РУС ENG 

Счетная палата выявила признаки нецелевого использования субсидии на строительство автодорог в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий»

25 Января 2018 г.

Коллегия Счетной палаты под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты проверки использования субсидий из федерального бюджета, предоставленных бюджетам Новгородской, Орловской областей и Алтайского края в 2015 – 2016 годах, а также истекшем периоде 2017 года на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года» (со Счетной палатой Алтайского края, Счетной палатой Новгородской области, Контрольно-счетной палатой Орловской области), а также экспертно-аналитического мероприятия «Анализ использования субсидий из федерального бюджета, предоставленных бюджетам субъектов Российской федерации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года» в 2015 – 2016 годах и истекшем периоде 2017 года».

С докладом выступил аудитор Валерий Богомолов.

Счетная палата пришла к выводу, что мероприятия по строительству автомобильных дорог, реализуемые в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года», не оказывают существенного влияния на повышение уровня доступности населения сельских территорий к объектам здравоохранения, образования, культуры и другим общественно значимым объектам.

Так, за два года в 45 регионах протяженность сельских автодорог с твердым покрытием увеличилась только на 1,7%. При этом Минсельхоз, Росавтодор, а также значительная часть регионов полной информацией о количестве сельских населенных пунктов, имеющих общественно значимые объекты, несоединенных с сетью автомобильных дорог, не располагают.

Из 83,3 тыс. населенных пунктов только 52,7 тыс. (63,3%) соединены автомобильными дорогами с твердым покрытием с сетью автодорог. «Наличие общественно значимых объектов в селах, не имеющих автодорог с твердым покрытием, свидетельствует об отсутствии комплексного подхода в вопросах развития инфраструктуры сельских территорий», - уточнил Валерий Богомолов.

Положения Бюджетного кодекса в части использования не менее 5% бюджетных ассигнований региональных дорожных фондов на строительство, реконструкцию сельских автомобильных дорог большинством регионов не соблюдаются. Так, по итогам 2016 г. 26 субъектами, в том числе Республикой Хакасия, Амурской, Астраханской, Костромской областями на эти цели направлено менее 1% регионального дорожного фонда. Субсидии из федерального бюджета, предоставляемые на софинансирование строительства и реконструкции сельских автодорог, используются на низком уровне. Уровень исполнения в 2015 г. составил 76%, а в 2016 г. – 81%. В 2017 г. из 9 млрд руб., исполнено на 1 декабря 2017 г. 6,7 млрд руб. (74,5%).

Счетная палата установила, что органы исполнительной власти регионов не обеспечивают достижение значений показателей результативности использования субсидий, предусмотренных заключенными с Росавтодором соглашениями. Так, показатели результативности использования субсидий в 2015 г. не достигнуты 18 субъектами, а в 2016 г. - 26. При этом в 2015 г. в эксплуатацию не был осуществлен ввод ни одного километра 9 регионами, в 2016 году – 7. В 2015 – 2016 гг. из 1 080 км, предусмотренных к вводу заключенными соглашениями, было введено только 737 км (68%).

Планирование дорожной деятельности Орловской и Новгородской областей в части строительства и реконструкции автомобильных дорог в рамках реализации Программы должным образом не осуществлялось. В нарушение Градостроительного кодекса все 25 объектов строительства и реконструкции автомобильных дорог, реализуемых в 2015 – 2017 гг. в рамках Программы, в Схему территориального планирования Орловской области, не включены. В Новгородской области не включена одна автодорога. Также областями не достигнуты целевые показатели результативности использования субсидий. В 2015 г. данными регионами не введено в эксплуатацию 18 км и 28 км автодорог соответственно. (100% от предусмотренных соглашениями показателей). В 2016 г. Орловской областью также не было введено ни одного километра автодорог из 11 объектов, софинансируемых за счет средств федерального бюджета.

«В отчетах, направленных субъектами в Росавтодор, приведены сведения о вводе в 2015 году в Новгородской области 8,5 км, а в Орловской области – 28 км, что свидетельствует о недостоверности отчетных данных», - заявил аудитор.

В ходе проведения проверки установлены признаки нецелевого использования субсидий в 2015 – 2017 гг. в Новгородской, Орловской областях и Алтайском крае на общую сумму 144,5 млн руб.

Так, в соответствии с Правилами субсидии предоставляются в целях софинасирования строительства и реконструкции автодорог, ведущих к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельхозпродукции. Вместе с тем, как показала проверка, в рамках реализации Программы осуществлялась реконструкция участка автомобильной дороги от поселка Кировский до деревни Семеновское в Новгородской области. В соответствии со Схемой территориального планирования и Генеральным планом сельского поселения в деревне Семеновское отсутствуют общественно значимые объекты, а также объекты производства и переработки сельхозпродукции. Визуальный осмотр указанного объекта реконструкции инспекторами Счетной палаты Российской Федерации и Счетной палаты Новгородской области показал, что в деревне Семеновское не находятся общественно значимые объекты и объекты производства и переработки сельскохозяйственной продукции. В деревне постоянно проживают 7 человек (3 дома).

В ходе проведения проверки установлены факты приемки и оплаты государственными заказчиками Орловской и Новгородской области фактически невыполненных работ, а также других нарушений и недостатков.

Коллегия приняла решение направить представление в департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области; обращение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации; информационные письма Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации, руководителю Федерального дорожного агентства, Губернаторам Алтайского края, Новгородской области и временно исполняющему обязанности Губернатора Орловской области; а также отчет и информацию об основных итогах контрольного мероприятия в палаты Федерального Собрания.


Материалы по теме

Наверх