РУС ENG 

Обсуждаем проблемы региональных бюджетов, госзакупок и финконтроля – аудиторы Счетной палаты приняли участие в Гайдаровском форуме

17 Января 2019 г.

В этом году национальные проекты стали одной из важнейших тем Гайдаровского форума. Их перспективы в региональном разрезе осветил аудитор Счетной палаты Юрий Росляк во время экспертной дискуссии «Финансовое участие регионов в достижении национальных целей развития». По его словам, для успешной реализации национальных проектов нужно учитывать индивидуальные характеристики регионов при распределении субсидий.

MG_7061.jpg

В свою очередь регионы должны оценивать не только прямые расходы, которые субсидируются из федерального бюджета. Они должны прогнозировать все траты, направленные на достижение показателей эффективности нацпроектов. «Эти расходы нельзя выровнять по какой-либо методике, они характерны для конкретных условий реализации программы на территории субъекта и должны быть обеспечены в режиме проектного метода управления», - уточнил аудитор. Данный метод предполагает учет всех запланированных мероприятий и необходимых ресурсов. Юрий Росляк напомнил, что в 2004 году Президент поручил сформировать реестр расходных обязательств, в котором должны быть расписаны все действующие полномочия, а также расходы на реализацию программ. На сегодняшний день реестр создан, но не задействован в полной мере. 

Подводя итог, аудитор отметил, что для обеспечения сбалансированности бюджета необходимо совершить переход от ручного управления к принятию системных решений. «Должна быть сформирована система, которая справедливо, прозрачно и понятно распределяет ресурсы для субъектов федерации», - заявил он.

О проблемах эффективности, но уже государственных закупок на дискуссии «Мир закупок: перезагрузка» рассказал аудитор Счетной палаты Максим Рохмистров.

SPR_0614.JPG

По его словам, один из главных вопросов развития системы государственного и корпоративного заказа – обеспечение конкуренции на торгах. «Мы не дотягиваем по общему объему до 2 заявок на лот. Даже в среднем, - заявил аудитор. - Это огромный резерв, который, к сожалению, пока недостаточно используется».

Сравнивая показатели государственных и корпоративных закупок, аудитор отметил, что работа по 44-ФЗ эффективней: «В целом в 44-ФЗ уровень конкуренции выше. Несмотря на его сложность, зарегулированность, туда люди идут и принимают участие, потому что они чувствуют свою защищенность».

Более сложная ситуация сложилась в корпоративном заказе по 223-ФЗ: «55,7% - прочие способы закупки. Это фактически закупка у одного поставщика, закамуфлированная разными придуманными способами. 9% - это аукцион». «Доверия нет, люди не идут, или конкуренцию ограничивают искусственно. И в том, и в ином случае это не полезно государству. А самое главное — подрывает доверие у граждан к государственным институтам», - добавил Максим Рохмистров.

Отдельно аудитор остановился на необходимости цифровизации госзакупок. «Сегодня автоматический контроль невозможен. Мы пока говорим не о цифровизации, а об электронизации. Потому что автоматический контроль, когда ты видишь всю состоявшуюся процедуру, не работает. В электронной форме отсутствуют блоки, по которым можно сделать выводы», - заявил он.

О необходимости внедрения цифровых технологий, но уже для повышения эффективности финансового контроля, заявила аудитор Счетной палаты Татьяна Блинова. По ее словам, при разработке информационных система в них необходимо предусмотреть инструментарий повышения эффективности внутреннего и внешнего аудита, возможность предварительного контроля.

«Совокупность требований, которым должны соответствовать информационные системы,  может существенно повысить эффективность аудита», - отметила Татьяна Блинова на дискуссии «Новый стандарт финансового контроля и государственного аудита в России: прозрачность и превентивность».

SPR_0562.JPG

По мнению аудитора, новые технологии должны упростить переход к стратегическому аудиту. «Мы не только должны оценить результат. Но мы должны оценить достижимость этого результата и те меры, которые предпринимаются: насколько они достаточны, способны привести к достижению цели. На ранней стадии выявить риски и недостатки, предложить способы их устранения», - резюмировала Татьяна Блинова.

 

Наверх