РУС ENG 

Регионы с большой потребностью в дополнительных местах в школах лишены возможности получения помощи из федерального бюджета

12 Сентября 2017 г.

Коллегия под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты следующих проверок:

Контрольное мероприятие «Проверка реализации предусмотренных государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях в 2016 году, а также порядка предоставления и распределения субсидий на реализацию указанных мероприятий в 2017 году»;

Экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ реализации предусмотренных государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013- 2020 годы мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях в 2016 году» в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых реализуются мероприятия по содействию созданию новых мест в общеобразовательных организациях».

Объекты проверок: Минобрнауки России, администрация Липецкой области, органы государственной власти регионов.

С докладом выступил аудитор Александр Филипенко.

Заседание Коллегии Счетной палаты прошло в форме видеоконференции, к которой были подключены все регионы.

«Сложившаяся тенденция с ежегодным увеличением численности обучающихся приводит к тому, что существующая инфраструктура не способна обеспечить обучение в соответствии с современными требованиями в системе общего образования. При этом обучение в двухсменном, а иногда даже и в трехсменном режиме зачастую не позволяет детям получать дополнительное образование в кружках и секциях, что подтверждается данными социального опроса Счетной палаты», – обратила внимание участников заседания Коллегии Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова.

Программа «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016-2025 гг. (далее – Программа) была разработана Правительством России во исполнение поручения Президента России. Программой предусмотрено обеспечение односменного режима обучения в общеобразовательных организациях во всех классах, а также перевод обучающихся в новые школы из зданий с износом 50% и более.

При этом установлено, что Программа была утверждена Правительством России с нарушением срока на четыре месяца, целевые показатели программы не корреспондируют с другими стратегическими документами в сфере образования. Аудитор пояснил, что речь идет о госпрограмме «Развитие образования» на 2013-2020 гг. и приоритетном проекте «Создание современной образовательной среды для школьников». Так, на 2016-2020 гг. Программой запланировано создание 3,6 млн новых мест в школах, госпрограммой – 1,9 млн., приоритетным проектом - 2,7 млн.

Расходы на реализацию программы за счет средств федерального бюджета по итогам 2016 г. исполнены в сумме 24,98 млрд руб., или 99,9% предусмотренного годового объема.

Из 62 запланированных к строительству или приобретению объектов мощностью почти 49 тыс. мест в 2016 году введено 54 объекта, еще 6 - приняты по актам приемки законченного строительством объекта и в установленные сроки не введены.

Переход на односменный режим обучения и перевод школьников из зданий с высоким уровнем износа является критериями отбора регионов в 2016 году, но распределение средств осуществлено без учета численности учащихся во 2-ю и 3-ю смены и состояния зданий.

На заседании Коллегии было отмечено, что в 2016 г. в 26 регионах, принявших участие в реализации Программы, отмечается рост числа обучающихся во вторую смену. По мнению аудитора, такая ситуация несет риски «перенаполняемости» школ.

При этом Александр Филипенко обратил внимание на то, что от участия в Программе отказались 6 регионов, изначально включенные в Программу в 2016 году, при этом 4 из них имеют высокий процент обучающихся во вторую смену. Так, в Приморском крае 17,3% школьников учатся во вторую смену, в Республике Адыгея –14,9%, в Республике Коми 10,1%, в Республике Алтай – 26,2%

По словам аудитора, действующие правила предоставления субсидий на софинансирование расходов регионов по созданию новых мест в школах не учитывают «остроту» потребности регионов. Так, регионы, имеющие большую потребность в создании новых мест в школах, лишены возможности получения финансовой помощи из федерального бюджета в необходимом объеме.

Кроме того, расчеты Минобрнауки России по определению размера субсидий регионам недостоверны. Например, расчет субсидий в 2016-2017 гг. производился без учета ряда коэффициентов. В результате в 2016 г. 36 регионов получили завышенные субсидии, 20 – заниженные, в 2017 г. 29 регионов получили завышенные субсидии, 28 – заниженные.

Аудитор отметил, что в 2016 году ряду регионов министерством был осуществлен расчет, исходя из мощности зданий с учетом дошкольных мест. Например, в Забайкальском крае расчет был осуществлен из мощности школы на 225 мест, из которых 33 дошкольные; в Камчатском крае – на 265 мест, из которых дошкольные – 65, интернатные – 20, в Республике Марий Эл на 228 мест, из которых 36 дошкольные; в Ульяновской области – на 420 мест, из которых 120 дошкольные. При этом по информации Минстроя России, показатели стоимости строительства, не могут учитывать строительство школ, детских садов и центров дополнительного образования в одном объекте.

Минобрнауки России и региональные органы исполнительной власти нарушали установленные Правительством России правила предоставления и использования субсидий. Например, Минобрнауки России при отборе регионов для предоставления субсидии не учитывалось наличие у региона программы на 2016-2025 гг.

Вместе с тем, 16 регионов в 2016 г. допустили нарушения условий соглашения в части соблюдения объема финансирования из региональных бюджетов мероприятий Программы. По словам Александра Филипенко, в результате сложившейся ситуации на настоящий момент в федеральный бюджет должно быть возвращено более 2,2 млрд руб. По данным фактам Счетная палата обратится в Минфин России.

17 из 50 регионов – получателей субсидии в 2016 году нарушили условия по возмещению из федерального бюджета затрат региона в связи с отсутствием ранее осуществленных расходов.

Минобрнауки России контроль за соблюдением регионами условий расходования субсидий, осуществлялся не должным образом. 6 регионами расходовались субсидии до внесения проектной документации в реестр Минстроя России.

Кроме того, установлен факт включения в реестр типовой проектной документации проектной документации, не отвечающей нормам СанПин.

Несмотря на реализацию Программы, в регионах во многих действующих школах не соблюдаются санитарно-эпидемиологические требования. Так, количество классов, не соответствующих нормам СанПин, увеличилось в 2014-2016 гг. на 7%. Не в полной мере соблюдаются требования обеспечения безопасности общеобразовательных учреждений. Например, почти в 70% общего количества школ в регионах – участниках Программы отсутствует контроль доступа на школьную территорию, в 1/3 отсутствует система видеонаблюдения.

В 21 из 65 регионов, принявших участие в реализации Программы в 2016-2017 гг., не соблюдали требования Градостроительного кодекса к формированию документов территориального планирования.

«Выявленных нарушений можно было бы избежать при должном организационно-техническом сопровождении и контроле за реализацией Программы, которое осуществляет ФГБУ «Дирекция «Школа-2025», – сказал аудитор.

Средняя расчетная стоимость создания одного нового места в общеобразовательных организациях в регионах за счет строительства составила 695 тыс. руб., приобретения – 730 тыс. руб. При этом стоимость создания места за счет строительства варьируется от 133 тыс. руб. в Архангельской области до 1,5 млн. руб. в Камчатском крае. Значительные различия также отмечаются в стоимости и количестве закупаемого оборудования.

Среди прочего Александр Филипенко рассказал о том, что Республики Тыва и Калмыкия при полном использовании субсидии в общем объеме 1,3 млрд руб. не создали в 2016 году ни одного места в школах. В нарушение своих обязательств Самарская область вместо строительства школы на 1500 мест отчиталась школой на 1175 мест.

Минобрнауки России в нарушение правил предоставления субсидий выделило Липецкой области 107,8 млн руб. на реконструкцию школы.

В свою очередь, присутствующая на заседании первый заместитель Министра образования и науки Валентина Переверзева отметила, что министерство учтет результаты проверок Счетной палаты, в том числе в части пересмотра механизма реализации Программы, а также усилит контроль за выполнением обязательств со стороны регионов.

Коллегия Счетной палаты приняла решение направить представления в Минобрнауки России, администрацию Липецкой области, обращение в Генеральную прокуратуру, информационные письма в Администрацию Президента России, Правительство России, Роспотребнадзор, Контрольно-счетную палату Липецкой области, уведомление о применении бюджетных мер принуждения в Минфин России, отчеты в палаты Федерального Собрания.

Подробная информация о всех выявленных нарушениях и иных результатах контрольного мероприятия, размещается на Портале финансового аудита.


Материалы по теме

Наверх