РУС ENG 

Отток капитала за рубеж за 6 месяцев 2013 года составил 27,9 млрд. долларов США – Сергей Штогрин

21 Ноября 2013 г.
Об этом заявил аудитор Сергей Штогрин сегодня на парламентских слушаниях в Совете Федерации на тему: «Применение субъектами экономической деятельности трансфертного ценообразования и использования оффшорных компаний с целью уклонения от уплаты налоговых, неналоговых и таможенных платежей».

Аудитор сообщил, что в апреле текущего года Счётная палата РФ проводила экспертно-аналитическое мероприятие по мониторингу деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере контроля трансфертного ценообразования и использования офшорных компаний с целью уклонения от уплаты налоговых, неналоговых и таможенных платежей, причиной которого послужил непрекращающийся отток капитала за рубеж. По информации аудитора, за 6 месяцев 2013 года он составил 27,9 млрд. долларов США.

Сергей Штогрин отметил, что существует два перечня офшорных зон, утвержденных Минфином и Банком России. При общности применяемых понятий и подходов в перечнях существуют отличия, поэтому Счётная палата РФ считает целесообразным создать единый список офшорных зон.

Аудитор сообщил, что в последние три года происходит рост внешнеторговых операций с офшорными компаниями. Объем оформленных товаров по таким внешенеторговым контрактам составил в 2010 году 242 млрд. долларов США, в 2011 году - 305 млрд., в 2012 - 321 млрд.

В своем докладе он отметил, что объем внешней торговли с «офшорными» зонами в первом полугодии 2013 года составил 33,8% в общем объеме внешенеторгового оборота РФ. 

Налоговыми и таможенными органами выявляются разные схемы уклонения от налогообложения, с применением офшорных зон. Как отметил Сергей Штогрин, одна из наиболее распространенных схем - это реализация товаров с минимальной наценкой аффилированным оффшорным компаниям, что сокращает уплату налогу на прибыль и переносит центр прибыли на офшорную территорию. Так, аудитор привел пример экспорта товара по заниженным ценам: в счет контракта в 2009 году, заключенного с кипрской фирмой, был вывезен лом черных металлов по цене 170 долларов США за тонну. В то же время товар на внутреннем рынке России закупался этой фирмой по стоимости 188 долларов США за тонну. Таким образом, сделка проводилась с убытком 18 долларов США за тонну. 

Аудитор сообщил, что в последние годы отмечается негативная судебная практика таможенных органов по корректировки таможенной стоимости: «В 95% случаев таможенная служба проигрывает суд: так в 2012 году было рассмотрено 11,1 тыс. дел, из них 10, 7 тыс. дел было рассмотрено в пользу участников ВЭД».

В своем докладе Сергей Штогрин отметил такие схемы использования офшорных схем, как:

  • создание экономически фиктивных расходов с применением договоров на оказание различных консультационных и маркетинговых услуг;
  • применение займов, получаемых от аффилированных офшорных организаций;
  • приобретение фиктивных инвестиционных инструментов с целью вывода денежных средств;
  • оплата внешнеторгового контракта без дальнейшей поставки товара.

«Незаконный отток денежных средств в офшорные зоны по выявленным ФТС России оплаченным контрактам, по которым поставка так и не была совершена, составил в 2012 году - 77,4 млрд. руб., в январе - сентябре - 2013 года - 58,7 млрд. руб.», - сообщил аудитор.

Сергей Штогрин перечислил основные причины, по которым российский бизнес создает компании в офшорах: стремление обеспечить защиту собственности, доступность к недорогим кредитам иностранных банков, льготный режим налогообложения, простота открытия компаний, отсутствие ограничений на ввоз и вывоз денежных средств, нарушение таможенного и налогового закона зачастую в офшорной зоне не считается уголовным преступлением.

Сергей Штогрин подвел первые результаты реализации ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков».

Данная новация, по мнению аудитора, позволила консолидированным группам налогоплательщиков оптимизировать уплату налога на прибыль. «Так, налог на прибыль таких организаций исчислен за 2012 год в меньшей сумме, чем в предыдущем 2011 году, на 8,7 млрд. руб., за первое полугодие 2012 года - на 12,6 млрд.руб. Больше всего от этого пострадали региональные бюджеты - отмечается снижение в 2012 году на 8,2 млрд. руб., в первом полугодии 2013 года - на 11,4 млрд. руб.» - заявил Сергей Штогрин.

Аудитор отметил, что цель ведения в налоговую практику консолидированных налогоплательщиков - снизить стимулы для применения трансфертного ценообразования и обеспечить упрощение налогового администрирования налога на прибыль организаций в настоящий момент не были достигнуты. Единственное достижение, по его заявлению, создание преференций по возможности суммирования прибыли и убытков различных участников консолидированной группы налогоплательщиков.

Сергей Штогрин сообщил участникам парламентских слушаний, что в настоящее время Счётная палата РФ проводит мероприятие по оценке влияния применения данной практики на доходы бюджетной системы.
Наверх