РУС ENG 

Счетной палатой подготовлены заключения на отчеты об исполнении бюджетов ПФР, ФСС и ФОМС за 2016 г.

21 Сентября 2017 г.

Счетная палата Российской Федерации подготовила заключения на отчеты Правительства России об исполнении бюджетов внебюджетных фондов за 2016 г. Ниже приведены некоторые показатели, содержащиеся в документах. Полная информация доступна по ссылке.

ПФР

Согласно Заключению Счетной палаты, в 2016 г. бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) по доходам исполнен в объеме 7,63 трлн руб. или 100% к показателю, утвержденному Законом о бюджете ПФР. Расходы составили 7,83 трлн руб. (100,4%).

Фондом выполнены задачи по повышению размеров пенсий, а также все публичные нормативные обязательства, на исполнение которых направлено 7,4 трлн руб. - 94,9% общего объема расходов бюджета ПФР.

Бюджет ПФР исполнен с дефицитом в объеме 204 млрд руб. Это на 16,7% больше утвержденного показателя. В частности, дефицит, не связанный с формированием средств для финансирования накопительной пенсии составил 37,5 млрд руб., а связанный с этой частью – 167 млрд руб.

Из федерального бюджета в бюджет ПФР поступило 3,4 трлн руб. В том числе из Фонда национального благосостояния на обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации – 6,8 млрд руб.

Обеспеченность финансирования выплат страховых пенсий поступившими страховыми взносами в 2016 г. составила 68,4 % (в 2014 г. – на 73,7 %, в 2015 г. – 66,9%). Для финансового обеспечения выплат страховой пенсии из федерального бюджета в бюджет ПФР поступило 2 трлн руб., из которых 988,6 млрд руб. – на обязательное пенсионное страхование.

Остаток средств бюджета ПФР по состоянию на 1 января 2017 г. составил 174,1 млрд руб. Он снизился на 20,7% по сравнению с остатком, сложившимся на 1 января 2016 г. Остаток средств федерального бюджета составил 22,5 млрд руб. (снижение в течение 2016 г. на 77,9%).

Дебиторская задолженность ПФР по страховым взносам за 2016 г. выросла в 2,5 раза и на 1 января 2017 г. составила 430,7 млрд руб. Рост задолженности связан с тем, что ПФР в предыдущие годы в бюджетном учете отражал не весь объем имеющейся задолженности.

С 1 января 2017 года ПФР передавал полномочия по администрированию страховых взносов налоговым органам. Согласно совместному графику ПФР и ФНС России основная часть задолженности должна была быть передана еще в феврале 2017 года. Сверка данных между ПФР и ФНС была завершена 22 августа 2017 года, т.е. спустя 5 месяцев.

Недолжная организация передачи задолженности, образовавшейся до 2017 года создало риски двойного бюджетного учета задолженности в ПФР и ФНС России, а также способствовало тому, что к части задолженности налоговые органы уже не могут применить меры по ее взысканию в связи с упущенным сроком ее взыскания.

С 2016 года ПФР индексацию страховых пенсий осуществляет только неработающим пенсионерам. В ходе проверки выявлена необходимость совершенствования формы федерального статистического наблюдения в части формирования численности работающих пенсионеров, в частности, возникла необходимость уточнения, включаются ли в число работающих пенсионеров самозанятые граждане, индивидуальные предприниматели и другие категории, установленные статьей 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В 2016 г. Фондом неоднократно нарушались нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок и условия формирования накопительной пенсии. Данные нарушения не позволили получить застрахованным лицам доход от инвестирования средств пенсионных накоплений на сумму 132,9 млн руб. (расчетно).

Так, в нарушение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» ПФР не обеспечил перевод в управляющие компании в течение шести месяцев со дня окончания отчетного периода вновь поступающих страховых взносов на финансирование накопительной пенсии лиц, воспользовавшихся правом выбора управляющей компании. Средства пенсионных накоплений, поступившие в ПФР в III квартале 2015 г., были перечислены в управляющие компании с нарушением установленного срока на 89 дней.

Также ПФР не обеспечил своевременность перевода средств пенсионных накоплений, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в выбранную управляющую компанию. Средства пенсионных накоплений были переведены ПФР в управляющие компании и государственную управляющую компанию с нарушением установленного срока от 15 до 36 дней.

В ходе проверки Счетная палата выявила необходимость совершенствования нормативного правового регулирования вопросов государственной поддержки семей, имеющих детей в виде материнского (семейного) капитала (МСК). Так, в 2016 г. территориальные органы ПФР отказывали лицам, получившим государственный сертификат на МСК в удовлетворении заявлений о распоряжении средствами (частью средств) МСК по основаниям, не предусмотренным 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Владельцам сертификатов было отказано в распоряжении МСК на улучшение жилищных условий в связи с тем, что приобретаемое ими жилое помещение непригодно для проживания. Целесообразность действий территориальных органов ПФР подтверждается судебной практикой. При этом анализ перечня документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами, не позволяет сделать вывод о том, что приобретение жилого помещения, действительно, является улучшением жилищных условий семьи и соответствует направлениям расходования средств МСК, предусмотренным 256-ФЗ.

Счетной палатой установлены нарушения и недостатки при проверке предоставления региональным бюджетам субсидии из бюджета ПФР на софинансирование расходных обязательств, возникающих при реализации социальных программ, направленных на укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания населения, оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам и обучение компьютерной грамотности неработающих пенсионеров. Так, размер субсидии в ряде случаев рассчитывался ПФР без учета заявленной потребности региона в средствах на строительство (реконструкцию) организаций социального обслуживания, которая формируется на основании проектно-сметной документации, что приводило к занижению размера предоставляемой регионам субсидии на строительство (реконструкцию) организаций социального обслуживания населения.

Счетной палатой установлены недостатки в планировании ПФР расходов. Так, в составе планируемых расходов на международную деятельность ПФР были предусмотрены средства в объеме 3,7 млн руб. для уплаты членских взносов в Международную ассоциацию пенсионных социальных фондов (МАПСФ). При этом не учитывалось, что в связи с перерегистрацией уставных документов МАПСФ членство ПФР в ней с 2016 г. приостановлено и правовые основания для уплаты членских взносов отсутствовали.

При внесении изменений в Закон о бюджете ПФР на 2016 г. был увеличен межбюджетный трансферт из федерального бюджета на предоставление ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) отдельным категориям граждан на 2,2 млрд руб. Вместе с тем Фондом не учитывалась динамика снижения численности лиц, которым установлена ЕДВ. В результате, расчетный остаток средств федерального бюджета на выплату ЕДВ на конец 2016 г. составил 4,8 млрд руб.

Расходы на компенсацию затрат граждан, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другую местность на территории Российской Федерации составили всего 23,4% показателя, установленного Законом о бюджете ПФР. Остаток средств за 2016 г. увеличился на 44,9% и на 1 января 2017 г. составил 2,2 млрд руб. Это в 2,5 раза больше объема межбюджетного трансферта из федерального бюджета трансферта, предусмотренного на указанные цели за 2016 г.

Фондом нарушались положения внутреннего порядка представления и рассмотрения территориальными органами ПФР заявок для планирования капитальных вложений на строительство (реконструкцию), ремонт и приобретение нежилых зданий (помещений). Средства на строительство (реконструкцию) в ряде случаев предоставлялись территориальным органам ПФР без утвержденной проектной документации и других необходимых документов. В результате, в 2016 году территориальными органами ПФР не освоено более 32 млн. рублей, выделенных Фондом на данные цели.

Выявлены неоднократные нарушения в сфере государственных закупок, а также в сфере проведения внутреннего финансового контроля (аудита).

ФСС

Согласно Заключению Счетной палаты, в 2016 г. бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС) по доходам исполнен в сумме 616,4 млрд руб. (100,9% показателя, утвержденного Законом о бюджете Фонда), по расходам 664,8 млрд руб., (102,6% от показателя, утвержденного Законом о бюджете Фонда и 99,3% показателя сводной бюджетной росписи). По итогам исполнения бюджета ФСС в 2016 г. сложился дефицит (–) 48,4 млрд руб. Обеспеченность расходов доходами в 2016 г. составила в целом 90,5%. Остаток средств на едином счете Фонда на 1 января 2017 г. составил 139,5 млрд руб.

Как показала проверка, в 2016 г. поступление страховых взносов по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составило 559,7 млрд руб. (98,4% прогнозируемого показателя), страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 101,5 млрд руб. (104% прогнозируемого показателя). Фактический коэффициент полноты сбора указанных страховых взносов сложился на уровне 99,7 и 98,4%, соответственно.

Общая сумма выпадающих доходов, связанная с применением пониженных тарифов страховых взносов, составила 14,3 млрд руб. В 2016 г. средства федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда и компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи материнством не выделялись, что свидетельствует об отсутствии зависимости бюджета Фонда от средств федерального бюджета.

Недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2016 год выросла на 21 % и на 1 января 2017 года составила 7,9 млрд рублей (за 2015 год – на 37,6 %), от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – на 6 % и составила 7,6 млрд рублей (за 2015 год – на 18 %).

За 2016 г. ФСС и его территориальными органами по двум видам социального страхования проведено 304,9 тыс. выездных проверок страхователей, из которых по 181,3 тыс. проверкам выявлены нарушения законодательства в части уплаты страховых взносов. Доначисления страховых взносов с учетом пеней и штрафов составили 1,388 млрд руб., из которых 1,176 млрд руб. (84,8%) восстановлено в бюджет Фонда.

По результатам камеральных проверок начисленных и уплаченных страховых взносов и расходов на выплату страхового обеспечения начислено 1,9 млрд руб. (с учетом пеней и штрафов), из которых 1,1 млрд руб. (58,5%) восстановлено в бюджет Фонда.

Резерв страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2016 г. увеличился на 6,7%, составив на 1 января 2017 г. 109,4 млрд руб.

В ходе проверки обоснованности принятых Фондом решений об отклонении заявок кредитных организаций на размещение средств резерва установлено, что указанные заявки отклонялись Фондом без указания оснований признания их не соответствующими на день проведения отбора требованиям, установленным Правилами формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Выявлена необходимость совершенствования порядка предоставления страхователям скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусматривающего подтверждение страхователями, подавшими заявление на установление скидки, отсутствия задолженности по страховым взносам на дату подачи такого заявления. Так, на сегодняшний день данный порядок не исключает риски установления скидки к страховому тарифу при наличии у страхователя задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления, поскольку ежеквартально предоставляемые страхователями расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам подтверждают отсутствие задолженности на отчетную дату, а не на дату подачи заявления об установлении скидки.

Межбюджетные трансферты на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета поступили в 2016 г. в бюджет ФСС в объеме 25 млрд руб., из бюджета Фонда обязательного медицинского страхования – 17,8 млрд руб.

Основную долю межбюджетных трансфертов, перечисленных из федерального бюджета (61%), составили средства на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (далее – ТСР).

В 2016 г. расходы Фонда на социальное обеспечение населения составили 637,9 млрд руб. или 102,9% от показателя, утвержденного Законом о бюджете Фонда и 99,5% показателя сводной бюджетной росписи.

В 2016 г. Фондом из средств, которые были выделены на обеспечение инвалидов ТСР, не израсходовано 242,8 млн руб. Остаток средств сформировался в связи с тем, что почти 30% предусмотренных средств перечислено Фондом в территориальные органы с 22 ноября по 27 декабря 2016 г. Таким образом, была создана ситуация, когда регионы не успели использовать средства в полном объеме.

Также Фондом в течение 2016 г. нарушались сроки предоставления в Минтруд России отчета о расходах на обеспечение инвалидов ТСР сроком от 16 дней до 2 месяцев.

В целях осуществления мониторинга и анализа средней стоимости TCP Фондом в 2016 г. была введена в эксплуатацию специальная автоматизированная система. На момент проведения контрольного мероприятия порядок проведения мониторинга средних цен ТСР не разработан, ответственные сотрудники за проведение мониторинга не определены.

Обеспеченность граждан санаторно-курортным лечением уменьшилась с 27,5% в 2015 г. до 24,8% в 2016 г. Вместе с тем, 102,2 млн руб. в 2016 г. остались невостребованными, что свидетельствует об отсутствии должного контроля со стороны ФСС за освоением средств территориальными органами ФСС.

В ходе проверки исполнения бюджета ФСС за 2016 г. были выявлены и другие нарушения финансовой дисциплины и действующего законодательства.

Так, у ФСС в связи с ростом курса швейцарского франка образовалась задолженность по уплате членского взноса в МАСО за 2016 г. в размере 610 швейцарских франков. Вместе с тем, при внесении изменений в Закон о бюджете Фонда на 2016 г. предложений по изменению бюджетных ассигнований Фондом не вносилось, что привело к неисполнению ФСС обязательств по своевременной уплате членского взноса.

Проверка также показала, что, несмотря на значительные объемы расходов на развитие ЕИИС «Соцстрах», данный программный комплекс не обеспечивает в полной мере деятельность территориальных органов ФСС. Так, в нарушение Положения (№ 294) не обеспечена обратная связь в электронной форме со страхователем, предоставившим сведения в реестр не в полном объеме. Так, на почтовые отправления только одним региональным отделением ФСС были затрачены дополнительные расходы в объеме 398,2 тыс. руб.

При проверке Калужского регионального отделения ФСС установлены нарушения Федерального закона «О бухгалтерском учете» и приказа Минфина № 52н.

В Иркутском региональном отделении ФСС установлено нарушение Положения об учете федерального имущества.

Проверка деятельности Фонда и его территориальных органов в сфере государственных закупок показала отсутствие надлежащего контроля при заключении и исполнении государственных контрактов. Так, в нарушение Федерального закона № 44-ФЗ у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в 2016 г. Фондом произведено 0,2% совокупного годового объема закупок, вместо установленных 15%.

Законом о бюджете Фонда на 2016 г. было предусмотрено, что ФСС осуществляет в установленном им порядке направление средств на оказание медицинских услуг работникам Фонда и его территориальных органов. Вместе с тем, порядок медицинского обслуживания в 2016 г. не был установлен, единые подходы к формированию и предоставлению комплекса медицинских услуг отсутствуют. Территориальные органы ФСС самостоятельно устанавливают порядок, что создает риски неэффективного расходования средств бюджета. В 2016 г. на оплату медицинских услуг территориальными органами ФСС было израсходовано более 146 млн. руб.

В Фонде ФСС и в его территориальных органах при проверке были установлены нарушения организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

По итогам проверки направлены представления Председателю Правления ФСС А.С. Кигиму, управляющим Калужским и Иркутским региональными отделениями; информационные письма в Правительство Российской Федерации, ФАС; заключение в палаты Федерального Собрания и Правительство Российской Федерации; информацию о результатах проверки в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации.

ФОМС

Согласно Заключению Счетной палаты, в 2016 г. бюджет ФОМС исполнен по доходам в сумме 1 657,6 млрд руб. (99,76% запланированного объема), по расходам - в сумме 1 590,2 млрд руб. (99,7%). По итогам исполнения бюджета сложился профицит в сумме 67,5 млрд руб., что в основном связано с неполным освоением отдельных видов расходов бюджета Фонда в 2016 г.

Основную долю доходов бюджета Фонда в 2016 г. составили суммарные поступления от страховых взносов на ОМС работающего и неработающего населения (60,7% или 1 006, 4 млрд руб. и 37,3% или 617,8 млрд руб., соответственно).

При этом следует отметить, что уровень доходов ФОМС от страховых взносов на ОМС работающего населения мог быть больше за счет сложившейся на 1 января 2017 г. задолженности по их уплате. Однако из-за противоречивой информации Пенсионного фонда точными сведениями о размере сложившейся задолженности Счетная палата не располагает. Так, согласно сведениям ПФР, направленным в ФОМС 25 января 2017 г. и 20 марта 2017 г., размер указанной задолженности может составлять или 81 млрд руб. или 61 млрд руб. При этом на 1 января 2016 года размер такой задолженности не превышал 42 млрд. рублей. То есть результативной работы по взысканию задолженности Пенсионный фонд не проводил. Это средства, которые ФОМС не получил и не смог направить на оплату медицинской помощи.

Что касается взносов на ОМС неработающего населения, то, по мнению Счетной палаты, их объем следует считать завышенным. Как показала проверка, взносы на ОМС неработающего населения были уплачены регионами исходя из численности неработающих в 84,5 млн человек, определенной Фондом методом вычитания работающих граждан из общего числа застрахованных. В то же время, по сведениям Пенсионного фонда, среднегодовая численность неработающих граждан за 2016 г. составила 82,5 млн. человек. Это привело к переплате регионами ориентировочно 21 млрд руб.

Проверка также показала, что в течение 2016 г. ряд регионов несвоевременно уплачивали взносы на ОМС неработающего населения. Так, на 1 октября 2016 г. задолженность по перечислению страховых взносов на ОМС неработающего населения числилась по Республике Ингушетия в размере 1,2 млрд руб. (за апрель-сентябрь 2016 г.), по Республике Хакасия – 296,4 млн руб. (за сентябрь 2016 г.), по Республике Калмыкия - 103,4 млн руб. (за декабрь 2015 г.).

В результате к 1 октября 2016 г. субвенции за 2016 г. были перечислены Республике Ингушетия и Республике Хакасия не в полном объеме, что создавало в течение 2016 г. риски по реализации в данных регионах территориальных программ ОМС, неоплате оказанной медицинской помощи и формированию кредиторской задолженности по заработной плате и оплате расходов медицинских организаций, в том числе на лекарственные обеспечение. Сложившаяся ситуация была урегулирована указанными регионами и ФОМС только в ноябре-декабре 2016 г. по результатам проведенного Счетной палатой оперативного контроля хода исполнения бюджета ФОМС за январь-сентябрь 2016 г.

Оценка реализации в 2016 г. базовой программы ОМС показала, что при увеличении почти на 6% средств, направленных на оплату медпомощи, объем оказанной помощи снизился по всем видам и условиям ее оказания на 38 млн случаев, в том числе на 36 млн. посещений врачей в первичном звене здравоохранения. При этом средняя стоимость одного случая лечения выросла неравномерно: с 2,5% за посещения до 25,5% за лечение в дневном стационаре, что требует дополнительного анализа со стороны Минздрава России. Одновременно с этим объем платных медуслуг, оказываемых населению государственными медорганизациями, вырос на 40 млрд руб.

Согласно результатам проверки, в тарифе ОМС растет доля расходов на закупку лекарственных препаратов, оплату коммунальных и иных платежей за услуги. Отмечается рост цен на лекарственные препараты почти на 4%, из них отечественных на 6,5%. Увеличение доли затрат на лекарственные препараты в структуре расходов отмечено по 41 региону, в том числе наибольшее - в Тамбовской и Тверской областях, Кабардино-Балкарии и т.д.

При этом почти на 1% за 2016 г. снизилась доля расходов на зарплату, что создает риски невыполнения показателей по росту зарплаты медработников. Так, снижение зарплаты в реальном выражении отмечено в 17 регионах на сумму почти 2 млрд руб., в том числе на 200 млн руб. в Ярославской области, на 214 млн руб. - в Архангельской области, на 265 млн руб. - в Омской области и т.д.

В 37 регионах на фоне снижения доли зарплаты в структуре расходов одновременно отмечено снижение числа медработников (более чем на 2% или 26 тыс. человек), что и позволило данным регионам обеспечить относительный рост их средней зарплаты, увеличивая коэффициент нагрузки за счет совместительства до 1,5.

В результате в 2016 году не были достигнуты целевые показатели Указа 597 по росту зарплаты медработников. Например, по врачам вместо 170% к средней зарплате по экономике по факту достигнуто только 150%. В то же время терфондами в 2016 г. не было использовано почти 22 млрд руб., предоставленных на оплату медицинской помощи, которые возвращены в соответствующие бюджеты (ФОМС и субъектов РФ).

В ходе проверки исполнения расходов Фонда было установлено несоответствие кассового исполнения расходов на образование сотрудников ФОМС и терфондов. Так, в материалах к законопроекту, внесенному Правительством РФ в Госдуму, указано почти 98%, а по факту эти расходы составили около 79%, что требует корректировки.

Проверкой также установлено, что в 2016 г. ФОМС нарушил установленные Бюджетным кодексом сроки при возврате остатков субсидий на строительство перинатальных центров в терфонды Московской, Ульяновской областей, Красноярского края и Республики Карелия - от 10 до 43 рабочих дней.

В числе нарушений также отмечается финансирование мероприятий по информатизации по государственным контрактам в сумме 12,1 млн руб. в отсутствии утвержденного плана информатизации на 2016 год.

Отдельно в Заключении отмечаются нарушения, выявленные в ходе проверки терфонда ОМС Самарской области. В частности, проверкой установлено, что ТФОМС Самарской области за счет субвенции, предоставленной из бюджета ФОМС на оказание медпомощи, направил средства в объеме 1,1 млрд руб. на осуществление расходов, не входящих в базовую программу ОМС (денежные выплаты стимулирующего характера). Как поясняется в заключение Счетной палаты, указанные выплаты должны финансироваться за счет региональных бюджетов. Однако Самарская область в нарушение 326-ФЗ, сохранив в терпрограмме ОМС дополнительные выплаты, которые не относятся к стимулирующим по Трудовому кодексу, своих денег на эти цели не выделила. В результате не оказана медпомощь более 125 тыс. человек (расчетно). Кроме того, при 99% расходования средств ОМС не было выполнено почти 2,3 млн случаев лечения от планируемого.

Проверка также показала, что в нарушение ст. 81 323-ФЗ терпрограмма госгарантий, утвержденная Правительством Самарской области, в 2016 г. нормативно распространялась лишь на жителей области без учета иных граждан, пребывающих и проживающих на ее территории.

По результатам проверки направлены представления в ФОМС и ТФОМС Самарской области, информационные письма – в Правительство Российской Федерации, Минздрав России и правительство Самарской области, обращение - в Генеральную прокуратуру.

Наверх