РУС ENG 

Государственный аудит становится стратегическим

18 Января 2019 г.

На площадке X Гайдаровского форума в рамках панельной дискуссии руководители высших органов аудита России, Индонезии, Китая, Австрии, США и Финляндии обсудили новые подходы к государственному аудиту, который должен не только выявлять нарушения, но, прежде всего, помогать правительству преодолевать проблемы, возникающие в процессе достижения национальных целей. Ранее Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин говорил, что через шесть лет стратегический аудит должен составить более 50% от всей работы ведомства.

Благодаря новому подходу расширяется функционал контрольного органа, но это также требует изменения его роли и связан с большими затратами времени и необходимостью развития специальных навыков. «Здесь главное – не перейти за черту профессиональных полномочий», – предупредил аудитор Счетной Палаты Дмитрий Зайцев в рамках дискуссии «Стратегический аудит: как высшие органы аудита оценивают достижения национальных целей».

По его мнению, аудитор должен направлять не политику, а профессиональную дискуссию по повестке развития государства. «Мы должны говорить не об аудите, а о консультационной функции, которая базируется на принципе независимости, на доказательной базе, основанной на данных проверок, высоком профессионализме, глубоком аналитическом подходе и экспертном мнении», - отметил Дмитрий Зайцев (Презентация доступна по ссылке).

18012018-2.JPG

К такой модели взаимодействия контрольных органов и государства подходят аудиторы и в других странах. В Китае государственный аудит меняется вслед за новой государственной стратегией и должен обеспечить ее выполнение. «Нам нужно перестроить структуру и систему нашего национального аудита, чтобы она была лучше встроена в общецивилизационный контекст, увязала работу с другими министерствами, департаментами», - пояснил директор Департамента по аудиту образования, науки, культуры и здравоохранения Национального контрольно-ревизионного управления КНР Цхуэй Дженлун (Презентация доступна по ссылке).

В США среди главных функций аудитора называют оценку долгосрочного прогноза развития государства. «Нужно предупредить о потенциальных рисках в долгосрочной перспективе, иначе сложностей не избежать», - считает исполнительный директор по стратегическим вопросам Государственного контрольного управления США Кристофер Джозеф Мим. «Мы должны сообщать о том, какие нас ждут последствия, если не будут приняты соответствующие решения. Мы говорим о стареющем населении, о бюджетном дефиците, который растет с каждым годом», - заявил он.

Другой вопрос — как сделать так, чтобы к этим прогнозам и рекомендациям прислушались. В Финляндии, например, делают ставку на средства массовой информации. «Мы можем использовать СМИ для того, чтобы освещать результаты наших расследований. Это важный инструмент для привлечения внимания к нашим рекомендациям», - пояснил заместитель генерального аудитора Государственного контрольно-ревизионного управления Финляндской Республики Марко Манникко (Презентация доступна по ссылке)

18012018-3.JPG

В Индонезии законодательно прописана обязанность властей прислушаться к рекомендациям государственных аудиторов. «Если Правительство или ведомство, которое получает рекомендации, не исполняет их, мы можем подать на них в суд. Правда, мы не используем этот инструмент, рекомендации исполняются», - рассказал  Председатель Управления по аудиту Республики Индонезия Моермахади Сурджа Джанегара. 

Глобальная реформа подходов к государственному аудиту только началась. Многим странам предстоит определить основные критерии и сценарии стратегического контроля. В Счетной палате Российской Федерации также идет активная работа в этом направлении. Контрольные мероприятия в рамках стратегического аудита позволят максимально эффективно использовать национальные проекты. 

Поиск подходов к стратегическому аудиту продолжится в сентябре 2019 года в Москве на XXIII конгрессе ИНТОСАИ, крупнейшем международном форуме государственного аудиторского общества.


Материалы по теме

Наверх