РУС ENG 

Вопросы соцподдержки работников ликвидированных угольных предприятий недостаточно проработаны

8 Февраля 2019 г.

Счетная палата проверила расходование средств, направленных в 2015-2018 гг. на проведение мероприятий по реструктуризации угольной промышленности*.

Проверка показала, что масштабные мероприятия по структурным преобразованиям отрасли в основном завершены. В результате реструктуризации государственных угольных предприятий не осталось. «Вместе с тем, несмотря на уменьшение количества угольных предприятий, производственные показатели деятельности отрасли, в том числе по объемам добычи угля и производительности труда, ежегодно растут», - заявил в ходе выступления на Коллегии аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов.

В 2015-2018 гг. на проведение реорганизационных мероприятий было направлено 13,5 млрд руб. В приоритетном порядке финансировались расходы социального характера, в том числе на переселение граждан, выдачу бесплатного пайкового угля и др.

При этом вопросы социальной поддержки недостаточно проработаны в документах стратегического и отраслевого планирования.

Так, в Госпрограмме «Энергоэффективность и развитие энергетики» не предусмотрено основное мероприятие по социальной поддержке работников ликвидированных угольных предприятий. Не установлены целевые показатели мероприятий по устранению негативных последствий реструктуризации отрасли и закрытия шахт, а также предоставлению бесплатного пайкового угля.

В Программе развития угольной промышленности России до 2030 года не определены показатели численности получателей по направлениям соцподдержки и их динамика. Это не позволяет оценить степень реализации мер социальной помощи и определить сроки завершения мероприятий.

В Правилах предоставления межбюджетных трансфертов на приобретение жилья администрациям шахтерских городов и поселков не установлена обязанность муниципалитетов по разработке регламента составления списков и установления очередности. «В результате непрозрачная процедура формирования списков приводит к жалобам граждан и обращениям в суды различных инстанций», - подчеркнул аудитор.

Отсутствуют законодательные нормы по определению порядка выплаты дополнительного пенсионного обеспечения, не издана методика по установлению норм выдачи пайкового угля гражданам, у которых кухни оборудованы растапливаемыми углем очагами.

Проверка также показала, что мероприятия по ликвидации последствий ведения горных работ проводятся неэффективно. Так, из 50 разработанных проектов ликвидации не проведены работы по 16 проектам на общую сумму 122 млн руб., в том числе в городах Шахты, Новошахтинск и Донецк (реконструкция и капремонт 3 общеобразовательных школ, 3 домов культуры и драмтеатра).

«В результате из-за длительного отсутствия работ на объектах 27 проектов пришлось корректировать, что повлекло дополнительные бюджетные расходы в размере 125 млн руб.», - отметил Валерий Богомолов.

По итогам проверки Счетная палата рекомендовала Минэнерго доработать госпрограмму, а также нормативные документы по дополнительному пенсионному обеспечению и предоставлению пайкового угля бывшим работникам ликвидированных предприятий.

Заместитель Министра энергетики Анатолий Яновский поблагодарил Счетную палату за глубокий анализ деятельности Министерства и заверил, что Минэнерго учтет замечания и предложения контрольного ведомства.

При этом он обратил внимание, что выделяемых бюджетных ассигнований недостаточно для завершения всего объема технических работ по ликвидации организаций угольной промышленности и выполнению социальных обязательств до 2020 года. «Мы не раз заявляли о дополнительной потребности на мероприятия по завершению реструктуризации угольной отрасли. В настоящий момент Минэнерго занимается актуализацией Программы развития угольной промышленности России до 2030 года. Доработка документа завершится к октябрю 2019 года. При этом в госпрограмме «Энергоэффективность и развитие энергетики» уже сейчас определены количественные показатели по бесплатному пайковому углю, дополнительному пенсионному обеспечению, переселению граждан из опасного жилья. Кроме того, Минэнерго готовит предложения в Правительство Российской Федерации по изменению действующего законодательства, которые позволят закрепить за Министерством полномочия по разработке и утверждению нормативных документов, регламентирующих порядок расчета размера дополнительной пенсии и предоставления бесплатного пайкового угля. По факту внесения таких изменений все необходимые нормативно-правовые акты будут обновлены и утверждены», - сказал Анатолий Яновский.

Коллегия приняла решение направить информационное письмо в Правительство Российской Федерации и представление в Минэнерго России. Отчет будет направлен в палаты Федерального Собрания.

Справочная информация:

*В 2015-2018 гг. мероприятия по реструктуризации отрасли проводились в рамках Программы развития угольной промышленности России до 2030 года. Финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета в рамках госпрограммы «Энергоэффективность и развитие энергетики».


Материалы по теме

Наверх