РУС ENG 

В деятельности Роспотребнадзора, Росздравнадзора и Рособрнадзора выявлены системные нарушения при проведении контрольно-надзорных мероприятий

21 Июля 2017 г.

Фото ИТАР-ТАСС/ООО "Издательский дом Родионова"/Павел Маркелов

Коллегия Счетной палаты утвердила заключения об исполнении федерального бюджета Федеральной службой в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения. Также проверка исполнения бюджета и бюджетной отчетности была проведена в Управлении Роспотребнадзора по г. Москве.

По результатам проверок установлена достоверность бюджетной отчетности Рособрнадзора и Росздравнадзора.

Достоверность бюджетной отчетности Роспотребнадзора не была подтверждена.

Так Управлениями Роспотребнадзора по Мурманской, Псковской, Ярославской, Калужской, Тверской, Тюменской областям, Республикам Дагестан, Мордовия и Тыва в течение 2016 г. задолженность перед федеральным бюджетом по доходам на сумму свыше 17 млн руб. (по штрафам начисленным, но еще не уплаченным) была отнесена на задолженность перед региональными бюджетами, в результате чего бюджетная и консолидированная бухгалтерская отчетность Роспотребнадзора за 2016 г. признана недостоверной.

Также на достоверности бюджетной отчетности Роспотребнадзора отрицательно сказались нарушения, допущенные Управлением Роспотребнадзора по г. Москве при проведении инвентаризации нефинансовых активов, и некорректное отражение на забалансовом счете оборудования на сумму свыше 15 млн руб., переданного Управлению Росграницей для постоянного использования.

Кроме того, при проверке правильности формирования сведений о размере дебиторской задолженности по доходам было установлено, что Управления Роспотребнадзора по Мурманской, Псковской и Ярославской областям представили в Счетную палату данные, отличающиеся от отчётных данных Роспотребнадзора на 11 млн руб.

После окончания проверки в конце мая 2017 г. бюджетная отчетность Роспотребнадзора была скорректирована и принята Минфином России.

Одним из предметов проведенных контрольных мероприятий была проверка выполнения контрольно-надзорными органами и Управлением Роспотребнадзора по г. Москве полномочий администраторов доходов федерального бюджета, в том числе в части организации работы по начислению и своевременному поступлению в федеральный бюджет штрафных санкций, наложенных при проведении контрольно-надзорных мероприятий.

Методика прогнозирования доходов федерального бюджета, администрирование которых осуществляется Рособрнадзором, утверждена с нарушением срока на 1,5 месяца. В рамках исполнения представления Счетной палаты Рособрнадзор проинформировал Счетную палату об увольнении с федеральной государственной гражданской службы должностного лица, допустившего указанное нарушение.

В 2016 г. фактическое исполнение доходов, администрирование которых осуществляется указанными надзорными службами, составило по Роспотребнадзору 1 млрд руб. (132% к прогнозным показателям), по Росздравнадзору - 475,7 млн руб. (107,9%), по Рособрнадзору - 361,4 млн руб. (110,1%).

Как было отмечено на Коллегии, превышение прогнозных значений по доходам в основном произошло за счет перевыполнения поступлений по штрафам, уровень которых, например, Роспотребнадзор определял, исходя из прогнозов, сформированных еще в 2014 г. без учета ситуации в предыдущие годы и изменений законодательства в части увеличения размеров штрафов за нарушения санитарного законодательства. То есть превышение прогнозных значений по доходам связано с занижением доходной базы.

Обращает внимание рост дебиторской задолженности Роспотребнадзора на 254 млн руб. или на 35,1%, в том числе просроченной на 363,7%, которая составила на конец отчетного периода 12,6 млн руб. То есть превышение прогнозных значений по доходам связано с занижением доходной базы. Так, на 1 января 2016 г. дебиторская задолженность составляла 69,6 млн руб., на 1 января 2017 г. - 121,6 млн руб.

Причина увеличения задолженности – неоплаченные штрафы. При этом должные меры по взысканию задолженности Роспотребнадзором не принимаются. Например, Управлением Роспотребнадзора по г. Москве в Федеральную службу судебных приставов для принудительного исполнения был направлен только 641 исполнительный документ из 2 731 дела об административном правонарушении.

Аналогичная ситуация выявлена и в Росздравнадзоре, где дебиторская задолженность по доходам увеличилась на 7 млн руб. или на 89%, и по состоянию на 1 января 2017 г. составила 15 млн руб., из них задолженность по штрафам составила 12,8 млн руб. или 85,3%.

По информации Росздравнадзора, принимаются меры по снижению текущей дебиторской задолженности по доходам федерального бюджета. За 1 квартал 2017 г. указанная задолженность снижена до 11 млн руб.

Дебиторская задолженность Рособрнадзора уменьшилась за год в 5,2 раза, составив на 1 января 2017 г. 4,3 млн руб. (просроченная дебиторская задолженность – 1,2 млн руб.).

В рамках исполнения представления Счетной палаты Управление Роспотребнадзора по г. Москве проинформировало Счетную палату о направлении в адрес Управления Федеральной службы судебных приставов по г. Москве соответствующего обращения о количестве возбужденных, оконченных и неоконченных производств по исполнительным документам о взыскании задолженности по неоплаченным штрафам за 2015 и 2016 годы.

В целом по результатам проверок можно сделать вывод, что основная задача проводимой службами контрольно-надзорной деятельности – профилактика нарушений и защита прав граждан - в полной мере не обеспечивается. По сути, функция проверок сводится к наложению штрафов, а не к применению мер, препятствующих возникновению нарушений либо их устранению, что не позволяет обеспечить повышение качества услуг в проверяемых сферах.

В 2016 г. Росздравнадзором и его территориальными органами проведено 21 910 контрольно-надзорных мероприятий, Роспотребнадзором и его территориальными органами – 235 000 контрольно-надзорных мероприятий, Рособрнадзором (территориальных органов не имеет) – 536 мероприятий и органами исполнительной власти регионов в рамках переданных полномочий по контрольно-надзорной деятельности в сфере образования - 1 594 мероприятия.

В 2016 г. Роспотребнадзором наложено штрафов на сумму 866 млн руб., в том числе 430 млн руб. в отношении объектов розничной торговли продуктами; Росздравнадзором - на 120 млн руб., Рособрнадзором – на 6 млн руб. (решения о наложении штрафов принимаются судом), органами власти регионов в рамках переданных полномочий в сфере образования - на 61,6 млн руб.

Доля внеплановых проверок в Роспотребнадзоре составила 65%, в Росздравнадзоре - 72%, в Рособрнадзоре - почти 80%, региональными органами образования в рамках переданных полномочий – 43%. При этом 50% внеплановых проверок Роспотребнадзора проведены в связи с жалобами граждан. Для сравнения доля проверок по жалобам граждан, проведенных Росздравнадзором, составила 37%, Рособрнадзором - 1%.

По итогам проверки в Роспотребнадзоре было отмечено, что, несмотря на вступившие в силу с 1 января 2017 г. изменения в Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, согласно которым при рассмотрении обращений граждан надзорные органы должны выходить с проверкой только в том случае, если установлено, что гражданин ранее обращался в адрес юридического лица или индивидуального предпринимателя и его требования не были рассмотрены или удовлетворены, число внеплановых проверок Роспотребнадзора с начала 2017 г. уменьшилось незначительно по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Так, в I квартале 2016 г. число внеплановых проверок Управления Роспотребнадзора по г. Москве составляло 1 668, за аналогичный период 2017 г. – 1 046.

Проверка в Управлении Роспотребнадзора по г. Москве показала, что в течение года одни и те же розничные торговые организации проверялись от 24 до 189 раз, при этом применяются только штрафные санкции в случае выявления аналогичных нарушений, совершаемых неоднократно (чаще всего – это продажа товаров с истекшим сроком годности, нарушения условий хранения товара, несоответствие объектов торговли санитарно-гигиеническим нормам, несоответствие указанных в ценниках цен фактической отпускной цене).

В отдельных региональных Управлениях Роспотребнадзора существует практика обращений в суды с заявлениями о ликвидации юридических лиц за неоднократные нарушения ими прав потребителей. Таких материалов в суд было передано 22 и в половине случаев суды приняли положительное решение. Рособрнадзором и Росздравнадзором в суд направлены 6 материалов по административному приостановлению деятельности трёх образовательных и трёх медицинских организаций.

В сфере образования Управлением Роспотребнадзора по г. Москве в проверяемом периоде проведена 1071 проверка, из них 78% - внеплановые проверки. По результатам проверок наложено 2172 штрафа на общую сумму более 34 млн руб., в том числе в 42% случаев за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения. При этом в трёх случаях вынесены решения об административном приостановлении деятельности.

Счетной палатой было проанализировано более 1100 материалов дел Роспотребнадзора об административных правонарушениях, в более 150 выявлены несоответствия принимаемых мер нормам законодательства.

По всем выявленным фактам Счетной палатой направлено обращение в Генеральную прокуратуру, информация о его рассмотрении на настоящий момент в палату не поступала.

В то же время в своем письме от 28 июня 2017 г. № 19/01-00025-19 Управление Роспотребнадзора по г. Москве сообщило Счетной палате, что все нарушения и недостатки, выявленные Счетной палатой в ходе проверки «…будут учтены в ходе исполнения федерального бюджета за 2017 год…».

В ходе проверки Росздравнадзора был проведен анализ почти 3000 материалов дел и актов проверок, проводимых Службой и ее территориальными органами. По результатам проведенного анализа установлено отсутствие единого подхода к определению субъекта ответственности, в результате чего по ряду статей за аналогичные нарушения к административной ответственности привлекается либо юридическое, либо физическое лицо. При этом согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП к ответственности должны быть привлечены и физическое, и юридическое лицо.

Также выявлены факты, свидетельствующие о необоснованном привлечении физических и юридических лиц к административной ответственности и о непринятии необходимых мер в случаях совершения административных правонарушений.

Например, в составе нескольких дел об административных правонарушениях, возбужденных Территориальным органом Росздравнадзора по Рязанской области, по которым вынесены решения о взыскании штрафов, отсутствовали документы, являющиеся доказательствами вины. Также при принятии решений о наказаниях не учитывались имеющиеся в деле смягчающие обстоятельства.

Росздравнадзором и его территориальными органами в 2016 г. выявлено 7 744 случая нарушения порядков оказания медицинской помощи. При этом составлено лишь 724 протокола об административном правонарушении, то есть лишь в 9,3% случаев выявленных нарушений.

В отдельных случаях при обнаружении сотрудниками центрального аппарата Росздравнадзора признаков административных правонарушений, связанных с хранением лекарственных препаратов и медицинских изделий с истекшими сроками годности, учреждению было выдано лишь предписание об устранении нарушений. Однако решений о возбуждении дел об административных правонарушениях по указанным фактам принято не было, несмотря на наличие к тому достаточных оснований.

По всем выявленным фактам Счетной палатой направлено обращение в Генеральную прокуратуру, информация о его рассмотрении на настоящий момент в палату не поступала.

По итогам проверки в Рособрнадзоре были отмечены риски необъективного принятия Службой решений о получении, лишении или приостановке аккредитации образовательных организаций, в связи с тем, что ФГОСы не содержат требований к качеству освоения образовательных программ.

В 2016 г. вузами было подано свыше 1,5 тыс. заявлений на процедуру государственной аккредитации и переоформления свидетельства об аккредитации. По результатам аккредитационных экспертиз Рособрнадзором издано 134 акта о приостановлении действия свидетельства о государственной аккредитации и 163 акта о лишении свидетельства о государственной аккредитации.

Установлено также, что при проверках используется разный подход к формированию и составу экспертных групп, что формирует риски необъективности результатов проверок.

Вместе с тем отсутствие государственной аккредитации у организации, осуществляющей образовательную деятельность, влечет за собой невозможность выдачи студентам документов об образовании установленного образца.

По указанным фактам направлено письмо в Министерство образования и науки Российской Федерации с предложением рассмотреть вопрос совершенствования нормативных правовых актов.

Исполнение расходов сложилось: по Роспотребнадзору в сумме 29,9 млрд руб. или 98,97% от показателей сводной бюджетной росписи; по Росздравнадзору - 3,06 млрд руб. или 96,2%; по Рособрнадзору - 2,3 млрд руб. или 99,5%.

В ходе проверок в указанных ведомствах и их подведомственных учреждениях были выявлены различные нарушения и недостатки, в том числе нарушения при выполнении госзадания и реализации ФАИП.

Госзадание

При оценке исполнения государственного задания выявлено, что отдельными службами не должным образом осуществлялся контроль за выполнением государственного задания своими подведомственными учреждениями.

Так, подведомственное Росздравнадзору ФГБУ «Центр мониторинга и клинико-экономической экспертизы» (далее – ФГБУ «ЦМИКЭЭ») при невыполнении показателей объема выполнения государственной работы, установленных в государственном задании, не осуществило возврат в федеральный бюджет остатков субсидий в сумме 5,5 млн руб.

По результатам исполнения представления Счетной палаты Росздравнадзор представил в Счетную палату информацию, что руководителем Росздравнадзора М.А.Мурашко дано поручение генеральному директору ФГБУ «ЦМИКЭЭ» принять меры в срок до 01.10.2017 г. по возврату в федеральный бюджет остатков субсидий в сумме 5,5 млн руб.

Другое подведомственное учреждение Росздравнадзора (ФГБУ «ИМЦЭУАОСМП») в нарушение законодательства заключило договор с ОАО «Ярославский индустриальный парк» на сумму 36 млн руб., представляющий крупную сделку, без согласования с учредителем – Росздравнадзором.

На основании представления Счетной палаты издан приказ Росздравнадзора о проведении служебной проверки в отношении государственных гражданских служащих центрального аппарата Росздравнадзора по информации о ненадлежащем исполнении должностных обязанностей. Комиссиями Росздравнадзора начато проведение служебных расследований в отношении генеральных директоров указанных учреждений.

Рособрнадзором в 2016 г. до бюджетных учреждений, находящихся в его ведении, были доведены субсидии на выполнение госзадания на общую сумму 723,8 млн руб. При этом остаток субсидии в размере 410,7 тыс. руб., связанный с невыполнением государственного задания ФГБУ «Федеральный центр тестирования», возвращен в доход бюджета. В нарушение порядка формирования государственного задания на 2016 г. Рособрнадзором не были утверждены нормативы затрат на оказание государственных услуг.

По результатам исполнения представления Счетной палаты Рособрнадзор представил в Счетную палату информацию об утверждении значений нормативных затрат на выполнение государственных работ (услуг) на 2017 год.

Кроме того, приказом от 21 июня 2017 г. № 1036 нормативные затраты на содержание центрального аппарата Рособрнадзора приведены в соответствие с Правилами определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. № 1084.

ФАИП

Роспотребнадзором в установленные сроки (2016 г.) не обеспечено завершение работ и ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Реконструкция экспериментально – биологической лаборатории (вивария) с наружными инженерными сетями ФБУН «Центральный НИИ эпидемиологии». Из 12 объектов незавершенного строительства, включенных в ФАИП, по 3 объектам не завершены проектно-изыскательские работы и на момент проверки отсутствовали положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» на проектно-сметную документацию.

Кроме того, выявлены факты, свидетельствующие о ненадлежащем контроле Роспотребнадзора за деятельностью подведомственных организаций, осуществляющих полномочия заказчика объектов капитального строительства. Так, выборочный пересчет работ (без учета стоимости оборудования), проведенный в ходе проверки проектно-сметной документации по объекту «Реконструкция здания филиала Славянск-на-Кубани ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае», выявил завышение стоимости локальных смет в ценах 2001 г. оценочно на 450,5 тыс. руб., при том, что всего стоимость объекта в ценах 2001 г. составляла 7,9 млн руб., в том числе стоимость строительно-монтажных работ – 3 млн руб. В пересчете на текущий уровень цен на момент получения положительного заключения Ростовского филиала ФАУ «Главгосэкспертиза России» завышение стоимости строительно-монтажных работ составило оценочно не менее 3,3 млн руб.

По указанным фактам направлено обращение в Следственный комитет Российской Федерации, который проинформировал Счетную палату о начале доследственной проверки.

В целях исполнения представления Счетной палаты Роспотребнадзором разработан комплекс контрольных мероприятий, включающий проведение плановых выездных проверок на объекты, документарный контроль за ходом исполнения мероприятий ФАИП.

В ходе контрольного мероприятия в Росздравнадзоре установлены нарушения при выполнении контракта на выполнение работ по строительству лабораторного комплекса по контролю качества лекарственных средств, заключенного ФГБУ «Информационно-методический центр по экспертизе, учету и анализу обращения средств медицинского применения» (далее – ФГБУ «ИМЦЭУАОСМП») на общую сумму 520,5 млн руб., в том числе в 2016 г. – 298,6 млн руб. Срок строительства - до декабря 2017 г. Положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» на проектно-сметную документацию Объекта получены соответственно 24 декабря 2015 г. и 28 декабря 2015 г. Разрешение на строительство выдано 14 января 2016 г.

В частности, проверкой установлено, что ФГБУ «ИМЦЭУАОСМП» еще до начала строительства Объекта, а также при отсутствии геологических, экологических и иных результатов инженерных изысканий, касающихся строительной площадки и индивидуальных характеристик Объекта, включая его общую площадь, расчетную численность работающих и прочее, были заключены договоры на технологическое присоединение Объекта к электрическим сетям, к сети газораспределения и к централизованной системе водоотведения на общую сумму 72,4 млн руб. По состоянию на 28 апреля 2017 г. работы по указанным договорам не выполнялись. При этом общий объем неотработанных авансовых платежей, перечисленных ФГБУ «ИМЦЭУАОСМП» за счет средств федерального бюджета, составил 39 млн руб.

По каждому из выявленных фактов нарушений Росздравнадзор проинформировал Счетную палату о проведении служебных проверок в отношении государственных гражданских служащих центрального аппарата Росздравнадзора, а также в отношении руководителей ФГБУ.

Иные нарушения

В отсутствие утвержденного плана информатизации на 2016 г. Роспотребнадзором заключены и оплачены контракты на сумму 41,3 млн руб., Росздравнадзором - на сумму 81,5 млн руб., Рособрнадзором - на сумму 149,9 млн руб.

По результатам исполнения представления Счетной палаты Рособрнадзор представил в Счетную палату информацию о том, что План информатизации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на очередной финансовый 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов утвержден.

В ходе проверки Рособрнадзора также было выявлено неэффективное использование ресурсов, созданных за счет средств федерального бюджета на общую сумму 15,8 млн руб. при реализации ФЦП по развитию образования на 2016-2020 гг. и ФЦП «Русский язык на 2016-2020 годы». Так, в рамках заключенного контракта приняты и оплачены работы по анализу форм федерального статистического наблюдения, а также разработке рекомендации по совершенствованию таких форм. Вместе с тем результаты работ использованы не были, поскольку данные формы были отменены еще до окончания работ. Кроме того, не были внедрены в практическую деятельность результаты работ, выполненных по госконтракту с ООО «ВладЛИТ» на общую сумму 10,8 млн руб. и ООО «Управленческие решения в сфере образования» на сумму 2,9 млн руб., которые, в частности, были связаны с совершенствованием модели управления в системе государственного надзора (контроля) в сфере образования.

По результатам исполнения представления Счетной палаты Рособрнадзор представил в Счетную палату информацию о том, что в целях внедрения новой модели контрольно-надзорной деятельности в системе общего образования в июле 2017 г. в рамках ежегодной Всероссийской межрегиональной конференции по оценке качества образования «Развитие единой системы оценки качества образования - опыт и перспективы» состоится обсуждение Рособрнадзором механизмов внедрения указанной модели с участием более 70 органов исполнительной власти регионов.

Кроме того, в 2016 г. Рособрнадзором были некорректно распределены субсидии регионам на развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования в общей сумме 291 млн руб. Причина заключается в том, что Рособрнадзором при осуществлении необходимых расчетов не были учтены данные по количеству обучающихся в негосударственных образовательных организациях, негосударственных вечерних (сменных) образовательных организациях, а также государственных, муниципальных и негосударственных интернатах.

По результатам исполнения представления Счетной палаты Рособрнадзор проинформировал Счетную палату о проведении работы в части уточнения формы образовательных организаций при определении количества выпускников и указания источника сбора данных для расчета размера субсидии бюджету региона, в том числе, при участии Минобрнауки России.

Коллегией приняты решения направить представления в указанные службы, материалы - в Генеральную прокуратуру, а также заключения – в палаты Федерального Собрания.

Подробная информация о всех выявленных нарушениях и иных результатах контрольного мероприятия, проведенного в Росздравнадзоре, размещается на Портале финансового аудита.

Подробная информация о всех выявленных нарушениях и иных результатах контрольного мероприятия, проведенного в Роспотребнадзоре, размещается на Портале финансового аудита.

Подробная информация о всех выявленных нарушениях и иных результатах контрольного мероприятия, проведенного в Рособрнадзоре, размещается на Портале финансового аудита.


Материалы по теме

Наверх