РУС ENG 

По 4 спортивным объектам ФЦП «Развитие физической культуры и спорта» нарушены сроки ввода в эксплуатацию

24 Августа 2017 г.

Владимир Смирнов/ТАСС 

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством заместителя Председателя Счетной палаты Веры Чистовой рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» и контрольного мероприятия «Проверка использования бюджетных средств, направленных в 2016 году и за истекший период 2017 года на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы».

Объекты анализа и контроля: Минспорт России; ФГУП «Дирекция Программы по развитию физической культуры и спорта» (г. Москва), органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Проверяемый и анализируемый периоды: 2016 г. и истекший период 2017 г.

С докладом выступил аудитор Владимир Катренко.

Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» (далее – ФЦП, Программа) утверждена в январе 2015 г. Основные цели Программы - создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом, и повышение эффективности подготовки спортсменов в спорте высших достижений. Государственный заказчик Программы – Минспорт России. Текущее управление реализацией Программы осуществляет ФГУП «Дирекция Программы по развитию физической культуры и спорта» (далее ФГУП, Дирекция), которому Минспортом переданы полномочия государственного заказчика.

Параметры Программы

Проведенный анализ показал, что мероприятия Программы не взаимосвязаны с документами стратегического планирования. Так, из 10 показателей ФЦП только в отношении двух можно определить взаимосвязь с целевыми показателями Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 г. «По сути, Программа представляет собой набор дополнительных показателей, реализация которых не в полной мере обеспечивает достижение целей государственной политики в сфере физической культуры и спорта», - отметил в ходе своего выступления на Коллегии аудитор Владимир Катренко.

Целевые индикаторы, отражающие решение задач Программы, не сбалансированы с мероприятиями и предусмотренным на их выполнение ресурсным обеспечением, что не позволяет объективно оценить эффективность реализации ФЦП.

Нормативно-правовое регулирование Программы

По итогам проверки Счетная палата обратила внимание на ряд пробелов в правовом регулировании Программы, в частности, на отсутствие в настоящее время методики определения нормативной потребности регионов в объектах социальной инфраструктуры. Как пояснил в ходе обсуждения вопроса Владимир Катренко, методика, которая действовала к началу реализации ФЦП, утратила силу в апреле 2016 г., а новая методика до настоящего времени Правительством не утверждена. «В результате размер субсидии на 2017 год, предоставляемой на строительство малобюджетных физкультурно-спортивных объектов шаговой доступности, определялся Минспортом на основе методических рекомендаций, утвержденных приказом Министерства, что не соответствует Правилам предоставления субсидий», - подчеркнул он.

Кроме того, правовой проработки требует вопрос, связанный с проведением оценки результативности использования регионами предоставленных субсидий.

В настоящее время в соответствии с Правилами предоставления субсидий оценка результативности осуществляется на основе достижения регионом двух показателей: «уровень технической готовности спортивного объекта, достигнутый в результате использования субсидии» и «единовременная пропускная способность объектов спорта, введенных в эксплуатацию (человек)».

При этом проверка показала, что в отдельных соглашениях о предоставлении субсидий, заключенных Минспортом с регионами в 2016 г., при установленном значении показателя «уровень технической готовности» менее 100% (при условии, что ввод в эксплуатацию объектов не предусмотрен в текущем году) значение показателя «единовременная пропускная способность» имело положительное значение.

По мнению Счетной палаты, если значение показателя «уровень технической готовности» установлено менее 100%, то обеспечить единовременную пропускную способность объекта объективно не представляется возможным. Однако в Правилах предоставления субсидий иной подход при оценке эффективности использования субсидии не предусмотрен.

Основные нарушения и недостатки

Минспорт

Проверка показала, что мониторинг и контроль за ходом реализации мероприятий ФЦП, в том числе в части соблюдения сроков ввода объектов в эксплуатацию, осуществлялся Минспортом ненадлежащим образом.

Так, выездные контрольные мероприятия были осуществлены Минспортом только в отношении 7% регионов.

Формальное управление процессами реализации Программы привело к тому, что 30% расходов на приобретение искусственных покрытий для футбольных полей и спортивного оборудования в 2016 г. были произведены в 4 квартале.

Также 4 государственных контракта на выполнение работ по мероприятиям ФЦП, срок реализации которых был установлен на 2016 г., были заключены Министерством в лице Дирекции Программы только в сентябре и ноябре 2016 г.

В результате не были соблюдены сроки ввода в эксплуатацию четырех спортивных объектов (спортивная база в г. Кисловодске, 1 этап, «Верхняя база»; спортивная база в г. Кисловодске, 2 этап, «Верхняя база» 2 очередь; учебно-спортивный центр водных видов спорта и атлетики в г. Краснодаре; спортивно-тренировочный комплекс по летним и зимним видам спорта с автостоянкой для размещения автотранспорта в период приведения массовых мероприятий в г. Сочи). Изменения по переносу сроков ввода указанных объектов в эксплуатацию с 2016 на 2017 год были внесены в ФАИП на 2017 г. и плановый период только в марте текущего года.

При проверке сведений, содержащихся в отчетности, направляемой Минспортом в Росстат и Минэкономразвития, установлено отражение некорректных данных.

Так, в отчете, направленном в Минэкономразвития, отражена информация о фактически профинансированных объемах капитальных вложений за счет федерального бюджета в сумме 740,2 млн руб. При этом согласно формам, направленным регионами в Минспорт, расходы по данному направлению за счет средств федерального бюджета в 2016 г. составляют 690,2 млн руб.

В форме статистического наблюдения за 2016 год, направленной в Росстат, фактическое значение целевого показателя «Количество спортивных региональных центров, введенных в эксплуатацию в рамках Программы (нарастающим итогом)» по итогам 2016 г. не отражено. При этом проверка показала, что в 2016 г. в регионах были введены в эксплуатацию 6 региональных спортивно-тренировочных центров.

Также в указанной форме значение целевого показателя «Единовременная пропускная способность объектов спорта, введенных в эксплуатацию в рамках Программы по направлению, касающемуся совершенствования условий для развития массового спорта (нарастающим итогом)» отражено в количестве 6 706 человек. При этом согласно отчетам регионов единовременная пропускная способность по 23 введенным в эксплуатацию объектам составила 5 582 человека.

Дирекция Программы

Финансирование деятельности Дирекции Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета на основании государственных контрактов, заключенных с Минспортом.

При этом проверка показала, что в указанных госконтрактах Дирекция, в том числе принимает на себя обязательства по проведению прикладных научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения, выполняемых по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также по информационному сопровождение мероприятий Программы, что не предусмотрено приказом Минспорта России от 30 апреля 2015 года, возлагающим на ФГУП функции Дирекции Программы.

В проверяемый период данные работы выполнялись на основании заключенных Минспортом государственных контрактов.

В ходе проверки контрактов, заключенных Дирекцией Программы на строительство спортивных объектов, установлено, что Дирекция ненадлежащим образом осуществляла ведение претензионной работы по взысканию неустойки в размере 1,2 млн руб. (расчетно) с подрядчика, нарушившего сроки строительства спортивного объекта, предусмотренные государственным контрактом. Так, несмотря на то, что претензия, направленная Дирекцией в связи с просрочкой исполнения обязательств по контракту, подрядчиком не выполнена, в судебном порядке требования о ее взыскании не предъявлялись.

В нарушение требований гражданского законодательства Дирекцией не обеспечена государственная регистрация права на закрепленные за ней нежилые помещения общей площадью 414,3 кв. м., сведения о которых Дирекцией Программы в систему учета для внесения в реестр федерального имущества также не направлялись.

Проверка также показала, что по состоянию на 1 января 2016 г. у Дирекции Программы на балансе отражены затраты на изготовление проектно-изыскательских работ на 4 объекта незавершенного строительства общей стоимостью 610,8 млн руб., осуществленные в рамках ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» (Федеральный тренировочный центр в среднегорье в «Ергаки» Красноярский край; Универсальный спортивно-зрелищный комплекс Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма; Спортивно-восстановительный центр по спортивной гимнастике и игровым видам спорта в г. Сочи;  Федеральный тренировочный центр в п. Парамоново Московской области на базе международного санно-бобслейного комплекса).

При этом в рамках действующей ФЦП финансирование строительно-монтажных работ по вышеуказанным объектам не предусмотрено. Таким образом, по состоянию на 1 января 2017 г. изготовленная проектно-сметная документация на сумму 610,8 млн руб. оставалась не востребованной.

Как было отмечено на Коллегии, в настоящее время Минспорт проводит работу по вопросу дальнейшего использования данной проектной документации. В частности, министерством направлено обращение губернатору Красноярскому краю по вопросу передачи федерального тренировочного центра в среднегорье в «Ергаки», в собственность Красноярского края. Проектная документация и финансовые затраты по реконструкции Универсального спортивно-зрелищного комплекса передаются на баланс подведомственного Минспорту России учреждению. Согласно полученной информации, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи в настоящее время осуществляет мероприятия по привлечению внебюджетных источников для строительства объекта. По двум другим объектам Минспортом направлены предложения в Минэкономразвития России по вопросу выделения бюджетных ассигнований на 2018 г. и плановый период.

Счетная палата планирует в ходе последующих контрольных мероприятиях осуществлять мониторинг сложившейся ситуации с указанными  объектами.

Коллегия приняла решение направить информационные письма в Правительство Российской Федерации и Минспорт России, представление – в Дирекцию Программы. Отчеты о результатах проверки будут направлены в палаты Федерального Собрания. 

Подробная информация о всех выявленных нарушениях и иных результатах контрольного мероприятия размещается на Портале финансового аудита.


Материалы по теме

Наверх