РУС ENG 

Несмотря на господдержку, проблемы моногородов эффективно не решаются

12 Сентября 2018 г.

Государство пока не смогло найти эффективных способов решения проблем моногородов: по-прежнему продолжается отток трудоспособного населения,
а утвержденный в 2014 году перечень монопрофильных муниципальных образований не актуален. Такие основные выводы сделала Счетная палата по итогам проверки эффективности реализации в 2016-2017 гг. приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов» на примере Кировской области.

«Действующий перечень моногородов включает 319 населенных пунктов. При этом по оценке Минэкономразвития, из него уже можно исключить 107 городов, утративших признаки монопрофильности в связи с уменьшением числа работающих на градообразующих предприятиях и оттоком населения. Только за два года численность трудоспособного населения в моногородах сократилась на 365,6 тыс. человек», - сообщил в ходе своего выступления на Коллегии аудитор Сергей Агапцов.

На реализацию Приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов»* на период 2017-2020 гг. предусмотрено 25,3 млрд руб. В 2017 г. расходы исполнены в сумме 4,4 млрд руб., то есть всего на 39,1%. При этом, несмотря на низкий уровень освоения средств, наблюдается значительное перевыполнение плановых значений отдельных показателей.

Так, по данным отчета об итогах реализации Приоритетной программы, в 2017 г. было создано 253,4 тыс. рабочих мест при плановом значении 85 тыс., а объем привлеченных инвестиций составил около 1,5 трлн руб., что более чем в 30 раз выше плановых значений. «Если исходить из представленных данных, то цель Приоритетной программы по созданию к концу 2018 года 230 тыс. новых рабочих мест была достигнута еще в начале года. Однако объективность и достоверность достигнутых показателей вызывает сомнение, так как, например, при подсчете созданных рабочих мест учитывались и временные места и места, созданные независимо от мероприятий программы, - пояснил аудитор.

В качестве примера аудитор привел Кировскую область, где, согласно отчетности, в 11 моногородах было создано 4 186 рабочих мест (147% планового значения 2017 г.). При этом более 40% составляли временные рабочие места для несовершеннолетних граждан. Фактически же только в 5 моногородах региона (Белая Холуница, Кирс, Красная Поляна, Луза, Стрижи) уровень безработицы превышает среднероссийский показатель и показатель Кировской области в два и более раза. Численность населения, выбывшего с территории моногородов Кировской области, на 7,2 тыс. человек превышает количество прибывших.

На момент проверки Фонд развития моногородов** заключил 29 соглашений с регионами о софинансировании расходов по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционных проектов на сумму 14,3 млрд руб. На 1 января 2018 г. получено разрешение на ввод в эксплуатацию 30 объектов в 13 моногородах. Однако 16 из них до сих пор не эксплуатируются.

Счетная палата обратила внимание на ненадлежащее исполнение регионами принятых обязательств, что создает предпосылки для расторжения соглашений и применения к регионам финансовых санкций. Так, из-за невыполнения обязательств по привлечению инвесторов при строительстве объектов промышленного парка в Надворицах было расторгнуто соглашение с Правительством Республики Карелия. «На строительство парка Республике было направлено 255,1 млн руб. Объекты введены в эксплуатацию еще в декабре 2017 г., однако до сих пор инвесторами не востребованы. Рабочие места не созданы, инвестиции не привлечены. В результате Фонд уведомил Правительство Республики Карелия о расторжении соглашения и необходимости возврата средств», - сообщил аудитор.

Похожая ситуация сложилась и в Кировской области, с Правительством которой Фонд заключил соглашение о софинансировании реконструкции канализационно-очистных сооружений в г. Луза. Расходы по данному объекту составили в общей сложности 113,5 млн руб., в том числе средства Фонда в размере 107,8 млн руб. (субсидия из федерального бюджета). Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию было получено еще в декабре 2016 г. Однако до настоящего времени объект не используется ни населением, ни предпринимателями. В результате инвестиции не привлечены, а рабочие места не созданы.

Подводя итоги проверки, Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин поставил под сомнение эффективность реализации Программы. «У меня нет ощущения эффективности этой программы. То, что я вижу, - это не то, что может помочь моногородам определить их судьбу. Это не работает на их развитие или сворачивание. Мы не принимаем решения окончательного и тащим их, даже если нет перспектив», - заключил он.

Коллегия приняла решение направить информационное письмо НК «Фонд развития моногородов», отчет – в палаты Федерального Собрания, Контрольное управление Президента Российской Федерации, Минэкономразвития России и КСП Кировской области.

Справочная информация:

* Финансовое обеспечение Приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов» предусмотрено в виде субсидии из федерального бюджета Фонду развития моногородов в рамках подпрограммы «Инвестиционный климат» госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика».

** В 2014-2017 гг. на финансирование Фонда развития моногородов из федерального бюджета было выделено 21,2 млрд руб. Кассовое исполнение расходов составило 11,9 млрд руб. (56,2%). В связи с отсутствием потребности в субсидии в федеральный бюджет возвращено 3,3 млрд руб. На 1 января 2018 г. остаток субсидии составлял 6 млрд руб., из них в январе-августе 2018 г. (по оперативным данным) израсходовано 1,9 млрд. руб. На 2018 г. Фонду предусмотрено еще 3,6 млрд руб. Однако на 1 сентября 2018 г. соглашение о предоставлении субсидии между Минэкономразвития России и Фондом не заключено.


Материалы по теме

Наверх