РУС ENG 

В 2016 г. мероприятия по ликвидации накопленного экологического ущерба осуществлялись Минприроды не на должном уровне

29 Мая 2017 г.

Счетная палата Российской Федерации в соответствии с законодательством рассматривает результаты проверки исполнения бюджета и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС). Основные результаты публикуются на сайте контрольного органа по мере утверждения Коллегией соответствующих заключений.

Коллегия Счетной палаты утвердила заключение об исполнении федерального бюджета в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России).

В 2016 г. фактическое исполнение доходов, администрирование которых осуществляет Минприроды России, составило 4,93 млрд руб. или 98,7% уточненного прогноза (4,99 млрд руб.). По сравнению с 2015 г. доходы увеличились в 22,4 раза. Наибольший удельный вес в общем объеме доходов Минприроды России составили доходы от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из региональных бюджетов - 2 млрд руб. или 41,1% (возврат Правительством Нижегородской области остатков межбюджетного трансферта, выделенного в 2013 г. на ликвидации свалки промышленных отходов «Черная дыра», шламонакопителя «Белое море» и рекультивацию полигона твердых бытовых отходов «Игумново», в связи с отсутствием положительного заключения государственной экологической экспертизы на проекты) и от возврата бюджетными учреждениями остатков субсидий прошлых лет – 2,9 млрд руб. или 58,3% (неиспользованные субсидии на иные цели, выделенные ФГБУ «Центр развития ВХК» в 2015 г. на реализацию мероприятий по ликвидации негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности ЗАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат» в связи с отсутствием проекта и технического задания на реализацию указанных мероприятий).

Исполнение расходов сложилось в сумме 12,3 млрд руб. или 95,4% от объема бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью, что соответствует среднему уровню кассового исполнения.

Дебиторская задолженность Минприроды России сократилась в отчетом году в 5 раз, составила на 1 января 2017 г. 1,6 млрд руб. Основным источником формирования дебиторской задолженности являются субсидии на иные цели, предоставленные подведомственным Минприроды России учреждениям – 1 млрд руб. или 64,4% суммы дебиторской задолженности.

Просроченная дебиторская задолженность Минприроды России на 1 января 2017 г. составила 275,5 млн руб. Причиной ее образования стало невыполнение ООО «ЮПК.Строй» госконтракта перед ФГБУ «Сочинский национальный парк» по объекту «Реконструкция автодорожного маршрута к метеорологической станции ФГБУ «Кавказский государственный природный биосферный заповедник им. Х.Г.Шапошникова».

Минприроды России, являясь ответственным исполнителем госпрограмм «Охрана окружающей среды», «Воспроизводство и использование природных ресурсов» и «Развитие лесного хозяйства», не обеспечило в 2016 г. реализацию в полном объеме их основных мероприятий, о чем свидетельствуют низкий уровень достижения показателей госпрограмм (подпрограмм) (от 39,9% до 71,8%), что, в свою очередь, стало причиной невыполнения в полной мере целей и задач госпрограмм.

Так, степень достижения показателей госпрограммы «Воспроизводство и использование природных ресурсов» – 39,9%. Из предусмотренных 160 показателей плановые назначения установлены для 143 показателей, из которых не достигнуты значения по 86 (или 60,1%). При этом расходы на реализацию госпрограммы составили 50,4 млрд руб. или 94% от бюджетных назначений.

Степень достижения показателей ФЦП «Охрана озера Байкал» составила 22,2%. Из 9 показателей плановые назначения не достигнуты по 7.

Минприроды России предоставляло подведомственным учреждениям субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания с нарушениями. Так, средний уровень выполнения государственного задания в 2016 г. составил 91%, что ниже уровня выполнения 2015 г. на 4,3%. При этом ФГБУ «Карачаево-Черкесское ГООХ» субсидия на выполнение государственного задания использована в полном объеме, государственное задание исполнено только на 73,3%. Отсутствие нормативов затрат на выполнение работ обусловило значительную разницу стоимости однотипных работ, выполняемых бюджетными учреждениями. Затраты на выполнение работ по пешему патрулированию территорий ООПТ за 1 км составили в ФГБУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник» 10,8 тыс. руб., ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский» - 0,7 тыс. руб., ФГБУ «Заповедное Приамурье» - 1,4 тыс. руб.

Проверка показала, что из общего объема средств федерального бюджета в размере 76,8 млн руб., предусмотренных в 2016 г. на реализацию ФАИП, использовано только 29,5 млн руб., или 38,4%. Минприроды России не в полном объеме выполнены мероприятия, предусмотренные ФАИП на 2016 г. Из запланированных к вводу 3 объектов капитального строительства в 2016 г. не введен в эксплуатацию ни один; проектно-изыскательские работы на 5 объектах, предусмотренные к завершению в 2016 г., не проведены.

Объем незавершенного строительства по состоянию на 1 января 2017 г. увеличился по сравнению с 2015 г. на 47,7 млн руб. или 5,9% и составил 851,1 млн руб. При этом количество объектов возросло со 101 до 104.

В 2016 г. Минприроды России недостаточно эффективно осуществляло контроль за использованием регионами межбюджетных трансфертов. В течение 2016 г. объем неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов увеличился на 134,6 млн руб. или в 2,2 раза, и по состоянию на 1 января 2017 г. составил 249,7 млн руб. При этом основная их часть 204,7 млн руб. или 82%, сложилась за счет остатков межбюджетного трансферта, перечисленного Минприроды России в соответствии с заключенным соглашением от 11 июля 2016 г. с Правительством Республики Бурятия на выполнение природоохранных мероприятий по ликвидации накопленного экологического ущерба в рамках реализации ФЦП «Охрана озера Байкал» в объеме 248,1 млн руб., из которых в 2016 г. Правительством Республики Бурятии использовано 43,4 млн руб., или 17,5%.

В ходе контрольного мероприятия были установлены недостатки и нарушения на общую сумму 75,1 млн руб., или 0,6% от кассовых расходов 2016 г., из них с признаками нецелевого расходования средств федерального бюджета использованы 3,8 млн руб.

Так, по итогам проведения открытого конкурса 11 ноября 2016 г. Минприроды России заключен договор с ООО «Фирма «Мон-Компани» на выполнение работы по разработке проектной документации по объекту «Благоустройство и озеленение территории общего пользования по адресу: ул. Баррикадная, вл. 8, 10 ЦАО города Москвы». Однако в соответствии с Положением о Минприроды России осуществление содержания и благоустройства территорий общего пользования к полномочиям Министерства не относится. Расходы на содержание земельных участков, необходимых для выполнения Министерством закрепленных за ним полномочий несет находящееся в ведении Минприроды России ФГБУ «Дирекция по обслуживанию служебных зданий Минприроды России и подведомственных организаций» - за счет средств федерального бюджета, предоставленных ему на обеспечение выполнения государственного задания.

В ходе проверки был установлен ряд нарушений законодательства о контрактной системе. Так, в нарушение части 6 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ исполнителям государственных контрактов не были направлены требования об уплате неустоек, пеней, а также требования о взыскании дебиторской задолженности, сформированной в виде текущих авансов по государственным контрактам на выполнение научно-исследовательских работ, реализуемых центральным аппаратом Минприроды России, на общую сумму 16 млн руб. (расчетно)

Проверка также показала, что в Минприроды России внутренний финансовый аудит не осуществлялся. Структурные подразделения и (или) уполномоченные должностные лица, наделенные полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, не определены.

По результатам контрольного мероприятия планируется направить представления в Минприроды России и ФГБУ «Национальный парк «Угра», информационные письма - в Правительство Российской Федерации и ФАС России, обращение - в Генпрокуратуру. Заключение будет направлено в палаты Федерального Собрания.

Подробная информация о всех выявленных нарушениях и иных результатах контрольного мероприятия размещается на Портале финансового аудита.


Материалы по теме

Наверх