РУС ENG 

Работа по инвентаризации полномочий органов государственной власти регионов должна быть продолжена

28 Ноября 2017 г.

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка финансового обеспечения исполнения полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и вопросов местного значения в сферах здравоохранения, образования, культуры, социальной поддержки населения, строительства и жилищно-коммунального хозяйства» (с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации).

Объекты анализа: Правительство Республики Марий Эл; Министерство финансов Республики Марий Эл; Правительство Ставропольского края; Министерство финансов Ставропольского края; Администрация Курской области; Комитет финансов Курской области.

Проверяемый период: 2016 г., при необходимости другие периоды.

С сообщением выступил аудитор Счетной палаты Юрий Росляк.

В соответствии с поручениями Президента России Правительством Российской Федерации было организовано проведение мероприятий по инвентаризации полномочий, исполнение которых осуществляется органами государственной власти регионов.

При подготовке проекта федерального бюджета на 2018-2020 гг. Правительством России уже принят ряд позитивных мер, направленных на устранение недостатков и обеспечение сбалансированности региональных бюджетов, основными из которых являются:

- формирование модельных бюджетов регионов России, новые принципы распределения дотаций и субсидий на основе оценки их расходных полномочий;

- предоставление в 2017 г. дополнительного объема бюджетных кредитов для сокращения коммерческой задолженности и реструктуризация задолженности бюджетов регионов России по бюджетным кредитам;

- разработка проекта методики оценки эффективности налоговых льгот;

- предоставление грантов в форме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам регионов России, достигших наилучших результатов по социально-экономическому развитию территорий по итогам 2016 г.

Основные проблемы, выявленные в проверенных регионах

В 2016 г. во всех трех проверенных регионах наблюдалась тенденция роста государственного долга (в Республики Марий Эл - на 2,9%, в Ставропольском крае – на 12,7%, в Курской области – на 22,2%). Однако при общей тенденции роста заимствований подходы к осуществлению долговой политики в проверенных регионах имеют существенные различия. Так, при незначительном росте госдолга Республики Марий Эл показатель его отношения к налоговым и неналоговым доходам составил свыше 100%, что свидетельствует о высокой закредитованности региона и его зависимости от коммерческих заимствований. В то же время при существенном росте государственного долга Курской области показатель его отношения к налоговым и неналоговым доходам составил только 30,5%.

Также во всех трех регионах по итогам 2016 г. отмечен рост дебиторской задолженности, которая в Республики Марий Эл увеличилась на 16,1%, в Ставропольском крае – на 10,5%, в Курской области – на 79,1%, составив в абсолютном выражении 823,2 млн руб., 5,9 млрд руб. и 1,9 млрд руб. соответственно. Кредиторская задолженность возросла в Республике Марий Эл на 37,8% и в Курской области на 90,2%, уменьшилась в Ставропольском крае - на 35,9%, составив в абсолютном выражении 1,6 млрд руб., 1,2 млрд руб. и 3,2 млрд руб. соответственно.

Основная сумма дебиторской задолженности (в Республике Марий Эл –97,3%, в Ставропольском крае – 76,1%, в Курской области – 86,8%) и кредиторской задолженности (46,5%, 98,7% и 99,8% соответственно) сложилась по расчетам с плательщиками налоговых и неналоговых доходов, включая всех администраторов доходов.

При этом в Республике Марий Эл имелась неучтенная кредиторская задолженность по обязательствам, принятым государственными заказчиками за выполненные работы по капитальным вложениям в объекты государственной собственности в сумме 2 173,1 млн руб. Выборочный анализ неучтенной кредиторской задолженности в разрезе объектов и сроков ее возникновения свидетельствует о том, что большая ее часть является просроченной.

В связи с внесением изменений в бюджетное законодательство с 1 января 2008 г. функции государственных заказчиков объектов региональной адресной инвестиционной программы были переданы от подведомственных унитарных предприятий соответствующим органам исполнительной власти Республики Марий Эл. Кредиторская задолженность отражалась на дополнительных забалансовых счетах без отражения на соответствующих балансовых счетах бюджетного учета.

В результате годовая бюджетная отчетность об исполнении бюджета Республики Марий Эл являлась недостоверной в части занижения показателей кредиторской задолженности.

В ходе исполнения госорганами власти проверенных регионов полномочий в отдельных сферах деятельности выявлены общие проблемы, связанные с недостаточностью финансовых ресурсов на их реализацию.

В сфере «Здравоохранение» занижались нормативы объема медицинской помощи и нормативы финансовых затрат за счет средств региональных бюджетов, что привело к формированию дефицита финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в Республике Марий Эл – 1,6 млрд руб., в Курской области – 1,7 млрд руб., в Ставропольском крае –5,4 млрд руб.). Рост дефицита территориальных программ к уровню 2015 г. составил: в Республике Марий Эл – 12%, в Курской области – 3,9%, в Ставропольском крае – 3,2%.

Дефицит финансового обеспечения территориальных программ нарушает права жителей регионов на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в установленном Правительством объеме, приводит к возможному снижению уровня доступности получения гражданами бесплатной медицинской помощи и к частичному замещению объема бесплатной медицинской помощи платными услугами.

Объем финансирования медицинской помощи в рамках оказания платных медицинских услуг в 2016 г. по сравнению с 2015 г. в Республике Марий Эл увеличился на 13,1%, в Ставропольском крае – на 62%, в Курской области – на 49,9%. В структуре по видам медицинской помощи наибольший удельный вес занимали платные медицинские услуги, оказанные в амбулаторных условиях, – 39,4%, 54,4% и 40,4%, соответственно.

У всех трех регионов имеются проблемы, связанные с укомплектованностью врачебными кадрами, средним и младшим медицинским персоналом. Высоким остается процент совместительства медицинского персонала: в Республике Марий Эл данный показатель составляет 143%, в Ставропольском крае – 125,7%, в Курской области – 123,8%. Наибольший процент совместительства приходится на врачебные кадры.

В сфере «Образование» органы исполнительной власти одинаково расставляют приоритеты по финансовому обеспечению расходных обязательств по оплате труда в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании» и выполнением «майских» указов Президента. В общем объеме расходов региональных бюджетов на образование заработная плата составляла свыше 70%.

При этом не обеспечивалось полноценное соблюдение требований федеральных государственных образовательных стандартов, в том числе требования к условиям реализации основных образовательных программ: кадровым, финансовым и материально-техническим.

Общий объем дополнительной расчетной потребности в финансовом обеспечении полномочий в сфере образования в 2016 г. составил: в Республике Марий Эл 1,2 млрд руб. или 25,5% общего объема финансового обеспечения сферы образования, Ставропольском крае – 1,5 млрд руб. или 8,9%, Курской области – 485,3 млн руб. или 4,2%.

Самым объемным по показателю финансового обеспечения и объемам дополнительной потребности является полномочие по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного общего образования, переданное регионами для исполнения на муниципальный уровень.

В сфере «Социальная политика» не исполнялись своевременно и в должном объеме отдельные полномочия, касающиеся обеспечения жильем детей-сирот, ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Так, в 2017 г. расчетная потребность (с учетом задолженности) в финансировании расходного обязательства, связанного с предоставлением жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по Республике Марий-Эл составила 930,4 млн руб. (в 9,2 раза больше предусмотренных бюджетных ассигнований на 2017 г.), по Ставропольскому краю – 3,5 млрд руб. (в 7,6 раза больше), по Курской области – 703,7 млн руб. (на 51,1% больше).

Средняя продолжительность ожидания жилья детьми-сиротами (по информации органов исполнительной власти регионов) составляет: в Республике Марий Эл от 7 до 8 лет, в Ставропольском крае – от 2 до 3 лет, в Курской области – от 1 до 3 лет.

Расчетная потребность в средствах федерального бюджета на  реализацию в полном объеме переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем граждан из числа ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 г., оценивается в Республики Марий Эл в сумме 317 млн руб., в Ставропольском крае – в сумме 385,8 млн руб. и в Курской области – в сумме 516,6 млн руб.

При условии выделения бюджетных ассигнований в таком же объеме, что и в предыдущие годы (от 17 до 22 млн руб.), на полное обеспечение жильем указанной категории граждан потребуется от 18 лет до 21 года.

Инвестиционная деятельность (за исключением расходов дорожных фондов) в регионах осуществляется в основном только при финансовой поддержке из федерального бюджета.

При этом доля бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности в общем объеме региональных бюджетов составили в Республики Марий Эл 11,8%, в Ставропольском крае – 7,2 %, в Курской области – 6,9%.

При этом объекты зданий и сооружений социальной сферы в регионах построены в 50-70-е гг. прошлого столетия, имеют высокую степень износа и не соответствуют современным требованиям строительных норм и правил. По оценке регионов, затраты по их приведению в надлежащее состояние могут составить порядка 2-3 млрд руб.

Согласно оперативной информации Фонда ЖКХ, на 1 сентября 2017 г. переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года, в полном объеме завершено в Республике Марий Эл, в Курской области фактическое расселение составило 98,7%, в Ставропольском крае – 81,8% (в том числе по причине введения чрезвычайной ситуации).

Объем фонда, признанного аварийным после 1 января 2012 года, в Республике Марий Эл составляет около 85 тыс. кв. м, в Ставропольском крае – свыше 36 тыс. кв. м, в Курской области – свыше 16 тыс. кв. м. По оценке регионов, предполагаемая текущая стоимость расселения аварийных МКД (из расчета стоимости 1 кв. м жилья, установленной Минстроем) может составить в Республике Марий Эл – свыше 2,7 млрд руб., Ставропольском крае – свыше 1,3 млрд руб., в Курской области – свыше 413,9 млн руб.

Счетная палата отмечает необходимость дальнейшего продолжения работы в части инвентаризации полномочий, оценки обоснованности расчета финансового обеспечения расходных обязательств регионов, принятых в рамках исполнения полномочий, на основании анализа реестра расходных обязательств по каждому региону.

Материалы направлены:

Коллегия приняла решение направить представление Главе Республики Эл, информационные письма – Губернатору Ставропольского края и Губернатору Курской области. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлен в палаты Федерального Собрания.


Материалы по теме

Наверх