджета за 2015 г. объем госдолга Мордовия на 1 января 2016 г. вырос до 36,04 млрд рублей. Расходы на обслуживание госдолга Республики составили 1,43 млрд рублей, увеличившись на 41,2% по сравнению с 2014 г.

В ходе проверки установлено наличие в проверяемом периоде значительных отклонений между основными показателями бюджета Республики Мордовия, утвержденными первоначальными редакциями Законов Республики о бюджете, и уточненными показателями, существенно превышающими первоначальные плановые показатели. Не смотря на это, уточненные показатели параметров бюджета Республики ежегодно не исполнялись. Также регионом допущено превышение объема заимствований по сравнению с суммами, направляемыми на финансирование дефицита его бюджета и погашение долговых обязательств. Систематическое неисполнение налоговых и неналоговых доходов составило: в 2014 г. – 8,6%, в 2015 г. – 12,5%, в 2016 г. (ожидаемое) – 14,8%.

По прогнозам Счетной палаты в период 2014-2016 гг. госдолг Республики увеличится в 1,5 раза: c 26,703 млрд рублей на 1 января 2014 г. до 41,18 млрд рублей на 1 января 2017 г. Долговая нагрузка на республиканский бюджет вырастет c 121,1% в 2014 г. до 186,8% в 2016 г. и достигнет критически высокого уровня, практически двукратно превышая объем доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений текущего финансового года.



Материалы по теме

Наверх