РУС ENG 

Преобразование подведомственных ФАНО России ФГУПов в бюджетные учреждения несет риск снижения доходов федерального бюджета

13 Сентября 2017 г.

Коллегия Счетной палаты под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка осуществления полномочий собственника имущества подведомственных Федеральному агентству научных организаций федеральных государственных унитарных предприятий в 2014-2016 годах и истекшем периоде 2017 года».

Объекты: Федеральное агентство научных организаций (г. Москва); Федеральное государственное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное управление Российской академии наук» (г. Москва); Федеральное государственное унитарное предприятие рисоводческий племенной завод «Красноармейский» имени А.И.Майстренко (Краснодарский край, п. Октябрьский).

С докладом выступил аудитор Максим Рохмистров.

Общая сумма доходов федерального бюджета в виде части чистой прибыли подведомственных ФАНО России ФГУП в проверяемом периоде составила 1,625 млрд руб. При этом задолженность по ее перечислению на 1 июля 2017 года составляла 255 млн рублей, или 16% от суммы начислений.

Указанная ситуация обусловлена не только недостатками администрирования со стороны ФАНО России, на ее эффективность влияет применяемый агентством алгоритм установления выплат стимулирующего характера руководителям ФГУП. «Он не только не учитывает результаты достижения предприятием показателей экономической эффективности и личный вклад руководителя, но и позволяет осуществлять их премирование в условиях недостижения запланированных показателей», - отметил аудитор.

Так, ФАНО России приняло решение о премировании руководителей 29-ти ФГУП, имеющих «нулевые» и плановые, и фактические значения показателя по перечислению в бюджет прибыли. Руководители 26 предприятий также подлежат премированию по результатам 2016 года, несмотря на наличие дисциплинарных взысканий за неперечисление части чистой прибыли.

Анализ распределения ФАНО России подведомственных ФГУП по целевой функции показывает, что сохранение предприятий в своем ведении ФАНО России обусловливает либо его стабильным финансово-хозяйственным положением, либо значительными офисными площадями, а не вовлеченностью имущественного комплекса предприятия в научную деятельность.

В 2014-2017 гг. количество подведомственных ФАНО России ФГУП сократилось на 17 единиц со 184 до 167, из которых 8 ФГУП реорганизовано в форме преобразования в ФГБУ. Планируется к преобразованию еще 43 ФГУП. Процесс массовой реорганизации ФГУП путем их преобразования в ФГБУ с дальнейшим присоединением к научным центрам означает вовлечение в состав научных организаций не ведущих научную деятельность коммерческих организаций – ФГУП – путем полной интеграции не предназначенного для ведения научной деятельности имущества.

Если опытно-производственные хозяйства, объединяемые в составе научных центров, действительно, в незначительных объемах осуществляют научное обслуживание, то ФГУП, основным видом деятельности является предоставление эксплуатационных, коммунально-бытовых и иных услуг на конкурентных рынках, находясь в системе научных организаций, выполняют совсем не свойственные унитарным предприятиям функции: например, функции по размещению органов власти и государственных организаций, что является исключительным полномочием Росимущества.

ФГУП, имеющие наиболее высокие показатели чистой прибыли и, соответственно, крупнейшие плательщики данного вида дохода в федеральный бюджет либо уже преобразованы в ФГБУ, либо планируются к преобразованию.

Совокупная чистая прибыль планируемых к преобразованию ФГУП в 2015 г. составляла 51%, в 2016 г. – 69% всей чистой прибыли подведомственных ФАНО России ФГУП.

В финансовом результате 2015 г. (последний год перед запущенной ФАНО России массовой реорганизацией) совокупная чистая прибыль ФГУП, участвующих в ней, составляла 2,3 млрд руб., или 85%. В сопоставимом объеме по завершении реорганизационных процессов будут снижены и доходы федерального бюджета.

Помимо выпадающих доходов федерального бюджета, это несет и риски увеличения расходов федерального бюджета в связи с повышением объемов финансирования государственного задания подведомственных ФАНО России учреждений.

Основной объем средств, который составляют средства от приносящей доход деятельности, после преобразования крупных и прибыльных ФГУП в бюджетные учреждения будет расходоваться в рамках Федерального закона № 223-ФЗ, который является более «демократичным» по отношению к заказчику, поскольку определяет только основные подходы к осуществлению закупок и предоставляет право заказчикам самостоятельно определять порядок их осуществления.

В завершение следует напомнить, что помимо перечисленных аргументов, инициированная и реализуемая ФАНО России массовая реорганизация подведомственных ФГУП в бюджетные учреждения не соответствует задаче планомерного сокращения участия государства в экономике.

Согласно госпрограмме «Управление федеральным имуществом» данная задача должна решаться не только путем сокращения количества ФГУП, но и оптимизацией состава иных федеральных организаций, в том числе учреждений.

Данные выводы подтверждают результаты проверки хозяйственной деятельности двух ФГУП в рамках контрольного мероприятия, которые предлагаются ФАНО России к преобразованию в бюджетные учреждения: ФГУП рисоводческий племенной завод «Красноармейский», как основная опытная площадка ВНИИ риса, и ФГУП «ЖКУ РАН», как организация, оказывающая услуги по размещению (оператор на рынке недвижимости).

В ходе проверки установлено, что ФГУП «Красноармейский» является финансово устойчивым, высокорентабельным сельскохозяйственным предприятием. ФГУП стабильно обеспечивает порядка четверти всех поступлений подведомственных ФАНО России предприятий в доход федерального бюджета. Основным доходным направлением деятельности предприятия является производство товарного риса, а семенами риса на 98% ФГУП обеспечивает себя самостоятельно.

Из 11,5 гектаров посевных площадей под опытно-производственные цели ежегодно используется не более 1%. Количество исследований, ежегодно проводимых на базе ФГУП «Красноармейский», не превышает восьми работ. При этом предприятие без согласования с Росимуществом и ФАНО России осуществляло крупные сделки по предоставлению финансовой и иной помощи.

Вместе с тем по указанию ФАНО России в 2016 г. ФГУП оплатил участие и организацию стенда Агентства на выставке «Золотая осень – 2016», проходившей на территории ВДНХ.

Кроме того, проверкой выявлено 17 фактов нарушения порядка согласования крупных сделок, предоставление для проживания комнат в общежитии, без включения объекта в специализированный жилищный фонд, использование без правовых оснований объектов недвижимости.

Абсолютным лидером по количеству нарушений является ФГУП «ЖКУ РАН».

73 жилых помещения площадью более 4-х тыс. кв. метров в нарушение законов об унитарных предприятиях, об оценочной деятельности, о защите конкуренции предоставлялись по договорам найма без согласования с учредителем и представителем собственника федерального имущества, оценки и торгов, по заниженной стоимости. 66 из них в нарушение Закона о государственной регистрации недвижимости зарегистрированы не были.

В нарушение требований Жилищного кодекса 17 жилых помещений были предоставлены по договорам найма служебного жилого помещения без включения их в специализированный жилищный фонд, а в 7 из них проживают граждане, утратившие трудовые связи с предприятием.

Нежилые помещения площадью 11 тыс. кв. м. не вовлечены в хозяйственный оборот, из которых более пяти тыс. кв. м находится в городе Москве (1 600 кв. м освобождены более 5 лет назад).

Помещения площадью почти 9 тыс. кв. м. переданы в аренду со значительным количеством нарушений законодательства об оценочной деятельности и защите конкуренции.

В состав имущества ФГУП «ЖКУ РАН» входят гостиницы – дома аспирантов и стажеров. При равных условиях преимущества при предоставлении номера гостиницы имеют докторанты, аспиранты, стажеры научных учреждений.

Однако из общего количества койко-мест в двух гостиницах в период проверки была свободна почти половина, занято аспирантами, докторантами, стажерами только 16%.

В целом, количество койко-мест, занятых аспирантами, докторантами, стажерами, снизилось проверяемом периоде более чем в 2 раза.

Обладая значительным имущественным комплексом, явно избыточным для размещения научных сотрудников, ФГУП «ЖКУ РАН», не только сам имеет неудовлетворительные показатели финансово-хозяйственной деятельности, но и косвенно снижает их у других подведомственных ФГУП ФАНО России, являясь их заемщиком.

Согласно проекту преобразования ФГУП «ЖКУ РАН» в бюджетное учреждение предприятие оценивает затраты на финансовое обеспечение государственного задания после реорганизации в размере 327 млн рублей в год, что подтверждает выше заявленные риски.

Коллегия Счетной палаты приняла решение направить представления в ФАНО России, ФГУП «ЖКУ РАН», ФГУП «Красноармейский», обращение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, информационные письма в Правительство и в ФАС России, а также отчеты - в палаты Федерального Собрания.

Справочная информация:

Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. № 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий», постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия».

Подробная информация о всех выявленных нарушениях и иных результатах контрольного мероприятия, размещается на Портале финансового аудита.


Материалы по теме

Наверх