РУС ENG 

Опубликован Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №5

30 Мая 2019 г.

В очередном номере Бюллетеня представлена информация о результатах следующих контрольных и экспертно-аналитических мероприятий: 

·       проверка использования субсидий федерального бюджета, выделенных Россотрудничеством на финансовое обеспечение деятельности АНО «Русская Гуманитарная Миссия»; 

·       проверка эффективности использования средств бюджета ФОМС, направленных на строительство и ввод в эксплуатацию перинатальных центров; 

·       проверка эффективности и законности деятельности подведомственных организаций Роспечати по управлению объектами недвижимого имущества в 2016-2018 гг.; 

·       анализ номенклатуры и объема товаров, ввозимых на территории особых экономических зон и вывозимых с таких территорий в 2016-2017 годах; 

·       проверка использования средств федерального бюджета, направленных на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности в 2015-2017 гг. и истекшем периоде 2018 г.; 

·       проверка использования межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджету Приморского края на строительство автомобильной дороги Владивосток-Находка-порт Восточный в Приморском крае; 

·       проверка эффективности расходования средств на закупку работ, связанных с реализацией мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых; 

·       анализ использования субвенций, выделенных в 2016-2017 гг. на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты; 

·       проверка эффективности использования имущества и субсидий из федерального бюджета федеральными государственными бюджетными образовательными учреждениями, подведомственными Федеральному агентству связи; 

1.    Счетная палата проверила использование средств, направленных на обеспечение деятельности АНО «Русская Гуманитарная Миссия» 

В 2016-2018 гг. Россотрудничество заключило с АНО «Русская Гуманитарная Миссия» 3 соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета. Общий объем бюджетного финансирования составил 171,4 млн руб. На 1 октября 2018 г. расходы организации в рамках соглашений составили 146,6 млн рублей. Из них 46% было направлено на реализацию мероприятий АНО, 54% - на его содержание. По итогам проверки Счетная палата отметила положительный результат по отдельным мероприятиям, реализуемым АНО за счет субсидий из федерального бюджета. Это: создание классов русского языка в общеобразовательных учебных заведениях; установка солнечных батарей в Палестине; создание уголков русской литературы. В то же время проверка выявила отдельные нарушения при использовании субсидии. Например, АНО не ведет обособленный учет средств, полученных из федерального бюджета. 

2. Сроки ввода перинатальных центров в эксплуатацию сорваны на 2 года 

Сроки реализации Программы развития перинатальных центров нарушались на всех ее этапах. Работы по проектированию в полном объеме закончились только 7 сентября 2018 г. – на 4 года позже установленного срока. Затянулось и само строительство центров: их планировали сдать в декабре 2016 г., затем срок перенесли на декабрь 2017 г., а фактически завершили строительство только в 2018 году. В настоящий момент в эксплуатацию введены все 15 центров, генподрядчиком которых является госкорпорация «Ростех». Из них своевременно введено пять – в Башкортостане, Ингушетии, Дагестане, Оренбургской и Брянской областях. Нарушены сроки ввода по 10 перинатальным центрам, из них 6 – введены только в 2018 году. Одна из причин нарушения сроков - низкое качество первоначальной проектно-сметной документации, что повлекло внесение в нее многочисленных изменений. 

3.    Роспечать недобросовестно исполняет полномочия собственника федерального имущества 

Роспечать ненадлежащим образом исполняет полномочия по осуществлению прав собственника федерального имущества, закрепленного за подведомственными предприятиями: не контролирует соблюдение законодательства руководителями подведомственных предприятий; не проверяет деятельность предприятий, находящихся в сложном финансовом положении; не организует мероприятия по повышению эффективности использования недвижимого имущества. Кроме того, на очень низком уровне построена кадровая работа с должностными лицами подведомственных предприятий. В ходе проверки были установлены факты, когда руководители предприятий или замещающие их лица не назначались более года. В результате отсутствие контроля создает условия для незаконного и неэффективного использования имущества, а также его утраты. 

4.    Особые экономические зоны не справились с задачей развития экспорта 

Особые экономические зоны так и не стали двигателем российского экспорта. На внешние рынки товары практически не выходят, а остаются на территории ЕАЭС. В 2013-2016 гг. стоимостной объем продукции, направленной на экспорт, не превысил 8%. В 2013-2016 г. наиболее востребованной резидентами таможенной процедурой был реимпорт – другими словами, ввоз переработанной на территории ОЭЗ продукции в страны Таможенного союза без уплаты таможенных пошлин. За этот период компании-резиденты ОЭЗ сэкономили на платежах свыше 27 млрд руб. Однако в 2017 г., после того, как под эту процедуру стали попадать только товары, полностью изготовленные из продукции ЕАЭС или оставшиеся в неизменном виде, произошел резкий спад деловой активности резидентов - ввоз продукции на территории ОЭЗ и вывоз товаров после переработки сократился более чем в 2 раза. 

5.    Вопросы соцподдержки работников ликвидированных угольных предприятий недостаточно проработаны  

В 2015-2018 гг. на мероприятия по реорганизации угольной промышленности было направлено 13,5 млрд руб. При этом вопросы социальной поддержки граждан недостаточно проработаны в документах стратегического и отраслевого планирования: не определены показатели численности получателей по направлениям соцподдержки, их динамика и прогнозная потребность в объемах финансирования. В ГП «Энергоэффективность и развитие энергетики» не установлены целевые показатели мероприятий по устранению негативных последствий реструктуризации отрасли и закрытия шахт. Отсутствуют законодательные нормы по определению порядка выплаты дополнительного пенсионного обеспечения, не издана методика по установлению норм выдачи пайкового угля гражданам, у которых кухни оборудованы растапливаемыми углем очагами. 

6.    Строительство трассы от Владивостока до порта Восточный отстает от плана 

Строительство трассы Владивосток-Находка - порт Восточный идет с задержками: за последний год отставание от графика увеличилось с 9 до 13%. На 1 декабря 2018 г. техническая готовность участка км 18+500 - км 40+800 составляла всего 35,6% при плане 49%. Основная причина нарушения сроков - некачественная проектно-сметная документация, на разработку которой потрачено почти 160 млн руб. Уже в ходе строительства в ней обнаружились серьезные технические и инженерные ошибки. В результате во время проведения работ произошло обрушение земляного откоса. Работы были приостановлены, а проектно-сметная документация направлена на повторную корректировку с дальнейшим прохождением госэкспертизы. Это привело к дополнительным расходам бюджетных средств в сумме 38,5 млн руб. 

7.    Росгеология в установленные сроки не выполняет обязательства по госконтрактам с Роснедрами 

Росгеология не в полном объеме выполняет свои обязательства по госконтрактам с Роснедрами. Всего с 2015 г. Роснедра заключили с холдингом 234 госконтракта на 70,1 млрд руб. На конец 2018 г. завершены 108 контрактов на сумму 22,3 млрд руб., из них 10 - с нарушением срока. В итоге с учетом неисполненных обязательств 2018 г. Росгеология в 2019 г. должна выполнить работы на сумму свыше 20 млрд руб. по 126 госконтрактам. К нарушению сроков привели организационные недостатки с обеих сторон: в Роснедрах – при заключении договоров, в Росгеологии — при их исполнении. Так, на организационный процесс в среднем уходит 2-4 месяца, а на подготовку проектной документации и ее экспертизу - от 4 до 6 месяцев. В результате в первый год действия контракта исполнитель не может приступить к полевым работам в связи с наступлением неблагоприятного для этого времени года. 

8.    Счетная палата отметила недостатки реализации полномочий по первичному воинскому учету 

Первичный воинский учет граждан в местностях, где нет военных комиссариатов, осуществляется военно-учетными работниками органов местного самоуправления. На сегодняшний день в этой работе задействовано 20,5 тыс. человек, ежегодно на эти цели выделяются субвенции в размере 2,5 млрд руб. При этом нормативы затрат на содержание военно-учетных работников и порядок расходования субвенций муниципальными образованиями не установлены. Проверка также выявила нарушения трудового законодательства в отношении работников, осуществляющих воинский учет. Так, в 54 муниципальных образованиях шести регионов среднемесячная зарплата такого работника оказалась ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. 

9.      Подведомственные университеты Россвязи не участвуют в нацпрограмме «Цифровая экономика» 

В ходе проверки подведомственных университетов Россвязи (СПбГУТ, СибГУТИ и ПГУТИ) Счетная палата обратила внимание на то, что они не участвуют ни в одном мероприятии национальной программы «Цифровая экономика», в том числе по профильному направлению «Кадры для цифровой экономики». Россвязь направляла предложения об участии своих подведомственных вузов в программе в Минкомсвязь и Минэкономразвития, однако они не были учтены. При этом, по мнению Счетной палаты, проверенные вузы обладают необходимыми компетенциями для участия в программе: они реализуют проекты по созданию центров компетенций цифровой экономики, переподготовке и повышению квалификации специалистов в области связи и информационных технологий.

Теги:
Бюллетень
Наверх