РУС ENG 

В 2018 г. налоговые расходы в РФ выросли вдвое в связи с применением льгот по налогу на прибыль организаций

26 Ноября 2019 г.

Счетная палата подсчитала налоговые расходы бюджета от льгот по налогу на прибыль организаций, предоставляемых субъектами Российской Федерации. В 2018 году по сравнению с 2017 годом они выросли более чем вдвое по России в целом и Московской области в частности. Куда более скромный рост – 12,2% был отмечен по итогам проверки* в Санкт-Петербурге.

Количество юрлиц, которые пользуются данными льготами, в целом по стране за последний год сократилось. Однако в разрезе регионов-объектов проверки ситуация прямо противоположная: в Санкт-Петербурге количество получателей льгот по налогу на прибыль организаций увеличилось на 51% (на 30 организаций), а в Московской области - на 96% (на 47 организаций).

При этом инструменты, с помощью которых можно оценить эффективность данных преференций, далеки от совершенства.

В законодательных актах Санкт-Петербурга и Московской области, предоставляющих право на льготы по налогу на прибыль организаций, отсутствуют цели предоставления льгот и необходимые критерии их оценки. Кроме того, методики оценки эффективности налоговых льгот, которые сейчас применяют данные регионы, не позволяют объективно оценить их отдачу.

«Так, Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга при проверке методики оценки эффективности налоговых льгот установила, что в расчет принимаются доходы по налогу на прибыль организаций всех налогоплательщиков Санкт-Петербурга, а не только тех, которые пользуются налоговыми льготами. Это не позволяет объективно оценить их эффективность», - сообщил на Коллегии аудитор Счетной палаты Андрей Батуркин.

В свою очередь аудитор КСП Московской области Александр Полосин отметил, что региональная методика оценки эффективности налоговых льгот будет дополнена необходимыми механизмами.

Проверка также показала, что на полноту и объективность оценки эффективности налоговых расходов субъектами России негативно влияет отсутствие у региональных властей необходимой информации. Она сегодня закрыта для регионов – статья 102 Налогового кодекса не дает им доступ к налоговой тайне. Одновременно они должны проводить оценку бюджетной эффективности налоговых расходов. Это прописано в постановлении Правительства, принятом в июне текущего года. Данный мониторинг невозможно провести без информации налоговых органов.

«Чтобы исправить ситуацию необходимо внести изменения в статью 102 Налогового кодекса в части доступа должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к необходимой для оценки эффективности налоговых расходов информации, составляющей налоговую тайну», - считает Андрей Батуркин.

По данной ситуации Коллегия Счетной палаты приняла решение направить письмо в Правительство Российской Федерации.

Справочная информация:

*«Проверка развития налоговой базы по налогу на прибыль организаций, включая вопросы оптимизации льгот (преференций) по налогу, в 2016 – 2018 годах» (с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации)

Наверх