РУС ENG 

Светлана Орлова: проблему обеспечения жильем детей-сирот можно решать только сообща

30 Мая 2019 г.

МИА «Россия сегодня» и Счетная палата провели круглый стол «Проблемы обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без родителей: пути решения». В ходе дискуссии представители контрольного ведомства, Совета Федерации, Государственной Думы, Минпросвещения, Минстроя, Правительства Московской области обсудили сложившуюся ситуацию и варианты выхода из нее.

Открывая круглый стол, модератор  − ректор РГСУ Наталья Починок − сообщила, что предпосылкой для организации этого обсуждения стали итоги проверок Счетной палаты, которые выявили серьёзные проблемы с обеспечением жильем детей-сирот.

Аудитор Счетной палаты Светлана Орлова рассказала, что сейчас почти 270 тысяч детей-сирот от 14 лет и старше учтены в реестре в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. Из них почти 175 тысяч – старше 18 лет, которые жильем так и не обеспечены.

Ежегодно из бюджетов всех уровней на обеспечение жильем детей-сирот тратится около 33 млрд. рублей. Однако в 2017 году 83% сирот квартиры не получили, длительность ожидания составляет 5 лет, а в отдельных регионах − 10 и более лет.

Это обусловлено целым рядом причин. Главное – отсутствие скоординированной политики и недостаточное использование имеющихся ресурсов и возможностей: единый учет закрепленного за сиротой жилья не ведется, его сохранность не обеспечивается, в регионе нет сведений о представленном жилье, не проводится анализ имеющегося в регионе жилого фонда, который можно использовать для решения жилищных проблем детей-сирот.

Светлана Орлова подчеркнула, что с сентября этого года учет сведений о детях-сиротах будет аккумулироваться в единой государственной информационной системе социального обеспечения – ЕГИССО. Однако для обеспечения достоверности этой информации требуется определить порядок взаимодействия регионов по обмену сведениями, в том числе наличию, отсутствию и степени сохранности закрепленного жилья. Без этого решить проблему затруднительно. Детям предоставляются квартиры только в том регионе к которому они приписаны, не оценивая возможности их трудоустройства, наличие инфраструктуры, и, тем самым, ограничивая их социализацию.

«Проблема в недостаточном управлении и слабой системе доведения до результата, − считает Светлана Орлова. − Именно поэтому решение жилищных прав сирот определено Председателем Счетной палаты Алексеем Леонидовичем Кудриным одной из ключевых тем. Разработан проект, цель которого – выработать предложения по изменению ситуации, с тем, чтобы с 1 января 2022 года обеспечение жильем сирот по достижении ими 18 лет происходило в плановом режиме».

В ходе работы по проекту проведены рабочие встречи с представителями Администрации Президента, министерств, фондов, экспертами, сформирована Рабочая группа, на которой уже рассматривались первые подходы к выработке алгоритма решения проблемы. Возможные пути решения обсуждались с главами 13 регионов, Минстроем, Минпросвещения, Минфином, Минтрудом и Уполномоченным по правам ребенка при Президенте России. Проведено совещание у вице-премьера Виталия Леонтьевича Мутко, на котором обсуждались возможности включения показателей по обеспечению жильем сирот в госпрограмму «Доступное и комфортное жилье» и национальный проект «Жилье и городская среда» (федеральный проект «Жилье»), необходимость выработки новых возможных подходов к решению проблемы, в том числе через формирование фондов социального и арендного жилья.

Давая характеристику проведенной работы, Светлана Орлова подчеркнула, что самое главное – «определить причины исполнения полномочий не в полной мере, выработать механизмы ликвидации застоявшейся очереди, в том числе путем введения жилищного сертификата. Мы ставим перед собой задачу на 2019-2021 годы и начало 2022 года сдвинуть эту тему и навести порядок, чтобы мы видели систему, потому что без системы ни один вопрос не решится».

В то же время на круглом столе было подчеркнуто, что есть регионы с успешным опытом решения данной проблемы. Например, в Московской области ежегодно жильем обеспечиваются все дети-сироты. «За последние 5 лет 3602 человека получили жилье, на это Московская область потратила 9,5 млрд. рублей», − отметила первый заместитель председателя Правительства Московской области Ольга Забралова. По ее словам, региону удалось добиться таких высоких результатов благодаря жесткому контролю за жилым фондом и созданию индивидуальных дорожных карт по каждому отдельному случаю, начиная от постановки ребенка в очередь и до вручения ключей. В качестве основной проблемы, с которой сталкивается Московская область при обеспечении жильем детей-сирот, Ольга Забралова обозначила длительность сроков закупочных процедур − несмотря на принятые изменения в законодательство, позволяющие приобретать жилье для сирот через запрос котировок, покупка квартиры с учетом регламента работы электронной торговой площадки Сбербанк-АСТ составляет 92 дня. Ольга Забралова поддержала введение жилищного сертификата как одну из технологий решения проблемы, подчеркнув, что это позволит в определенной степени ускорить решение жилищных проблем сирот.

Директор департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Евгений Сильянов отметил, что сейчас создается информационная система для обеспечения сохранности жилья, а также общий банк данных по детям-сиротам. Отдельно он остановился на результатах работы по предотвращению незаконных сделок: так, с 2015 по 2017 гг. удалось предотвратить порядка 800 таких случаев.

Необходимость комплексного решения проблем поддержал заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Максим Егоров. Он заявил о создании единой информационной системы анализа земельных участков для строительства жилья, разработке и внедрении стандартов развития территорий, а также о создании конструктора лучших практик для обмена опытом между регионами.

SPR_8242.JPG

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Окунева отметила, что при обсуждении бюджета на трехлетку, депутаты говорили об острой необходимости решения вопросов, связанных с обеспечением детей-сирот жильем.

Также, по мнению Ольги Владимировны, помимо финансирования из федерального бюджета, многое зависит и от политических решений региональных властей. Так, в сопоставимых по уровню бюджетной обеспеченности регионах одни руководители выделяют в год по 300 квартир для сирот, а другие − только по 5-10. Кроме того, количество судебных решений по обеспечению жильем детей-сирот за последние 10 лет выросло более чем в 18 раз. Теперь можно говорить, что сформировались две очереди: так в некоторых регионах на сегодняшний день - квартиры предоставляются преимущественно по решению суда, а очередь детей, которые не обращались в суд, почти не продвигается.

Директор ФГБУ «Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих и молодых инвалидов» Галина Епифанова подняла вопрос о предоставлении выбора места получения жилья детям-сиротам с инвалидностью: по ее мнению, дети приспособлены к тому городу, где прожили значительную часть своей жизни, несмотря на то, что приехали в интернат из другого региона. Им сложно адаптироваться к новой обстановке, кроме того, во многих населенных пунктах, в которые предлагается вернуться сиротам, не создана доступная среда и нет возможности для трудоустройства

Член Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Попова обратила внимание на расширение полномочий и дополнительное обучение уполномоченных по правам ребенка в регионах. Только совместная работа органов опеки, исполнительной власти субъекта, уполномоченных по правам ребенка в регионах и прокуратуры, по ее мнению, позволит эффективнее решать вопросы с предоставлением жилья детям-сиротам. Кроме того, она указала на проблему предоставления жилья детям, имеющим долю жилья, в котором проживают биологические родители, лишенные родительских прав. Евгений Сильянов отметил, что такая работа ведется: по его данным, если в 2014 году было принято только 24 решения о выселении в пользу сирот, то в 2017 уже 185.

Подводя итог, Светлана Орлова подчеркнула, что проблема обеспечения детей-сирот жильем сложная, комплексная, включающая вопросы профориентации, профессионального обучения, трудоустройства, социализации и постинтернатного сопровождения этой группы населения.

Только выделением средств ее не решить. Залог успеха – заблаговременное, ориентированное на перспективную потребность формирование спецжилфонда, эффективное государственное управление и актуальная нормативная правовая база.

Необходимо обратить внимание на различные категории детей-сирот, может быть, разработать специальную программу для инвалидов из числа детей-сирот, поскольку они требуют несколько иных подходов к организации их взрослой жизни, в том числе и к жилым помещениям. Следует еще раз проработать организацию работы электронной торговой площадки Сбербанка-АСТ, чтобы сократить сроки закупки квартир для социальных групп населения. Ко всей этой работе надо активно привлекать муниципальные органы власти, контрольно-счетные органы в регионах. «Следует оценить, например, методом простого опроса, отношение самих сирот к перспективам и механизмам решений их жилищных проблем, − подчеркнула Светлана Орлова, − выявить потребность, рассчитать объемы финансирования и определиться с источником». Только системный подход, совместная и ответственная работа органов законодательной и исполнительной власти федерального, регионального и муниципального уровней позволит в конечном итоге добиться того, чтобы гарантии, установленные государством для детей-сирот, реализовывались своевременно и в полном объеме.

Наверх