РУС ENG 

Счетная палата отмечает риски недостижения ожидаемых результатов ФЦП «Охрана озера Байкал»

29 Ноября 2018 г.

Счетная палата совместно с КСО Иркутской области и Республики Бурятия проверила реализацию федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы» в 2015-2018 гг. Государственный заказчик-координатор ФЦП – Минприроды России.

Несмотря на то, что за 2015-2017 гг. и 9 месяцев 2018 г. государственные заказчики Программы израсходовали на ее реализацию 8,4 млрд руб., экологическая обстановка в районе озера Байкал не только не улучшилась, но продолжает ухудшаться, что создает риски недостижения целей ФЦП.

«Минприроды России не обеспечило надлежащую координацию деятельности государственных заказчиков ФЦП. Финансовые ресурсы и целевые индикаторы ФЦП между собой не увязаны, достоверность установленных индикаторов не подтверждена. Средства, выделенные на ее реализацию, расходуются зачастую без достижения ожидаемого результата», – сообщил на Коллегии директор департамента Счетной палаты Сергей Нероев.

Согласно отчетности, из 9 показателей ФЦП в 2015 г. не достигнуто 6, в 2016 г. – 7, а в 2017 г. – 4. При этом в 2017 г. два показателя выполнены за счет корректировки их значений под фактически ожидаемые.

Основная причина недостижения показателей – несоблюдение сроков ввода в эксплуатацию объектов ФЦП: в 2014-2017 гг. из 17 объектов в срок были введены только 5.

К примеру, ежегодное невыполнение показателя, характеризующего охват Байкальской природной территории государственным экологическим мониторингом, связано с затягиванием более чем на 3 года ввода в эксплуатацию научно-исследовательского судна Росгидромета (с 2015 г.).

Ежегодно не достигался показатель сокращения объемов непереработанных и не размещенных на полигонах отходов. Из четырех запланированных полигонов три введены в эксплуатацию, но не функционируют, один не достроен. При этом использованы средства федерального бюджета в сумме 232,2 млн руб. Вместе с тем, по данным Росприроднадзора, на начало 2018 г. обеспеченность Иркутской области и Республики Бурятия полигонами крайне низкая, нет ни одного объекта переработки твердых коммунальных отходов. «Отсутствие полигонов и мощностей по переработке отходов на фоне ежегодного увеличения их объема создает риски роста несанкционированных свалок на Байкальской природной территории», – отметил Сергей Нероев.

Сохраняются риски, что не будут достигнуты результаты мероприятий ФЦП по ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов, загрязняющих воды р. Селенга и экологических последствий деятельности Джидинского вольфрамо-молибденового комбината (г. Закаменск). Несмотря на то, что за период с 2012 по 2018 г. на их реализацию было израсходовано 1,3 млрд руб, по данным Росприроднадзора и Роспотребнадзора, содержание нефтепродуктов в воде р. Селенга по состоянию на май 2018 г. в 7,7 раз превышает фоновую пробу, а химические вещества, содержащиеся в воздухе г. Закаменска, представляют угрозу здоровью его жителей, увеличивая число болезней органов дыхания, центральной нервной системы, системы крови, почек и эндокринной системы.

Крайне сложно реализуется еще одно ключевое мероприятие ФЦП - ликвидация негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. С 2013 по 2015 г. на его реализацию было выделено почти 2,9 млрд руб. В 2016 г. средства практически в полном объеме были возвращены в федеральный бюджет, за исключением 131 млн руб., израсходованных на проектную документацию, которую в результате невозможно использовать, так как она нуждается в корректировке. Несмотря на это, в 2017 – 2018 гг. бюджету Иркутской области на выполнение указанного мероприятия вновь выделена субсидия в сумме 1,3 млрд руб.

Кроме того, не имея откорректированной проектной документации, Минприроды Иркутской области заключило с АО «Росгеология» госконтракт на выполнение работ по ликвидации последствий негативного воздействия Комбината на сумму 5,9 млрд руб. Однако, если учесть, что технология ликвидации отходов до настоящего времени не определена, цена госконтракта не может считаться обоснованной.

«Таким образом, мероприятие, которое реализуется с 2013 г. и должно быть завершено к 2020 г., фактически еще даже не начиналось. При этом были необоснованно отвлечены средства федерального бюджета в сумме 4 млрд руб., оплачена проектная документация, которая не подлежит применению, а ее корректировка потребует дополнительного времени и средств», – констатировал Сергей Нероев.

Заместитель Министра природных ресурсов Иван Валентик согласился с выводами Счетной палаты: «Действительно, должный механизм координации между всеми участниками ФЦП отсутствовал, что, наверное, стало причиной недостаточно эффективного результата в части достижения показателей. 

В этой связи приняты определенные меры – в частности, создано в Минприроды России координирующее подразделение, которое будет заниматься мониторингом реализации ФЦП». Представитель Минприроды также пообещал внимательно проработать предложения Счетной палаты в части корректировки показателей ФЦП. «Мы свяжем их с теми целевыми показателями, которые сегодня у нас подготовлены в рамках федерального проекта «Сохранение озера Байкал». Это пять показателей, и они измеримы, с нашей точки зрения», – подчеркнул он.

Коллегия приняла решение направить: представления в Минприроды России и Минстрой России; обращение - в Генеральную прокуратуру; информационные письма – в Правительство Российской Федерации, правительства Иркутской области и Республики Бурятия. Отчет о результатах проверки будет направлен в палаты Федерального Собрания.


Ранее проверку по  тематике охраны Байкала Счетная палата проводила в 2015 г. - проверка использования средств федерального бюджета и федерального имущества, выделенных на охрану озера Байкал и развитие Байкальской природной территории в 2013-2014 годах и истекшем периоде 2015 года


Материалы по теме

Наверх