РУС ENG 

Опубликован Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №2

2 Марта 2018 г.

Счетная палата Российской Федерации публикует Бюллетень №2 за 2018 г. В документе представлена информация о результатах проверок: реализации программ деятельности ФГУП «Почта России»; отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности пригородных пассажирских компаний; эффективности администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду; использования государственных средств, направленных на организацию и функционирование комплексной системы управления водными ресурсами на территории Дальневосточного федерального округа.

Ниже можно ознакомиться с кратким содержанием отчетов, подготовленных Счетной палатой по результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Полные версии документов размещены по ссылке.

Почтой России не выполнены установленные показатели капитальных вложений

В отчете заместителя Председателя Счетной палаты Веры Чистовой представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка реализации программ деятельности федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России», а также эффективности использования бюджетных средств, выделенных предприятию в рамках государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», за период 2014-2016 годов и истекший период 2017 года».

В отчете отмечается, что в проверяемый период Почтой России не были выполнены параметры капитальных вложений, установленные Стратегией развития Почты России, на 43,8 млрд руб. или 54,1%, в том числе в 2014 г. – 4,6 млрд руб., 2015 г. – 23,7 млрд руб. и 2016 г. – 15,5 млрд руб. Невыполнение капитальных вложений относительно программ деятельности Предприятия в 2014-2016 гг. составило 18,5 млрд руб. и 33,3%, в том числе в 2014 г. – 6,4 млрд руб., 2015 г. – 1,5 млрд руб. и 2016 г. – 10,6 млрд руб.

Выборочная проверка имущественного комплекса Почты России показала, что в нарушение Гражданского кодекса и закона «О государственной регистрации недвижимости» Предприятием не обеспечена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на 2,23 тыс. объектах недвижимого имущества и права хозяйственного ведения на 2,35 тыс. объектов недвижимого имущества.

Деятельность большинства пригородных пассажирских компаний экономически неэффективна

В отчете аудитора Валерия Богомолова представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности пригородных пассажирских компаний в части организации перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в 2015-2016 годах и истекшем периоде 2017 года» (совместно с Контрольно-счетной палатой Ростовской области и Контрольно-счетной палатой Ярославской области).

В отчете отмечается, что, несмотря на уменьшение в 2016 г. (по сравнению с 2014 г.) количества убыточных пригородных пассажирских компаний с 13 до четырех, деятельность большинства из них можно признать экономически неэффективной. Так, в 2016 г. чистая прибыль 12 компаний направлялась на погашение убытков прошлых лет и не способствовала их развитию, убытки до налогообложения по результатам деятельности от перевозок пассажиров сложились в 21 компании, кредиторская задолженность перед ОАО «РЖД» - у всех компаний, дебиторская задолженность по средствам региональных бюджетов - у 24 компаний.

Минтрансом России, Росжелдором и регионами не обеспечено взаимодействие в части обеспечения эффективного исполнения полномочий регионов по организации транспортного обслуживания в пригородном железнодорожном сообщении, планирования объемов бюджетных ассигнований федерального и региональных бюджетов, а также установления экономически обоснованного уровня тарифов.

Проверка также показала, что, несмотря на значительную государственную поддержку крупных инфраструктурных проектов, реализуемых РЖД, объем инвестиций, направляемый на развитие инфраструктуры пригородного комплекса, незначителен. Так, в 2018 г. он предусмотрен в размере 3,4 млрд руб. (0,6% от общего объема инвестиционной программы). Аналогичные суммы предусмотрены на 2019 и 2020 гг.

В 2016 г. объем доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду сократился по сравнению с уровнем 2015 г. на 4,7 млрд руб. или 17%

В отчете аудитора Бато-Жаргала Жамбалнимбуева представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка эффективности администрирования Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в 2015-2016 годах платы за негативное воздействие на окружающую среду в целях реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года».

В отчете отмечается, что объем фактически собранных Росприроднадзором доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2016 г. по сравнению с уровнем 2015 г. сократился на 17% (с 26,8 до 22,1 млрд руб.). Одна из причин сокращения – изменения, внесенные в нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы определения размера платы за НВОС, в частности, исключение применения дополнительного коэффициента при исчислении платы за НВОС юрлиц, работающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях.

Кроме того, в утвержденный Правительством Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры госрегулирования в области охраны окружающей среды, не вошел ряд веществ, по отношению к которым ранее указанные меры применялись (например, сажа (углерод) и оксид железа, которые относятся к III классу опасности и оказывают существенное отрицательное влияние на здоровье человека). В результате только по 12 крупнейшим предприятиям Кемеровской области (ГРЭС, ТЭЦ) объем недополученных за 2016 г. доходов бюджетов бюджетной системы РФ от платы за выбросы 3,9 тыс. тонн сажи в атмосферный воздух составил 5,4 млн руб. (расчетно).

В Дальневосточном федеральном округе не обеспечено эффективное расходование средств на управление водными ресурсами

В отчете аудитора Бато-Жаргала Жамбалнимбуева представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка использования в 2014-2016 годах и истекшем периоде 2017 года государственных средств, направленных на организацию и функционирование комплексной системы управления водными ресурсами на территории Дальневосточного федерального округа и выполнение задач Водной стратегии Российской Федерации» (с Контрольно-счетной палатой Хабаровского края).

В отчете отмечается низкий уровень контроля со стороны Росводресурсов за расходованием средств федерального бюджета, направляемых регионам Дальневосточного федерального округа на организацию и функционирование комплексной системы управления водными ресурсами.

Проверка показала, что в Российском регистре отсутствует информация по 47 гидротехническим сооружениям (90,4% от 52), расположенным на территориях Хабаровского края и Магаданской области. 25 ГТС на территории ДФО эксплуатируются при отсутствии утвержденной декларации безопасности и разрешений на эксплуатацию. При этом восемь ГТС являются бесхозяйными (Магаданская область, Приморский и Хабаровский края), 4 из которых находится в Хабаровском крае. Работы по ним не проводятся.

Кроме того, проверкой установлено, что на территории Дальневосточного федерального округа почти половина объема водных ресурсов используется без приборов учета, что создает риски недопоступления в федеральный бюджет соответствующих доходов.

Наверх