РУС ENG 

112» временно недоступен, "Коммерсантъ"

20 Марта 2019 г.

Повсеместное введение единого экстренного номера откладывается до 2021 года

«Система 112» должна заработать по всей России к 2021 году, заявили в МЧС России. Сейчас разрешение на ввод в эксплуатацию дано только 23 регионам, еще три региона запустят систему в апреле. Счетная палата РФ после проверки заявила, что к 2018 году не удалось создать в стране единую скоординированную систему реагирования на вызовы. К этому, в частности, привело сокращение финансирования в 5,9 раза и проблема совместимости разного оборудования и программ.

МЧС России и Счетная палата РФ рассказали о состоянии системы обеспечения вызовов экстренных служб по единому номеру «112». Разработка началась в 2008 году и должна была завершиться в 2012-м, но затем этот срок был продлен до 2017 года. После пилотного внедрения в трех регионах система полноценно заработала только в одном — в Курской области, рассказал начальник отдела координации и создания системы-112 Сергей Панов. В 2018 году проблемы с внедрением системы изучила Счетная палата РФ. «После 2015 года начались проблемы организационного и финансового плана, и стало понятно, что систему-112 на территории всей России в установленные сроки к концу 2017 года внедрить не удастся»,— рассказал начальник инспекции Счетной палаты РФ Михаил Поляков. Тогда срок введения системы был продлен до конца 2018 года. Но и к этому времени она полностью заработала лишь в 17 регионах, выяснили в Счетной палате.

Анализ расходования средств МЧС и регионами, проведенный надзорным органом, показал, что главной причиной торможения работы стало снижение финансирования в 5,6 раза.

Если концепция 2008 года предусматривала на развертывание системы 65,8 млрд руб., то ФЦП от 2013 года закладывала уже 40 млрд руб. По словам господина Полякова, первыми «обнулились» внебюджетные источники, из которых планировалось получить 23,6 млрд руб. Затем сократились и бюджетные цифры. В итоге на реализацию программы было потрачено 11,5 млрд руб.— 5 млрд руб. из федерального бюджета и 6,5 млрд руб. из бюджетов субъектов РФ. Еще 4,5 млрд руб. израсходованы субъектами, но не были оценены как потраченные в рамках ФЦП, добавил господин Поляков.

В Счетной палате добавляют, что были выявлены неэффективно потраченные средства, но они «слишком незначительные».

Среди других обнаруженных проблем — несовместимость программного обеспечения и оборудования в разных экстренных службах. МЧС России пыталось исправить это, предлагая свои рекомендации по развертыванию системы, но многими регионами они не были приняты, говорит господин Поляков. А в 2015 году МЧС разрабатывало программное обеспечение, которое могло решить проблему несовместимости разных программ, но им воспользовались только 28 регионов, остальные сказали, что оно дорого в дальнейшем обслуживании.

В итоге Счетная палата пришла к выводу: к 2018 году так и не удалось создать в стране единую скоординированную систему реагирования на экстренные вызовы. Доклад надзорное ведомство направило президенту. «Предлагалось поручить правительству РФ совместно с регионами проработать вопрос ресурсного обеспечения, сроки создания системы-112, а также поработать над принятием федерального закона, регламентирующего создание системы-112. Президент согласился, были даны соответствующие поручения»,— сообщил господин Поляков.

Представитель МЧС Сергей Панов смотрит на ситуацию оптимистически: «Система-112 развернута сейчас в 75 субъектах из 85, и в 69 регионах ее испытания признаны успешными. Но для ввода в постоянную эксплуатацию надо также выполнить рекомендации госкомиссии, в том числе обеспечить информационное взаимодействие с экстренными службами, а также обеспечить защиту персональных данных».

По словам господина Панова, на март 2019 года система-112 введена в эксплуатацию в 23 регионах, а в апреле к ним добавятся еще три. Как проинформировали МЧС регионы, еще 42 субъекта введут систему-112 в течение 2019 года, 12 субъектов — в 2020 году, а пять высокодотационных субъектов — в 2021 году. По словам господина Панова, деньги на обеспечение работ предусмотрены в региональных бюджетах.

МЧС прорабатывает вопросы федерального финансирования, но надо понять, на что именно»,— ответил господин Панов на вопрос “Ъ”.

Он привел в пример девять регионов, которые решили не использовать федеральные средства. Это Москва и Ленинградская область, Республика Бурятия, Краснодарский и Ставропольский края, Оренбургская, Омская, Томская и Сахалинская области. По данным Счетной палаты, в Ставропольском крае в 2017 году были проведены государственные испытания, а Москва и Ленинградская область намерены ввести систему в постоянную эксплуатацию в 2019 году. В остальных система развернута недостаточно. Особенно проблемным считается Краснодарский край, где операторы-112 принимают звонки только в Краснодаре и в Сочи. Этот регион попал в число неблагополучных с точки зрения Счетной палаты вместе с Кабардино-Балкарией, Алтайским краем, Курганской областью и Ненецким автономным округом. В них не предусмотрены бюджетные средства на создание системы единого вызова. «И перспективы создания в них системы-112 в течение трех лет призрачны»,— отмечает господин Поляков.

Автор статьи: Анастасия Курилова

Статья опубликована в газете "Коммерсантъ" 20 марта 2019 года

Наверх