РУС ENG 

Счетная палата: для полной реализации госгарантий в отношении сирот необходимы эффективные управленческие решения

29 Марта 2019 г.

Проблема обеспечения детей-сирот жильем - одно из приоритетных для Счетной палаты направлений контроля и реагирования. Свои предложения Счетная палата обсудила с главами и представителями 11 субъектов Федерации, в которых сложилась наиболее непростая ситуация по обеспечению жильем сирот.

«На 1 января 2019 года в реестр в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями включено почти 270 тыс. лиц из числа сирот. Из них достигли 18 лет и не обеспечены жильем – почти 175 тыс. человек, около 40% из которых приходится на долю 13 регионов», - такую статистику привел Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин.

С 1 января 2018 года единый учет сведений об обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в государственном банке данных не ведется. Данная работа прекращена в связи с введением в эксплуатацию единой государственной информационной системы социального обеспечения – ЕГИССО, которая, как отметила аудитор Светлана Орлова, «пока не позволяет осуществлять мониторинг за тем, как реализуются законодательно установленные дополнительные гарантии прав сирот». Минтруд вместе с Минпросвещения прорабатывают возможности совершенствования ЕГИССО в этой части.

«Порядок взаимодействия регионов по обмену сведениями, в том числе обмен сведениями, подтверждающими наличие или отсутствие закрепленного за сиротой жилого помещения, а также сведениями о сохранности жилья, Правительством не принят. А в это время закреплённое жилье продолжает «теряться». В очереди появляются новые сироты, которым нужны квартиры», - уточнила Светлана Орлова.

Необходимо провести аудит государственного управления в сфере реализации дополнительных гарантий в отношении сирот, определить объем государственных обязательств в денежном и строительном (кв.м) выражении и сформировать «дорожную карту» по их погашению. Регионы в свою очередь смогут определить конкретную дату, с которой сиротам будет предоставляться жилье в плановом режиме.

О необходимости создать единую базу данных говорят и регионы. Заместитель Председателя Правительства Красноярского края Анатолий Цыкалов отметил, что такая база «позволит оперативно формировать пакет документов, чтобы поставить детей-сирот на очередь. Сегодня для этого необходимо запрашивать документы – это длительная процедура. С учетом того, что отменили с 1 января бесплатную выдачу справок, приходится терять на это много времени и затрачивать денежные средства. Кроме того, край постоянно сталкивается с сотнями дополнительных запросов на жилье от детей-сирот, которые приезжают из соседних регионов на заработок».

С 2013 года претендовать на жилье может любой гражданин из числа детей-сирот, который к 18 годам своего жилья не имел и впоследствии не получил. Такое расширение нормы привело к массовым искам со стороны граждан старше 23 лет. За 6 лет в регионах сформировалась целая очередь претендующих на жилье.

«Уже более 950 судебных решений, которые образовали отдельную очередь и фактически в течение года – на сегодняшний день - предоставляются квартиры только по решению суда. Соответственно, очередь детей, которые не обращались в суд, не продвигается», - сообщила заместитель Председателя Правительства Алтайского края Ирина Долгова.

Несвоевременное исполнение решений судов карается миллиардными штрафами. Так, в 2018 году Приморский край выплатил 1,2 млрд рублей. Этой суммы региону хватило бы на покупку квартир для 16% сирот–очередников.

Но кроме этого есть и другие проблемы, которые влияют на обеспечение жильем сирот: не обеспечивается сохранность закреплённого за ними жилья, в регионах недостаточно качественных жилых помещений соответствующих установленным нормативам, не используется простаивающий фонд иных ведомств.

Один из вариантов решения Счетная палата видит в предоставлении сиротам старше 28 лет жилищных сертификатов. Их можно будет использовать для покупки квартиры, улучшения жилищных условий, а также погашения ипотеки. Сертификат можно «отвязать» от региона прописки сироты и использовать в любом субъекте России.

Инициативу снять ограничения на использование жилищного сертификата по месту жительства поддержал заместитель губернатора Свердловской области Сергей Швиндт. «Сегодня многие из ребят готовы переехать в другие города Свердловской области, и мы имеем возможность там более полно предоставлять им это право. К сожалению, на сегодняшний день там, где прописан – там должен получить жилье, вне зависимости, строим мы в этом регионе жилье или не строим», - сообщил он.

Стоит отметить, что в целом к сертификатам представители регионов отнеслись позитивно. Скептически новый инструмент приняли в Тыве, ссылаясь на недостаток средств для его реализации и жилья на рынке в целом, а также в Краснодаре, который может быть особо привлекателен для сирот, как регион проживания.

Присутствующий на совещании глава Республики Бурятия Алексей Цыденов обратил внимание, что жилищная проблема также связана с проблемой социализации сирот. «Возникают следующие проблемы. Первая – это социализация. Второе – нежелание управляющих компаний в принципе «заходить» на такие дома или кварталы из-за проблемы платежеспособности детей-сирот. С прошлого года приняты законодательные нормы, в соответствии с которыми у муниципалитетов появилось право формировать муниципальную управляющую компанию, которая будет содержать общее имущество и инфраструктуру. Хотя мы понимаем, что это будет ложиться на плечи муниципалитета в деньгах. Но движение есть», - отметил он.  

Финансовый вопрос пока остается решающим для большинства участников селекторного совещания. Губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров, например, считает, что «без федеральной программы по обеспечению детей-сирот вопрос решить нельзя».

Председатель Счетной палаты предложил привлечь к проблеме рабочую группу Госсовета. «У нас сейчас реализуются национальные проекты, в том числе по строительству жилья. Есть рабочая группа Госсовета, ее возглавляет Рустам Минниханов. Мы недавно собирались с участием Президента, но эта тема почему-то не прозвучала. Я думаю, мы должны направить свои предложения по данному вопросу. Такая часть программы, которая касалась бы детей-сирот, работала бы на выполнение общей задачи – наращивание строительства жилья»,- отметил Алексей Кудрин.

Также проблема, которую необходимо решить — административные барьеры при использовании жилищного фонда других ведомств. Его перевод излишне сложный. «Только у Минобороны простаивает более 83,5 тыс. пустующих квартир», - пояснила аудитор Светлана Орлова.

Заместитель руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Игорь Лысенко выразил готовность подключиться к решению вопроса. «У нас есть невостребованные и незаселенные в целях обеспечения военнослужащих жилые помещения. За последнее время фонд, конечно, существенно сократился, но, тем не менее, в настоящее время в отношение субъектов РФ мы проводим работу по передаче в общей сложности 23,5 тыс. жилых помещений», - заявил он.

«Никаких денег не хватит, если не навести порядок в нормативном правовом регулировании», – отметил в свою очередь Владимир Синюков, проректор МГЮА им. Кутафина. «Необходимо провести реструктуризацию не только долгов государства жилищных обязательств в финансовом выражении, но в первую очередь – реструктуризацию правоотношений жилищных и не только с участием сирот. Для этого необходим комплексный мониторинг и действующего законодательства, и правоприменительной практики». Этому вопросу Счетная палата решила также уделить особое внимание и проработать его с широким кругом специалистов в области финансового, жилищного и строительного права.

 


Материалы по теме

Наверх