РУС ENG 

В 2017 г. остатки средств бюджета Союзного государства увеличились почти на 40% и достигли 2,8 млрд руб.

13 Апреля 2018 г.

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела оперативный отчет о ходе исполнения бюджета Союзного государства за январь-декабрь 2017 г., подготовленный Счетной палатой совместно с Комитетом государственного контроля Республики Беларусь.

С сообщением выступила директор департамента Ирина Третьякова.

Анализ организации и исполнения бюджета Союзного государстве в 2017 г. в очередной раз выявил проблемы в качестве управления финансовыми ресурсами и в работе государственных заказчиков совместных программ и мероприятий Союзного государства.

В 2017 г. бюджет Союзного государства по доходам был исполнен в сумме 6,8 млрд руб. (100,9% к годовому объему доходов, предусмотренному уточненной сводной бюджетной росписью). Кассовое исполнение расходов составило 4,1 млрд руб. (84,6%), что является наихудшим показателем за последние четыре года. На 1 января 2018 г. остатки средств бюджета Союзного государства составили 2,8 млрд руб., увеличившись за 2017 г. на 38,1%.

Как было отмечено на Коллегии, превышение фактически поступивших доходов союзного бюджета над плановыми показателями в основном обусловлено поступлением не предусмотренных неналоговых доходов на общую сумму 58,1 млн руб. При это 98,5% этой суммы составили неустойки и штрафы (по госконтрактам, заключенным Минпромторгом России и Минсельхозом России в целях выполнения союзных программ «Разработка инновационных технологий и техники для производства конкурентоспособных композиционных материалов, матриц и армирующих элементов на 2012-2016 годы» и «Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура»), поступившие в рамках исполнения представлений Счетной палаты Российской Федерации.

Как и в предыдущие годы, Коллегия обратила внимание на недостаточный уровень планирования доходов, в частности, доходов ТРО Союза от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. По состоянию на 28 марта 2018 г. нормативный документ Союзного государства, определяющий порядок (методику) планирования неналоговых доходов бюджета Союзного государства в разрезе источников их поступления, Постоянным Комитетом не принят. При этом планируемые показатели поступлений доходов от деятельности ТРО Союза неуклонно растут: если в 2017 г. указанные доходы были запланированы в размере 1 млн руб., то в 2018 г. – уже 4,5 млн руб. или в 4,5 раза больше.

Проверка также показала, что расходы союзного бюджета осуществлялись неравномерно: почти 40% было исполнено в IV квартале 2017 г., что создает риски несвоевременной реализации программ и мероприятий Союзного государства.

Общий объем нераспределенных бюджетных средств, а также невостребованных распорядителями и получателями бюджетных ассигнований составил 749,3 млн руб., что более чем в три раза превышает аналогичный показатель 2016 г. Основной удельный вес в объеме неиспользованных бюджетных средств (91,3%) составляют остатки по разделу «Прочие расходы», что обусловлено поздним утверждением (в декабре 2017 г.) трех новых программ Союзного государства.

Наименьший уровень востребованности бюджетных ассигнований приходится на раздел «Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия», по которому не профинансировано 26,1% показателя уточненной сводной бюджетной росписи. По указанному разделу образовалось и самое низкое значение показателя кассового исполнения расходов (73,9%). Причина - крайне низкий уровень исполнения расходов сложившегося на территории Республики Беларусь по программе «Развитие системы гидрометеорологической безопасности Союзного государства» на 2017-2021 годы», (25,4%).

В целом только по пяти разделам функциональной классификации уровень исполнения превысил 99%. Использование средств в полном объеме осуществлено 5 из 24 главных распорядителей (получателей) средств бюджета Союзного государства (20,8%).

В 2017 г. кассовые расходы на реализацию девяти программ составили 2,3 млрд руб. или 98,9% показателя уточненной сводной бюджетной росписи, что является наилучшим показателем за последние три года (в 2015 г. – 98,4%, в 2016 г. – 96,8%). Вместе с тем фактический объем программных расходов и их удельный вес в общем объеме утвержденных бюджетных ассигнований с 2015 г. имеет тенденцию к снижению (в 2015 г. – 3,2 млрд руб. и 65,4%, в 2016 г. – 2,9 млрд. руб. и 61,3%, в 2017 г. – 2,3 млрд руб. и 56,6%). По сравнению с 2015 г. снижение составило 8,8 процентного пункта.

Проведенный анализ показал, что в 2017 г. в целом ни по одной из программ Союзного государства назначения в полном объеме не исполнены. При этом на территории Российской Федерации запланированные расходы произведены в полном объеме по пяти программам, по четырем - уровень исполнения составил 99% и выше. На территории Республики Беларусь уровень исполнения программ варьировался от 25,4% до 99,2%.

Кассовые расходы бюджета Союзного государства на реализацию 26 мероприятий составили 1,2 млрд руб. или 97,7% предусмотренного объема. В полном объеме в 2017 г. исполнены расходы по 7из 26 мероприятий (в основном на территории Российской Федерации). Самый низкий процент кассового исполнения сложился по мероприятию «Премирование в области литературы и искусства» (69,8%), а также по мероприятиям, посвященным Дню единения народов России и Беларуси (80,5%). Расходы по мероприятию «Спартакиада Союзного государства для детей и юношества» исполнены на 89%. По оставшимся 16 мероприятиям уровень исполнения варьировался от 90,4% до 99,7%.

Основные причины неисполнения - продолжительные сроки согласования смет расходов на проведение мероприятий, позднее открытие финансирования, длительные закупочные процедуры, несвоевременное представление подрядчиками счетов к оплате за выполненные работы (услуги), перенос на более позднее время реализации ряда мероприятий, позднее утверждение новых программ Союзного государства. Аналогичная ситуация с исполнением бюджета Союзного государства отмечалась и в предыдущие годы.

Коллегия приняла решение направить оперативный отчет в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России и Постоянный Комитет Союзного государства.


Материалы по теме

Наверх