РУС ENG 

Опубликован Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №5

31 Мая 2018 г.

Счетная палата Российской Федерации публикует Бюллетень №5 за 2018 г. В документе представлена информация о результатах: мониторинга реализации мер по господдержке автопромышленности в 2017 г.; мониторинга реализации мер по господдержке транспортного машиностроения в 2017 г.; мониторинга реализации мер по господдержке сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности в 2017 г.; мониторинга хода реализации инвестпроектов, включенных в инвестиционную программу открытого АО РЖД; мониторинга реализации мер по господдержке производства средств производства в 2017 г.; мониторинга реализации мер по господдержке легкой промышленности в 2017 г.; мониторинга реализации мер по господдержке машиностроения специализированных производств в 2017 г.; проверки целевого использования субсидий, выделенных в 2015-2017 гг. из федерального бюджета на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали; проверки организации таможенного контроля и соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования при экспорте леса, лесоматериалов в 2015-2016 гг. и за истекший период 2017 г.

Ниже можно ознакомиться с кратким содержанием отчетов, подготовленных Счетной палатой по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Полные версии документов размещены по ссылке.

Вклад продукции автопрома в ВВП в 2017 г. вырос к предыдущему году более чем на 25%

В отчете аудитора Счетной палаты Сергея Агапцова представлены результаты экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг реализации мер по государственной поддержке автомобильной промышленности как одной из приоритетных отраслей промышленности в 2017 году».

Российский рынок легковых автомобилей занимает пятое место в Европе, уступая Германии, Англии, Франции и Италии. Проверка показала, что по итогам 2017 г. продано 1,69 млн новых автомобилей, включая 1,48 млн легковых автомобилей.

Рост рынка к аналогичному периоду 2016 г. составил 13,2%. Доля всех автомобилей, произведенных в Российской Федерации, в продажах достигла 85,9%, а 10 наиболее продаваемых моделей легковых автомобилей произведены на территории Российской Федерации в режиме «промышленной сборки» с высоким уровнем локализации.

В отчете отмечается, что в 2017 г. вклад продукции автопрома в ВВП в составил 289,6 млрд руб. При этом показатель вклада продукции автопрома в ВВП в 2017 г. вырос к предыдущему году более чем на 25%. Таким образом, проведенное экспертно-аналитическое мероприятие показало, что автомобильной промышленности оказана системная поддержка со стороны государства.

За 2017 г. предприятиями транспортного машиностроения произведено 66,4 тыс. единиц продукции, что в 1,5 раза больше по сравнению с 2016 г.

В отчете аудитора Счетной палаты Сергея Агапцова представлены результаты экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг реализации мер по государственной поддержке транспортного машиностроения как одной из приоритетных отраслей промышленности в 2017 году».

Проверка показала, что в 2017 г. предприятиям отрасли за счет средств федерального бюджета оказана господдержка путем предоставления субсидий на общую сумму 6,75 млрд руб., что в 2 раза меньше объема господдержки, оказанной в 2016 г. (13,7 млрд руб.).

По данным Минпромторга России по итогам деятельности за 2017 г. предприятиями отрасли произведено 66,4 тыс. единиц продукции, что в 1,5 раза больше по сравнению с 2016 г. Отмечается значительный рост производства грузовых вагонов (в 1,6 раза) и пассажирских вагонов (в 1,5 раза). Незначительно снижены объемы производства локомотивов (на 1,3%) и транспортных средств для технического обслуживания или ремонта путей (на 2,6%).

Проверка показала, что объем экспорта российской промышленной несырьевой продукции в железнодорожном машиностроении за 2017 г. составил 467,9 млн доллара США, плановое значение показателя экспорта российской промышленной несырьевой продукции в железнодорожном машиностроении (370 млн доллара США), установленное паспортом приоритетного проекта «Международная кооперация и экспорт в промышленности», перевыполнено на 26,5%. По предварительным данным Минпромторга России, доля импорта за 2017 г. составила 3,5% при плане 16,5% (в 2016 г. доля импорта составила 3% при плане 18,5%).

Несмотря на рост производства продукции в сельскохозяйственном машиностроении, машиностроении для пищевой и перерабатывающей промышленности сохраняется высокий уровень импортозависимости

В отчете аудитора Счетной палаты Сергея Агапцова представлены результаты экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг реализации мер по государственной поддержке сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности как приоритетных отраслей промышленности в 2017 году».

В ходе проверки установлено, что расходы федерального бюджета, произведенные Минпромторгом России в 2017 г. на реализацию основного мероприятия по господдержке сельскохозяйственного машиностроения, составили 11,86 млрд руб., что на 94% выше уровня 2016 г. Кроме того, в 2017 г. предприятиям сельскохозяйственного машиностроения и машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности предоставлялась финансовая поддержка за счет субсидий, которые не носили отраслевой направленности, на общую сумму 289,3 млн руб.

Значительная господдержка производителей сельскохозяйственной техники оказана в 2017 г. Минсельхозом России путем предоставления им субсидии из федерального бюджета на общую сумму 15,7 млрд руб.

Установленная за последние два года система государственной поддержки производителей сельскохозяйственной техники привела к росту объемов производства машин и оборудования для сельского хозяйства, увеличению экспортных поставок. За 2017 г. производство сельхозтехники возросло на 21% и составило 107,2 млрд руб., экспорт вырос на 16,2% и составил 7,9 млрд руб. Несмотря на рост производства продукции, в отраслях сохраняется высокий уровень импортозависимости. Так, в 2017 г. доля импорта в потреблении продукции машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности выросла на 4,4% по сравнению с 2015 г. и составила по предварительной оценке 77%, продукции сельскохозяйственного машиностроения – на 7,7% и составила 54,3%.

Объем средств федерального бюджета, направленных на реализацию инвестиционной программы ОАО РЖД в 2017 г., превысил потребность компании в бюджетном финансировании на 46,6 млрд руб.

В отчете аудитора Счетной палаты Валерия Богомолова представлены результаты экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг хода реализации инвестиционных проектов, включенных в инвестиционную программу открытого акционерного общества «Российские железные дороги», финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета».

В ходе проверки установлено, что общий объем средств федерального бюджета, направленных на реализацию инвестиционной программы открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в 2017 г., превысил потребность Компании в бюджетном финансировании на 46,6 млрд руб.

Реализация мероприятий инвестиционной программы ОАО «РЖД» направлена на достижение соответствующих показателей ФЦП «Развитие транспортной системы». Несмотря на ежегодное сохранение уровня расходов федерального бюджета на финансирование инвестиционной программы ОАО «РЖД», установленные значения ряда соответствующих показателей снижаются.

По итогам 2017 г. не достигнуты значения следующих индикаторов ФЦП «Развитие транспортной системы»: пассажирооборот (фактический – 122,8 млрд пасс. км, установленный – 123,6 млрд. пасс. км); объем перевозок контейнеров в 20-фунтовом эквиваленте (фактический - 3,9 млн т., установленный – 4,4 млн т.); объем перевозок грузов в транзитном сообщении (фактический – 21,6 млн т., установленный – 38,1 млн т.). Кроме того, введено в эксплуатацию 73,1 км дополнительных главных путей при установленном значении – 146,2 км.

Отмечается низкий уровень планирования объема финансовых средств на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали в рамках ФЦП «Жилище» на 2015-2020 гг.

В отчете аудитора Счетной палаты Юрия Росляка представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка целевого использования субсидий, выделенных в 2015-2017 гг. из федерального бюджета на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали в рамках ФЦП «Жилище» на 2015-2020 гг., результативности реализации комплекса мер по обеспечению жилыми помещениями лиц, которым в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали было предоставлено временное жилье, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 18 января 2014 г. № 28-р, а также хода завершения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 г.».

Проверка показала, что ФЦП «Жилище» на 2015-2020 гг. предусматривалось предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам Республики Бурятия, Забайкальского края, Амурской и Иркутской областей на переселение из ветхого и аварийного жилищного фонда 1,62 тыс. семей граждан, проживающих в зоне Байкало-Амурской магистрали, или только около 16% числа семей данной категории, нуждающихся в переселении (9,89 тыс. семей).

Такое существенное уменьшение в 2015-2017 гг. целевых показателей ФЦП «Жилище» на 2015-2020 гг. по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне БАМа и объемов финансирования ФЦП «Жилище» на 2015-2020 гг. на указанные цели (с 7,01 млрд руб. до 4,36 млрд руб.) свидетельствует о недостаточном качестве проведенных мероприятий по признанию такого жилищного фонда аварийным, а также о низком уровне планирования необходимого объема финансовых средств, особенно за счет бюджетов регионов.

В отчете отмечается, что всего в 2015-2017 гг. из ветхого и аварийного жилья в зоне БАМа расселены 1023 семьи или 114,9% запланированного целевого показателя ФЦП «Жилище» на 2015-2020 гг., в том числе: в Иркутской области – 154 семьи, в Амурской области – 162 семьи, Забайкальском крае – 61 семья и Республике Бурятия – 646 семей.

На 1 января 2018 г. не завершена реализация предусмотренных 13 мероприятий по импортозамещению продукции в отрасли легкой промышленности

В отчете аудитора Счетной палаты Сергея Агапцова представлены результаты экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг реализации мер по государственной поддержке производства средств производства как одной из приоритетных отраслей промышленности в 2017 году».

В отчете отмечается, что основные меры господдержки осуществляются в рамках мероприятия «Развитие легкой и текстильной промышленности» подпрограммы «Развитие легкой и текстильной промышленности, народных художественных промыслов, индустрии детских товаров» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

В 2017 г. по сравнению с 2016 г. механизмы оказания господдержки предприятий отрасли изменились, при этом расходы федерального бюджета на развитие легкой и текстильной промышленности в 2017 г. по сравнению с 2016 г. увеличились в 1,36 раза и составили 2,9 млрд руб. По данным Росстата, в 2017 г. оборот организаций по видам деятельности, относящимся к легкой промышленности, составил 471,3 млрд руб., что на 8,7% превышает аналогичный показатель 2016 г. (433,6 млрд руб.).

В 2014 г. в отрасли легкой промышленности сложился один из наибольших уровней импортозависимости (77%). Отраслевым планом мероприятий по импортозамещению продукции в отрасли легкой промышленности Российской Федерации предусмотрена реализация проектов по 35 технологическим направлениям, из них со сроками завершения реализации в 2016 г. – 7, в 2017 г. – по 6 направлениям. Проверка показала, что по состоянию на 1 января 2018 г. реализация мероприятий ни по одному из направлений, включенных в отраслевой план, не завершена.

Рост объемов производства строительно-дорожной техники в 2017 г. по сравнению с 2015 г. составил 30%

В отчете аудитора Счетной палаты Сергея Агапцова представлены результаты экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг реализации мер по государственной поддержке машиностроения специализированных производств как приоритетной отрасли промышленности в 2017 г.».

В отчете отмечается, что в 2017 г. предприятиям отрасли за счет средств федерального бюджета оказана господдержка путем предоставления 4 видов субсидий в объеме 5,7 млрд руб., что в 3,6 раза больше объема господдержки, оказанной в 2016 г. (1,6 млрд руб.).

Влияние оказанной государственной поддержки отрасли за последние 2 года характеризуется ростом производства отдельных видов продукции отрасли. Так, по данным Росстата, в 2017 г. увеличилось производство отдельных видов продукции по сравнению с 2015 г.: машин для городского и коммунального хозяйства - на 4,9%, бульдозеров - на 4,3%, автомобилей и самосвалов, предназначенных для использования в условиях бездорожья - на 13,3%, катков дорожных - в 3,5 раза.

По данным Минпромторга России, рост объемов производства строительно-дорожной техники в 2017 г. (32,5 млрд руб.) по сравнению с 2015 г. (25 млрд руб.) составил 30%. Кроме этого, объем экспорта отечественной строительно-дорожной и коммунальной техники в 2017 г. (5,1 млрд руб.) по сравнению с 2015 г. (1,4 млрд руб.) увеличился в 3,6 раза. Импорт строительно-дорожной и коммунальной техники в стоимостном выражении за 2017 г. составил 126,7 млрд руб., что в 2,3 раза больше, чем в аналогичном периоде 2015 г. (56,1 млрд руб.).

Экспорт леса и лесоматериалов осуществляется с многочисленными нарушениями

В отчете аудитора Счетной палаты Сергея Штогрина представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка организации таможенного контроля и соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования при экспорте леса, лесоматериалов, правильности исчисления и полноты уплаты таможенных платежей в 2015-2016 годах и за истекший период 2017 года (при необходимости в более ранний период)».

В отчете отмечается, что действующие меры таможенно-тарифного регулирования в сфере экспорта леса не в полной мере обеспечивают переориентацию отечественной промышленности на выпуск готовой высококачественной продукции из лесоматериалов. Экспорт российских необработанных лесоматериалов, используемых в странах-импортерах как сырье для производства готовой продукции, по-прежнему продолжается в значительных объемах. В 2017 г. доля экспорта обработанных лесоматериалов по отношению к необработанным по сравнению с уровнем 2015 г. (48,5%) выросла незначительно и составила 53,2%.

В связи с решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 2 июня 2015 г. № 85 и Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 г. ЕАЭС № 101 об изменении кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) федеральные органы исполнительной власти должны были обеспечить внесение соответствующих изменений в постановления Правительства Российской Федерации*. Однако до 20 марта 2018 г. актуализация кодов ТН ВЭД ЕАЭС не была осуществлена. Как следствие, неприведение постановлений Правительства РФ в соответствие с решениями Коллегии и Совета Евразийской экономической комиссии в части кодов ТН ВЭД ЕАЭС привело к многочисленным нарушениям таможенного законодательства.

Так, в двух таможнях осуществлялось оформление экспортируемых товаров 44 группы ТН ВЭД ЕАЭС по кодам, не действующим с 1 января 2017 г. В регионе деятельности Карельской и Находкинской таможен, несмотря на вступление в силу новой редакции ТН ВЭД ЕАЭС, с 1 января 2017 г. осуществлялся выпуск товаров, в отношении которых в декларациях на товары заявлялся недействующий классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС. За 2017 г. в ходе выборочной проверки было установлено 398 случаев неправильной классификации товаров. Взимание экспортных пошлин осуществлялось в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 754, общая сумма взысканной вывозной таможенной пошлины составила 101,4 млн руб.

Наверх