РУС ENG 

Опубликован Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации № 4

28 Апреля 2017 г.

На сайте Счетной палаты опубликован Бюллетень №4 за 2017 г. В документе представлена информация по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий: анализ формирования и использования бюджетных ассигнований дорожных фондов регионов; проверка исполнения Федерального закона от 25 июля 2011 г. №260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» Центральным банком Российской Федерации, страховыми организациями и уполномоченными органами субъектов Российской Федерации в 2014-2015 гг. и за истекший период 2016 года;  анализ и оценка итогов реализации в 2011-2015 гг. Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г.; анализ формирования и управления государственным долгом Тверской области за 2011-2015 гг. и истекший период 2016 г. (совместно с Контрольно-счетной палатой Тверской области); анализ эффективности и достаточности мер по оптимизации состава, обеспечению сохранности и вовлечению в оборот имущества казны Российской Федерации, за исключением находящихся в федеральной собственности акций, долей (вкладов) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ (в рамках контроля за реализацией государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом»).

Ниже можно ознакомиться с кратким содержанием отчетов, подготовленных Счетной палатой по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Полные версии документов размещены по адресу: audit.gov.ru.

Счетная палата видит значительные ресурсы для пополнения дорожных фондов

В отчете аудитора Счетной палаты Валерия Богомолова представлены результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ формирования и использования бюджетных ассигнований дорожных фондов субъектов Российской Федерации». 

Проверка показала, что по состоянию на 1 января 2016 г. протяженность автодорог регионального значения составила 515 762 км, из которых 62% не соответствуют нормативным требованиям. За 8 месяцев 2016 г. было введено 308 км, или 18,5% от планового показателя. В 2015 г. 17 регионами ввод объектов после строительства и реконструкции не осуществлялся. Анализ госпрограмм регионов показал несбалансированность запланированных показателей по вводу автодорог.

Прогнозирование поступления доходов от акцизов и транспортного налога осуществлялось на низком уровне. В 2015 г. прогнозные значения по указанным источникам составили 268,6 млрд рублей, фактически поступило 400 млрд рублей, или на 49% больше. Наибольшее отклонение фактического от прогнозного показателя сложилось в Санкт-Петербурге, Омской и Саратовской областях.

В отчете также отмечено увеличение задолженности по уплате транспортного налога и низкий уровень кассового исполнения утвержденных объемов дорожных фондов. Так, в 2015 г. регионами использовано 120 млрд рублей, или 81,6%. На 7 декабря 2016 г. кассовый расход субъектами средств федерального бюджета составил только 59,5% (80,9 млрд рублей).

В ходе проверки выполнения условий госконтрактов на содержание автомобильных дорог Ярославской области были установлены факты нецелевого использования бюджетных средств на общую сумму 176,1 млн руб. В Саратовской области без проведения конкурентных процедур был заключен госконтракт по устройству объездной дороги в обход аварийного моста с единственным поставщиком. Однако еще в 2007 г. было установлено, что мост неисправен и нуждается в реконструкции. Проверкой установлены факты принятия бюджетных обязательств с превышением доведенных лимитов бюджетных обязательств, что является нарушением Бюджетного кодекса.

Выявлена отрицательная динамика показателей в сфере сельхозстрахования с господдержкой

В отчете аудитора Счетной палаты Андрея Перчяна представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка исполнения Федерального закона от 25 июля 2011 года № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» Центральным банком Российской Федерации, страховыми организациями и уполномоченными органами субъектов Российской Федерации в 2014-2015 годах и за истекший период 2016 года».

Результаты контрольного мероприятия свидетельствуют о том, что, несмотря на совершенствование законодательства и выделение на государственную поддержку сельхозстрахования значительных сумм бюджетных субсидий, в последние годы эта сфера переживает спад. По большинству показателей максимум был достигнут в 2014 г., когда в страховании с господдержкой участвовало 62 региона. В 2015 г. регионов осталось 56, а застрахованные площади сократились с 12,8 до 8,3 млн га. Одной из главных причин спада является невыгодность сельхозстрахования.

Среди факторов, влияющих на сокращение масштабов сельхозстрахования с господдержкой, в отчете отмечается систематическое нарушение Минсельхозом России установленных сроков принятия решений и документов по этому вопросу. Позднее распределение субсидий между регионами в 2015 году приводит к тому, что кассовое исполнение расходов на господдержку страхования составило 78%, остальные выделенные на эти цели бюджетные средства остаются неосвоенными.

В результате ухода многих страховых организаций с рынка агрострахования, в том числе по причине отзыва лицензий Банком России, в настоящее время реально работают в этой сфере только 19 организаций. Уровень конкуренции страховщиков на местах значительно понизился. Оставшиеся компании пользуются ситуацией и соглашаются работать только с крупными клиентами. В проверенных в ходе контрольного мероприятия регионах это привело к резкому сокращению количества заключенных договоров: в Воронежской области в 3 раза, а в Тамбовской области более чем в 10 раз. В то же время средние размеры заключенных договоров значительно увеличились.

Стратегия развития банковского сектора до 2015 года не способствовала решению ключевых задач долгосрочной устойчивости и эффективности банковского бизнеса

В отчете аудитора Счетной палаты Андрея Перчяна представлены результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ и оценка итогов реализации в 2011-2015 годах Стратегии развития банковского сектора  Российской Федерации на период до 2015 года».

Полученные в ходе проверки результаты показали, что Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года не имеет определенного юридического статуса: документ не содержит обязательных для исполнения норм права и не влечет обязанности федеральных органов государственной власти по реализации его положений. Также Стратегия развития банковского сектора не встроена в систему стратегического планирования России.

В отчете отмечается, что ключевые целевые показатели Стратегии развития банковского сектора достигнуты не были. По данным Банка России доля банков с государственным участием в совокупном объеме активов по состоянию на 1 января 2016 г. составила 58,6%.Также не достигнут целевой уровень по показателю соотношения капитала кредитных организаций и ВВП на уровне 14-15%. Фактический уровень на 1 января 2016 г. составил 11,1%.

Количество действующих кредитных организаций с участием нерезидентов за период реализации Стратегии развития банковского сектора уменьшилось с 230 до 199, доля нерезидентов в совокупном уставном капитале банковской системы за тот же период уменьшилась 27,7% до 16,9%. Доля первых 5 банков в активах банковской системы в период реализации Стратегии развития банковского сектора увеличилась с 47,9% до 56%, количество кредитных организаций, на которые приходится 80% активов банковской системы, уменьшилось с 29 до 25. Проверка показала, что существующая экономическая ситуация требует новых антикризисных решений с целью сохранения финансовой устойчивости первой сотни системообразующих банков.

За 5 лет госдолг Тверской области увеличился более чем в 2 раза

В отчете аудитора Счетной палаты Татьяны Мануйловой представлены результаты контрольного мероприятия «Анализ формирования и управления государственным долгом Тверской области за 2011-2015 годы и истекший период 2016 года» (совместно с Контрольно-счетной палатой Тверской области).

В ходе проверки было установлено, что в период с 2011 по 2016 гг. госдолг Тверской области увеличился более чем в 2 раза, а долговая нагрузка на областной бюджет региона выросла c 66,2% в 2011 г. до 71,2% в 2016 г. При этом наибольший рост долговой нагрузки областного бюджета Тверской области наблюдался в 2012-2014 гг.: с 74,1% в 2012 г. до 78% в 2014 г.

Динамика структуры госдолга Тверской области в проверяемом периоде свидетельствовала о ее ухудшении в части диверсификации. Доля рыночных обязательств в структуре государственного долга региона в 2011-2016 гг. сократилась в 3 раза с 90,4% на 1 января 2011 г. до 29,1% на 1 октября 2016 г. В настоящее время более 70% госдолга области приходится на бюджетные кредиты, предоставленные бюджету региона из федерального бюджета.

Наличие пиковой нагрузки по погашению госдолга Тверской области на областной бюджет в 2017-2019 гг., ухудшение структуры госдолга Тверской области на 1 октября 2016 г. привело к невыполнению основных мероприятий долговой политики Тверской области на 2016 г. и плановый период 2017 и 2018 гг.; не сформирован равномерный график погашения госдолга Тверской области, не сохранена диверсификация инструментов заимствований.

Проверка установила, что в 2011-2015 гг. плановые показатели параметров областного бюджета Тверской области ежегодно не исполнялись, что свидетельствует о низком уровне финансовой дисциплины. В 2014 г. не были исполнены Указы «О долгосрочной государственной экономической политике» (19,4%), «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» (19%) и «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (14,9%). В 2015 г. неисполнение Указов «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» и «О долгосрочной государственной экономической политике» составили 52,9%, 11,9% и 11,8% соответственно.

Качество управления госимуществом должно быть существенно повышено

В отчете аудитора Счетной палаты Максима Рохмистрова представлены результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности и достаточности мер по оптимизации состава, обеспечению сохранности и вовлечению в оборот имущества казны Российской Федерации, за исключением находящихся в федеральной собственности акций, долей (вкладов) в уставном (складочном) капитале  хозяйственных обществ и товариществ (в рамках контроля за реализацией государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом»)».

Счетная палата пришла к выводу, что сведения информационных систем Росимущества об относящихся к государственной казне Российской Федерации объектов недвижимого и движимого имущества в значительной степени не актуальны. Выборочной проверкой контрольного органа подтверждено отсутствие в реестре 185 объектов, не подлежавших приватизации в составе имущественных комплексов ФГУП.

При проведении проверки установлено, что стоимость недвижимого имущества казны, учтенного в сводном балансе Росимущества по итогам 2014 и 2015 гг., ежегодно завышалась на 80% от его совокупной стоимости. Причина – некорректное внесение данных о стоимости объектов в реестр федерального имущества.

Ведение объектного бюджетного учета казны актами Минфина не предусмотрено, а порядок аналитического учета на основе данных реестра федерального имущества до настоящего времени не утвержден. Не установлены Минфином и особенности отражения в учете и отчетности органов власти сведений об имуществе казны в случае, когда полномочия, связанные с управлением и распоряжением имуществом, осуществляются несколькими органами власти.

Темпы сокращения и вовлечения имущества в предпринимательский оборот крайне низки. На 15 июня 2016 г. в ИС «Казна» были сформированы данные о виде использования в отношении лишь 32 851 объекта, что составляет 43%. Доходы от передачи в пользование и продажи объектов казны в 2014 г. составили 1,4 млрд руб., в 2015 г. – 1,7 млрд руб. При этом доля доходов от приватизации не превышает 3%. В 2015 г. от продажи казны было получено лишь 49 млн руб. План приватизации федерального имущества на 2014-2016 гг. в части продажи иного имущества казны выполнен лишь на 15%.


Материалы по теме

Наверх