Аналитический отчет о ходе исполнения федерального бюджета за январь 2019 года

Ключевые выводы
1Исполнение бюджета проходилов условиях дальнейшего ускорения роста цен и продолжающегося ослабления курса рубля на фоне растущих цен на нефть; темпы роста промышленного производства и показатели потребительского спроса замедлились.
2Общий объем доходов федерального бюджета в январе 2019 года по сравнению с аналогичным периодом 2018 года увеличился на 372,3 млрд. рублей, в том числе нефтегазовые доходы на 19,4 млрд. рублей, или на 2,9 %, ненефтегазовые доходы – на 352,9 млрд. рублей, или в 1,5 раза; поступило 10 видов доходов, не учтенных в прогнозе поступлений к Федеральному закону № 459‑ФЗ; по 8 видам доходов фактическое поступление уже превысило указанный прогноз поступлений.
3Общий объем бюджетных ассигнований сводной росписи превышает законодательно утвержденный объем на 187,1 млрд. рублей, что обусловлено увеличением ассигнований на оплату государственных контрактов, подлежавших оплате в 2018 году.
4По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года уровень исполнения расходов по разделу «Охрана окружающей среды» ниже на 13,2 процентных пункта, «Жилищно-коммунальное хозяйство» — на 9,9 процентных пункта.
5Не осуществлялось исполнение расходов по 6 госпрограммам (развитие судостроения, развитие электронной промышленности, развитие фармацевтики, развитие Калининградской области, развитие Арктики, оборонно-промышленный комплекс).
6Расходы на реализацию национальных проектов (программ) исполнены в сумме 84,9 млрд. рублей, или 5 % бюджетные ассигнования, предусмотренные паспортами ряда национальных проектов и комплексного плана, не соответствуют бюджетным ассигнованиям, утвержденным на их реализацию Федеральным законом № 459‑ФЗ.
7По 15 главным распорядителям (Росморречфлоту, Ростуризму, Минэнерго России, Минстрою России, ФАДН России, Минкавказу России, Минтрансу России, Минвостокразвития России, Минпромторгу России, Росстандарту, Минэкономразвития России, Минкомсвязи России, Росводресурсам, Роспечати, Минприроды России) исполнение составило менее 0,5 %.
8Исполнение межбюджетных трансфертов за январь 2019 года осуществлено 11 главными распорядителями из 39, по которым предусмотрены межбюджетные трансферты сводной росписью по состоянию на 1 февраля 2019 года.
9По состоянию на 1 февраля 2019 года бюджетные ассигнования на объекты ФАИП, не готовые к началу строительства (реконструкции) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в общем объеме более 270 млрд. рублей, или 34,8 % объема ФАИП (777,3 млрд. рублей), заблокированы, работы не начаты.
10Не осуществлялось исполнение расходов на предоставление субсидий юридическим лицам по 35 из 41 главного распорядителя средств федерального бюджета, которым предусмотрены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий юридическим лицам (85,4 %). Наибольший объем заблокированных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий юридическим лицам отмечается по Минпромторгу России (57,8 млрд. рублей), Минэкономразвития России (25,4 млрд. рублей) и Минкомсвязи России (20,7 млрд. рублей).
11Формирование нормативной правовой базы по-прежнему осуществляется в условиях длительных сроков принятия нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации. До начала финансового года принято лишь 62,5 %, что является одним из самых низких показателей за последние годы.
12Федеральный бюджет исполнен с профицитом в сумме 474,2 млрд. рублей (0,5 % утвержденного ВВП).
Анализ макроэкономических условий

Анализ макроэкономических условий и исполнения основных характеристик и текстовых статей Федерального закона от 29 ноября 2018 г. № 459‑ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее – Федеральный закон № 459‑ФЗ), а также сводной бюджетной росписи с учетом изменений на 2019 год (далее – сводная роспись с изменениями) показал следующее.

1Макроэкономические условия исполнения федерального бюджета

Утвержденные статьей 1 Федерального закона № 459‑ФЗ основные характеристики федерального бюджета на 2019 год определены, исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 105 820,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 4,3 % (декабрь 2019 года к декабрю 2018 года).

В январе 2019 года исполнение бюджета проходило в условиях дальнейшего ускорения роста, продолжающегося ослабления курса рубля на фоне растущих цен на нефть. Темпы роста промышленного производства и показатели потребительского спроса замедлились, а реальные располагаемые денежные доходы населения снизились.

В целом за январь цена на нефть марки «Юралс» составила 59,8 доллара США за баррель, что на 4,2 % выше значения декабря (57,4 доллара США за баррель), однако на 12,8 % ниже показателя января 2018 года (68,6 доллара США за баррель).

Динамика ослабления курса рубля в январе 2019 года продолжилась, и за месяц официальный курс доллара США к рублю составил 67,33 рубля за доллар США, что на 18,6 % выше показателя января 2018 года (56,78 рубля за доллар США).

В начале 2019 года рост потребительских цен ускорился. Инфляция за январь 2019 года составила 1 %, в годовом выражении – 5 %, что выше целевого показателя по инфляции (4 %).

Подробная информация о макроэкономических условиях исполнения федерального бюджета представлена в приложении № 1 к информации.

2Формирование нормативной правовой базы

Формирование нормативной правовой базы, необходимой для реализации Федерального закона № 459‑ФЗ, осуществляется в соответствии с графиком подготовки НПА, утвержденным поручением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2018 г. № 8460п-П13 (далее – график подготовки НПА).

Кроме того, в целях реализации Федерального закона № 459‑ФЗ предусмотрена разработка дополнительных НПА (письмо Аппарата Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 г. № П13-66368).

Так, в целях реализации федерального закона о федеральном бюджете на 2019 год необходимо разработать 105 НПА.

Динамика принятия в январе 2018 и 2019 годов Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для реализации федерального закона о федеральном бюджете, утвержденных графиком их подготовки, отражена на следующей диаграмме.

Следует отметить, что 11 из 35 НПА, или 31,4 %, приняты по истечении от 30 до 51 дней со срока внесения в Правительство Российской Федерации, утвержденного графиком подготовки НПА. Ответственными за разработку и внесение в Правительство Российской Федерации проектов указанных нормативных правовых актов являлись Минпромторг России, Минспорт России, Минтранс России, Минэкономразвития России, Минкультуры России, Минтруд России.

В результатах мониторинга НПА, необходимых для реализации Федерального закона № 459‑ФЗ, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Минфина России, срок внесения проектов дополнительных НПА в Правительство Российской Федерации отсутствует.

До начала финансового года принято 30 из 48 НПА, или 62,5 %, предусмотренных первоначально утвержденным графиком их подготовки, что является одним из самых низких показателей за последние годы.

Динамика принятия НПА до начала финансового года за 2014–2019 годы, в соответствии с первоначально утвержденным графиком подготовки НПА, представлена на следующей диаграмме.

Счетная палата обращает внимание, что задержки в принятии нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации приводят к несвоевременному использованию средств федерального бюджета.

3Основные характеристики федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов

Формирование нормативной правовой базы, необходимой для реализации Федерального закона № 459‑ФЗ, осуществляется в соответствии с графиком подготовки НПА, утвержденным поручением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2018 г. № 8460п-П13 (далее – график подготовки НПА).

Кроме того, в целях реализации Федерального закона № 459‑ФЗ предусмотрена разработка дополнительных НПА (письмо Аппарата Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 г. № П13-66368).

Так, в целях реализации федерального закона о федеральном бюджете на 2019 год необходимо разработать 105 НПА.

Динамика принятия в январе 2018 и 2019 годов Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для реализации федерального закона о федеральном бюджете, утвержденных графиком их подготовки, отражена на следующей диаграмме.

Следует отметить, что 11 из 35 НПА, или 31,4 %, приняты по истечении от 30 до 51 дней со срока внесения в Правительство Российской Федерации, утвержденного графиком подготовки НПА. Ответственными за разработку и внесение в Правительство Российской Федерации проектов указанных нормативных правовых актов являлись Минпромторг России, Минспорт России, Минтранс России, Минэкономразвития России, Минкультуры России, Минтруд России.

В результатах мониторинга НПА, необходимых для реализации Федерального закона № 459‑ФЗ, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Минфина России, срок внесения проектов дополнительных НПА в Правительство Российской Федерации отсутствует.

До начала финансового года принято 30 из 48 НПА, или 62,5 %, предусмотренных первоначально утвержденным графиком их подготовки, что является одним из самых низких показателей за последние годы.

Динамика принятия НПА до начала финансового года за 2014–2019 годы, в соответствии с первоначально утвержденным графиком подготовки НПА, представлена на следующей диаграмме.

Счетная палата обращает внимание, что задержки в принятии нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации приводят к несвоевременному использованию средств федерального бюджета.

Основные макроэкономические показатели (ВВП и уровень инфляции), основные характеристики федерального бюджета на 2019 год и их исполнение за январь 2019 года представлены в следующей таблице.

(млн. рублей)

Прокрутите таблицу по горизонтали
Показатели Федеральный бюджет на 2019 год, утвержденный Федеральным законом Исполнено за январь2019 года
от 19 декабря 2016 г. № 415‑ФЗ от 5 декабря 2017 г. № 362‑ФЗ от 29 ноября 2018 г. № 459‑ФЗ сумма % (гр. 5/ гр.4*100)
1 2 3 4 5 6
ВВП, млрд. рублей 98 860,0 103 228,0 105 820,0 7 671,4* 7,2
Уровень инфляции, % 4,0 4,0 4,3 1,0 Х
Доходы, млрд. рублей 14 844,8 15 554,6 19 969,3 1 676,8 8,4
в % к ВВП 15,0 15,1 18,9 21,9 Х
в т. ч. объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, которые направляются на покупку иностранной валюты в соответствии с «бюджетным правилом», млрд. рублей* Х Х 3 369,2 211,0** 6,3
в % к ВВП Х Х 3,2 2,8 Х
Расходы, млрд. рублей 15 987,0 16 373,7 18 037,2 1 202,6 6,7
в % к ВВП 16,2 15,9 17,0 15,7 Х
Дефицит (-) / профицит (+), млрд. рублей -1 142,2 -819,1 1 932,1 474,2 Х
в % к ВВП за соответствующий период 1,2 0,8 1,8 6,2 Х
Верхний предел внутреннего долга на 1 января 2020 года, млрд. рублей 12 788,4 11 416,1 11 612,8 9 212,0 79,3
Верхний предел внешнего долга на 1 января 2020 года, млрд. долларов США 53,6 73,2 64,6 47,7 73,8
Верхний предел внешнего долга на 1 января 2020 года, млрд. евро 48,7 61,0 54,8 41,7 76,1

В 2016–2018 годах основные характеристики федерального бюджета на 2019 год устанавливались 3 раза.

При этом объем доходов и расходов федерального бюджета увеличился, дефицит федерального бюджета существенно уменьшился и в соответствии с Федеральным законом № 459‑ФЗ утвержден профицит федерального бюджета.

Доходы федерального бюджета в январе 2019 года составили 1 676,8 млрд. рублей, или 8,4 % показателя, установленного Федеральным законом № 459­ФЗ; расходы – 1 202,6 млрд. рублей, или 6,7 %. Профицит федерального бюджета составил 474,2 млрд. рублей при утвержденном Федеральным законом № 459‑ФЗ профиците в сумме 1 932,1 млрд. рублей.

4Доходы федерального бюджета

Доходы федерального бюджета в январе 2019 года составили 1 676 773,6 млн. рублей, или 8,4 % прогнозируемого общего объема доходов федерального бюджета, из них нефтегазовые доходы – 680 759,3 млн. рублей, или 8,2 % объема, рассчитанного исходя из прогноза поступлений нефтегазовых доходов, ненефтегазовые доходы – 996 014,3 млн. рублей, или 8,5 % прогнозируемого объема ненефтегазовых доходов.

По сравнению с аналогичным периодом 2018 года общий объем доходов федерального бюджета увеличился на 372 294,7 млн. рублей, или на 28,5 %, нефтегазовые доходы – на 19 413,7 млн. рублей, или на 2,9 %, ненефтегазовые доходы – на 352 881,0 млн. рублей, или в 1,5 раза.

Структура доходов федерального бюджета в январе 2018 и 2019 года представлена на следующей диаграмме.

В общем объеме доходов федерального бюджета в январе  2019 года нефтегазовые доходы составили 40,6 %, что на 10,1 процентных пункта меньше соответствующего показателя прошлого года (в январе 2018 года – 50,7 %), что обусловлено в основном снижением цены на нефть марки «Юралс» на 12,8 %.

Структура поступлений нефтегазовых доходов в январе 2018 и 2019 годов, представлена на следующей диаграмме.

(млн. рублей)

На рост нефтегазовых доходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в основном оказало влияние увеличение поступлений НДПИ в виде углеводородного сырья, за счет увеличения курса доллара США по отношению к рублю на 18,6 %.

В январе 2019 года доля ненефтегазовых доходов составили 59,4 % общего объема доходов федерального бюджета, что на 10,1 процентных пункта больше соответствующего показателя прошлого года (в январе 2018 года – 49,3 %).

Увеличение поступлений ненефтегазовых доходов по сравнению с прошлым годом в основном обусловлено ростом поступлений налога на прибыль организаций (на 15 657,2 млн. рублей), НДС (на 99 160,4 млн. рублей), доходов от размещения средств федерального бюджета (на 16 493,3 млн. рублей), прочих неналоговых доходов федерального бюджета (на 15 147,6 млн. рублей) и безвозмездных поступлений (на 181 867,5 млн. рублей).

В январе 2019 года в федеральный бюджет (за исключением безвозмездных поступлений и доходов, полученных за рубежом) поступило 10 видов доходов, не учтенных в прогнозе поступлений к Федеральному закону № 459‑ФЗ на общую сумму 990,5 млн. рублей,

По 8 видам доходов, фактическое поступление превысило прогнозные значения, утвержденные Федеральным законом № 459‑ФЗ на общую сумму 174 153,8 млн. рублей, в основном за счет безвозмездных поступлений (перечисления для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы).

По 17 видам доходов, фактическое поступление в январе 2019 года составило более 20 %  утвержденного прогноза доходов федерального бюджета.

Подробная информация о поступлении доходов федерального бюджета представлена в приложении № 2 к информации.

5Расходы федерального бюджета

5.1. По состоянию на 1 февраля 2019 года общий объем бюджетных ассигнований сводной росписи составляет 18 224 365,7 млн. рублей, что на 187 119,6 млн. рублей, или на 1 %, больше объема бюджетных ассигнований на 2019 год, утвержденного Федеральным законом № 459‑ФЗ.

На основании пункта 4 статьи 94 Бюджетного кодекса Российской Федерации произведено увеличение бюджетных ассигнований сводной росписи на 2019 год на 187 119,6 млн. рублей на оплату заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в 2018 году, в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало 2019 года бюджетных ассигнований на исполнение указанных государственных контрактов.

Данные об изменении бюджетных ассигнований за январь 2019 года по разделам классификации расходов бюджетов представлены в следующей таблице.

(млн. рублей)

Прокрутите таблицу по горизонтали
Наименование показателя Бюджетные ассигнования на 2019 год Гр.3 — Гр.2 % увеличения (уменьшения) бюджетных ассигнований
утвержденные Федеральным законом
№ 459‑ФЗ
установленные сводной росписью с изменениями
1 2 3 4 5
Расходы федерального бюджета — всего 18 037 246,1 18 224 365,7 187 119,6 1
Общегосударственные вопросы 1 419 975,1 1 450 259,5 30 284,4 2,1
Национальная оборона 2 926 249,3 3 113 355,2 187 105,9 6,4
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2 206 773,4 2 173 687,6 -33 085,8 -1,5
Национальная экономика 2 632 421,8 2 632 421,8 0,0 0
Жилищно-коммунальное хозяйство 216 353,8 216 353,8 0,0 0
Охрана окружающей среды 187 626,0 187 626,0 0,0 0
Образование 843 704,8 843 705,5 0,7 0,0001
Культура, кинематография 127 332,8 127 336,2 3,4 0,003
Здравоохранение 655 574,4 686 941,3 31 366,9 4,8
Социальная политика 4 887 755,7 4 856 600,0 -31 155,7 -0,6
Физическая культура и спорт 61 337,1 61 337,1 0,0 0
Средства массовой информации 75 934,5 75 934,5 0,0 0
Обслуживание государственного и муниципального долга 852 087,7 852 087,7 0,0 0
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации 944 119,7 946 719,6 2 599,9 0,3

Изменения, внесенные в сводную роспись на 2019 год, несущественно повлияли на структуру расходов федерального бюджета в разрезе разделов классификации расходов бюджетов по сравнению с Федеральным законом № 459‑ФЗ.

5.2. По состоянию на 1 января 2019 года объем утвержденных ЛБО на 2019 год составляет 14 880 332,7 млн. рублей, что на 3 156 913,4 млн. рублей, или на 17,5 % меньше объема бюджетных ассигнований сводной росписи на 2019 год, из них 793 776,2 млн. рублей (25,1 %) составляют расходы на исполнение ПНО; 2 363 137,2 млн. рублей (74,9 %) составляют ЛБО по бюджетным ассигнованиям, зарезервированным в составе Федерального закона № 459‑ФЗ, до принятия решения об их распределении на выполнение расходных обязательств, подлежащих исполнению в соответствии с Федеральным законом № 459‑ФЗ; ЛБО по расходам на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, включенных в ФАИП, до ее утверждения Минэкономразвития России; ЛБО по расходам, финансовое обеспечение которых осуществляется при выполнении условий, установленных Федеральным законом № 459‑ФЗ, и (или) по которым требуется утверждение или внесение изменений в порядок (правила) предоставления (распределения) средств федерального бюджета, до получения от главного распорядителя уведомления о выполнении условий, установленных Федеральным законом № 459‑ФЗ; ЛБО по расходам на финансовое обеспечение мероприятий федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ), определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», при отсутствии утвержденных паспортов указанных федеральных проектов; ЛБО по расходам на реализацию мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий, созданию, развитию, эксплуатации информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры до получения положительного заключения Минкомсвязи России о целесообразности проведения и (или) финансирования мероприятий по информатизации (далее – ЛБО по расходам, финансовое обеспечение которых осуществляется при выполнении условий).

По состоянию на 1 февраля 2019 года объем ЛБО на 2019 год составляет 15 525 694,7 млн. рублей, что на 2 698 671,0 млн. рублей, или на 14,8 % меньше объема бюджетных ассигнований сводной росписи на 2019 год с изменениями, из них 793 776,2 млн. рублей (29,4 %) составляют расходы на исполнение ПНО, 1 904 894,8 млн. рублей (70,6 %) составляют ЛБО по расходам, финансовое обеспечение которых осуществляется при выполнении условий.

Информация о доведении и распределении ЛБО на 2019 год и на плановый период 2019 и 2020 годов за январь 2019 года представлена в следующей таблице.

(млн. рублей)

Прокрутите таблицу по горизонтали
Наименование показателя ЛБО на 2019 год ЛБО на плановый период 2020 года ЛБО на плановый период 2021 года
Доведено ЛБО до главных распорядителей 15 525 694,7 15 574 444,0 15 573 611,3
Распределено ЛБО главными распорядителями по подведомственным распорядителям (получателям) средств федерального бюджета 14 135 758,6 12 253 357,9 12 170 805,7
% распределенных ЛБО от доведенных 91,0 78,7 78,2
Не распределено ЛБО главными распорядителями по подведомственным распорядителям (получателям) средств федерального бюджета 1 389 936,1 3 321 086,1 3 402 805,6
% нераспределенных ЛБО от доведенных 9,0 21,3 21,8

5.3. Исполнение расходов федерального бюджета за январь 2019 года составило 1 202 554,8 млн. рублей, или 6,7 % законодательно утвержденных бюджетных ассигнований и 6,6 % показателя сводной росписи с изменениями.

Анализ исполнения расходов федерального бюджета за январь в 2008 – 2019 годах представлен на следующей диаграмме.

Исполнение бюджетных ассигнований в январе 2019 года выше аналогичного показателя 2018 года на 142,3 млрд. рублей, или на 13,4 %, и ниже аналогичного показателя 2017 года на 27,9 млрд. рублей, или на 2,3 %.

5.4. Анализ исполнения расходов федерального бюджета по разделам за январь 2017 – 2018 годов представлен на следующей диаграмме.

По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года уровень исполнения расходов по разделу «Охрана окружающей среды» ниже на 13,2 процентных пункта, «Жилищно-коммунальное хозяйство» — на 9,9 процентных пункта.

Подробная информация об исполнении расходов федерального бюджета представлена в приложении № 3 к информации.

5.5. Анализ исполнения расходов федерального бюджета за январь в 2018 − 2019 годах по группам видов расходов бюджетной классификации расходов представлен на следующей диаграмме.

По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года уровень исполнения расходов по группе видов расходов «Обслуживание государственного (муниципального) долга» ниже на 2,2 процентных пункта, по группе видов расходов «Социальное обеспечение и иные выплаты населению» — выше на 4,3 процентных пункта.

6Государственные программы Российской Федерации, национальные проекты (программы)

6.1. Федеральный закон № 459‑ФЗ и сводная роспись с изменениями сформированы в программной структуре расходов на основе 42 государственных программ Российской Федерации (далее – госпрограммы) (открытая часть). По состоянию на 1 февраля 2019 года бюджетные ассигнования на их реализацию составляют 10 937 937,0 млн. рублей (включая расходы на реализацию пилотных госпрограмм), или 72,8 % общего объема расходов (открытая часть), что на 2 587 926,7 млн. рублей, или на 31 %, больше бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной росписью с изменениями на эти цели в аналогичном периоде 2018 года (8 350 010,3 млн. рублей).

Всего утверждена 41 из 44 госпрограмм, предусмотренных перечнем, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р (с изменениями). Не утверждена госпрограмма «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». Вместе с тем Федеральным законом № 459‑ФЗ предусмотрены бюджетные ассигнования на ее реализацию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2019 г. № 63 утверждена госпрограмма «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя». С 2019 года начинается реализация госпрограммы «Обеспечение обороноспособности страны».

Реализация госпрограммы «Развитие пенсионной системы» предусматривается с 2020 года, госпрограммы «Обеспечение защиты личности, общества и государства» — с 2021 года.

Расходы федерального бюджета на реализацию госпрограмм по состоянию на 1 февраля 2019 года исполнены в сумме 820 837,0 млн. рублей (включая расходы на реализацию пилотных госпрограмм), или 7,5 % показателя сводной росписи с изменениями (открытая часть), что на 0,4 процентного пункта выше уровня исполнения указанных расходов за аналогичный период предыдущего года (595 442,5 млн. рублей, или 7,1 % показателя сводной росписи с изменениями).

Уровни исполнения госпрограмм по состоянию на 1 февраля 2019 года представлены на следующей диаграмме.

В отчетном периоде не осуществлялось исполнение расходов по 6 госпрограммам, в том числе: «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности», «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», «Социально-экономическое развитие Калининградской области», «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», «Развитие оборонно-промышленного комплекса».

Подробная информация об исполнении расходов федерального бюджета в разрезе госпрограмм представлена в приложении № 4 к информации.

6.2. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ № 204) в соответствии с национальными целями утверждены 12 направлений, по которым Правительству Российской Федерации поручено разработать национальные проекты (программы) и обеспечить финансирование расходных обязательств, вытекающих из мероприятий национальных проектов (программ), предусмотренных Указом № 204, а также утвердить комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (далее – комплексный план).

Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) утверждены паспорта 12 национальных проектов (программ). Комплексный план утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. № 2101-р «Об утверждении комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года».

Федеральным законом № 459‑ФЗ и сводной росписью по состоянию на 1 февраля 2019 года предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию национальных проектов (программ) в сумме 1 714 822,3 млн. рублей (расчетно).

В соответствии с паспортами национальных проектов (программ) бюджетные ассигнования на их реализацию на 2019 год составляют 1 746 841,3 млн. рублей (расчетно).

Таким образом, бюджетные ассигнования, предусмотренные паспортами ряда национальных проектов («Демография», «Культура», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Международная кооперация и экспорт») и комплексного плана, не соответствуют бюджетным ассигнованиям, утвержденным на их реализацию Федеральным законом № 459‑ФЗ.

По состоянию на 1 февраля 2019 года расходы на реализацию национальных проектов (программ) исполнены в сумме 84 897,3 млн. рублей, или 5 % показателя сводной росписи с изменениями (расчетно), что на 1,6 процентного пункта ниже среднего уровня исполнения расходов федерального бюджета (6,6 % показателя сводной росписи с изменениями).

В отчетном периоде осуществлялись расходы в рамках федеральных проектов «Финансовая поддержка семей при рождении детей» и «Спорт – норма жизни» национального проекта «Демография» (16,4 % показателя сводной росписи с изменениями) и в рамках федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (0,0004 %).

Подробная информация о расходах федерального бюджета в разрезе национальных проектов (программ) представлена в приложении № 5 к информации.

7Исполнение расходов главными распорядителями

7.1. В соответствии со сводной росписью на 2019 год с изменениями кассовое исполнение расходов федерального бюджета (открытая часть) в январе 2019 года осуществляли 93 главных распорядителя. Кассовое исполнение расходов составило 7,2 % показателя сводной росписи с изменениями.

Анализ кассового исполнения расходов главными распорядителями в январе 2019 года в процентах к сводной росписи с изменениями представлен на следующей диаграмме.

По 74 главным распорядителям (79,6 %) расходы исполнены в диапазоне от 0,02 % до 7,2 % показателя сводной росписи с изменениями, из них по 15 (16,1 %) исполнение составило менее 0,5 %: Росморречфлоту и Ростуризму – 0,02 %; Минэнерго России, Минстрою России, ФАДН России, Минкавказу России и Минтрансу России – 0,1 %; Минвостокразвития России и Минпромторгу России – 0,2 %; Росстандарту, Минэкономразвития России, Минкомсвязи России, Росводресурсам и Роспечати – 0,3 %; Минприроды России – 0,4 %.

Подробная информация об исполнении расходов федерального бюджета в разрезе главных распорядителей средств федерального бюджета представлена в приложении № 6 к информации.

7.2. По состоянию на 1 февраля 2019 года лимиты бюджетных обязательств на 2019 год по контрактуемым расходам[1] утверждены в объеме 1 873,3 млрд. рублей (открытая часть). За январь 2019 года расходы по государственным контрактам на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд (открытая часть) составили 49,1 млрд. рублей, или 2,6 % утвержденных лимитов бюджетных обязательств, и увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2018 года на 5,8 млрд. рублей, или на 13,4 %.

При этом необходимо отметить, что в целом исполнение контрактуемых расходов за январь 2019 года составило 3,2 % показателя лимитов бюджетных обязательств, что на 0,4 процентных пункта выше уровня исполнения указанных расходов за аналогичный период 2018 года.

В январе 2019 года из 85 главных распорядителей средств федерального бюджета, которым утверждены контрактуемые лимиты бюджетных обязательств, наибольший объем исполнения бюджетных ассигнований по контрактуемым расходам (в открытой части) составил по Россотрудничеству – 28,2 %, в 72 главных распорядителях данный показатель составил менее 5 %, в 7 главных распорядителях исполнение расходов на указанные цели не осуществлялось.

Анализ динамики доли закупок у единственного поставщика в общем объеме закупок товаров, работ и услуг, а также сложившегося уровня экономии средств представлен на следующей диаграмме.

За январь 2019 года отмечается уменьшение объема контрактов (по сумме), заключенных по итогам закупки у единственного поставщика, по сравнению с аналогичным периодом 2018 года: с 28,2 млрд. рублей до 26,9 млрд. рублей. Следует отметить увеличение доли объема контрактов, заключенных в январе 2019 года по итогам закупки у единственного поставщика, по сравнению с аналогичным периодом 2018 года с 23,6 % до 28,5 %.

Экономия средств по результатам осуществления процедур закупок за январь 2019 года на федеральном уровне составила 4,5 % (4,0 млрд. рублей) и сократилась по сравнению с аналогичным периодом 2018 года на 1 процентный пункт (5,5 % и 5,9 млрд. рублей соответственно).

8Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации

Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации (далее – межбюджетные трансферты) предусмотрены Федеральным законом № 459‑ФЗ в сумме 2 272 154,9 млн. рублей, что составляет 12,6 % общих расходов федерального бюджета. Кассовое исполнение межбюджетных трансфертов за январь 2019 года составило 89 994,4 млн. рублей, или 4 % объема межбюджетных трансфертов, предусмотренных Федеральным законом № 459‑ФЗ, и 3,9 % показателя сводной росписи (в январе 2018 года – 5 % и 4,9 % соответственно). По сравнению с январем 2018 года объем предоставленных межбюджетных трансфертов регионам увеличился на 4,6 %.

Информация об исполнении межбюджетных трансфертов в разрезе форм за январь 2018 и 2019 годов представлена в следующей таблице.

(млн рублей)

Прокрутите таблицу по горизонтали
Наименование 2018 год 2019 год
Кассовое исполнение на 01.02.2018 % исполнения сводной росписи Федеральный закон № 459‑ФЗ Сводная бюджетная роспись на 01.02.2019 Кассовое исполнение на 01.02.2019 % исполнения сводной росписи % к соответ-ствующему периоду прошлого года
Межбюджетные трансферты (МБТ) 86 066,7 4,9 2 272 154,9 2 307 666,2 89 994,4 3,9 104,6
в том числе:  
Дотации 66 784,4 8,1 887 728,7 889 827,5 69 046,2 7,8 103,4
доля в общем объеме МБТ  77,6  39,1  38,6 76,7  
Субсидии 1 450,0 0,3 616 970,3 616 970,3 69,7 0,01 4,8
доля в общем объеме МБТ  1,7  27,1  26,7 0,1  
Субвенции 17 512,6 4,8 381 713,6 414 413,9 20 414,9 4,9 116,6
доля в общем объеме МБТ  20,3 16,8  18,0 22,7  
Иные межбюджетные трансферты 319,7 0,1 385 742,3 386 454,5 463,7 0,1 145,0
доля в общем объеме МБТ  0,4  17,0 16,7 0,5

Исполнение межбюджетных трансфертов за январь 2019 года осуществлено 11 главными распорядителями из 39 (28,2 %), по которым предусмотрены межбюджетные трансферты сводной росписью по состоянию на 1 февраля 2019 года.

В январе 2019 года субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации предоставлены только Минтрудом России. В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона № 459‑ФЗ приложением 33 утверждено распределение всех субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на 2019 год, предусмотренных Федеральным законом № 459‑ФЗ. Пунктом 4.1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что заключение соглашений о предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, осуществляется до 15 февраля текущего года.

В январе 2019 года субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации предоставлены 7 главными распорядителями из 16, по которым предусмотрены субвенции сводной росписью с изменениями, иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации предоставлены 7 главными распорядителями из 23.

Подробная информация об исполнении межбюджетных трансфертов в разрезе форм и главных распорядителей средств за январь 2018 и 2019 годов представлена в приложении № 7 к информации.

9Федеральная адресная инвестиционная программа на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов

В утвержденной Федеральной адресной инвестиционной программе на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее – ФАИП) объем бюджетных ассигнований на 2019 год, по которым установлены ограничения на финансирование и выполнение работ составил 133,2 млрд. рублей, что составило 19,8 % общего объема бюджетных ассигнований ФАИП без учета специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ, и больше в 1,6 раза, чем в утвержденной ФАИП на 2018 год (81,5 млрд. рублей).

Объем ограничений в связи с отсутствием утвержденной проектной документации по объектам составил 39,9 млрд. рублей, пообъектной детализации мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов) – 93,3 млрд. рублей.

В ФАИП, уточненной на 1 февраля 2019 года, объем ограничений в связи с отсутствием утвержденной проектной документации уменьшился на 4,3 млрд. рублей, суммарный объем ограничений составил 128,9 млрд. рублей (19,2 %).

Объем бюджетных ассигнований на объекты и инвестиционные проекты, по которым в ФАИП имеется указание на необходимость принятия нормативного правового акта, на 2019 год составляет 141,8 млрд. рублей, или 21,1 % общего объема бюджетных ассигнований ФАИП без учета специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ.

По состоянию на 1 февраля 2019 года бюджетные ассигнования на объекты ФАИП, не готовые к началу строительства (реконструкции) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в общем объеме более 270 млрд. рублей, или 34,8 % объема ФАИП (777,3 млрд. рублей), заблокированы, работы не начаты.

В результате, по предварительной оценке, кассовое исполнение расходов на реализацию ФАИП без учета расходов на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование строительства объектов, включенных в состав консолидированных субсидий (вид расходов 523), по состоянию на 1 февраля 2019 года составило 0,4 млрд. рублей, или менее 0,1 % объема доведенных лимитов бюджетных обязательств (462,6 млрд. рублей), что на 5,2 млрд. рублей и на 0,8 процентного пункта ниже, чем на 1 февраля 2018 года (5,6 млрд. рублей, 0,9 %).

10Взносы в уставные капиталы, имущественные взносы Российской Федерации, субсидии юридическим лицам, казначейское сопровождение

10.1. Распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной росписью, на предоставление 48 взносов в уставные капиталы 37 акционерных обществ (далее – АО), 13 имущественных взносов Российской Федерации в государственные корпорации («ВЭБ.РФ», «Росатом», Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, «Ростех»), публично-правовую компанию («Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства»), государственную компанию «Российские автомобильные дороги» (далее – ГК) и 5 субсидий на выполнение возложенных полномочий и осуществление деятельности ГК «Автодор», ГК «Роскосмос» и ГК «Росатом» на 2019 год в общей сумме 357,6 млрд. рублей представлено на следующей диаграмме.

По состоянию на 1 февраля 2019 года кассовое исполнение расходов на взносы в уставный капитал АО, имущественные взносы и субсидии государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям отсутствовало.

10.2. По состоянию на 1 февраля 2019 года сводной росписью с изменениями по 41 главному распорядителю предусмотрено предоставление 337 субсидий юридическим лицам (за исключением федеральных бюджетных и автономных учреждений, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний) (далее – субсидии юридическим лицам) в сумме 810,2 млрд. рублей, из них утверждены лимиты бюджетных обязательств на предоставление 262 субсидий юридическим лицам в сумме 660,8 млрд. рублей, или 81,6 % объема утвержденных бюджетных назначений (объем лимитов бюджетных обязательств на указанные цели, установленный по форме согласно приложению № 5 к Порядку составления и ведения сводной бюджетной росписи (далее – заблокированные лимиты), составляет 149,4 млрд. рублей, или 18,4 %).

Объем заблокированных лимитов на предоставление субсидий юридическим лицам по состоянию на 1 февраля 2019 г. уменьшился по сравнению с аналогичным показателем на 1 января 2019 г. на 38,4 млн. рублей, или на 20,4 %.

Сведения о главных распорядителях средств федерального бюджета с наибольшими объемами заблокированных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий юридическим лицам (более 5 000,0 млн. рублей) и объемах заблокированных лимитов представлены на следующей диаграмме.

(млн. рублей)

За январь 2019 года расходы на предоставление субсидий юридическим лицам исполнены в сумме 20,8 млрд. рублей, или 2,6 % показателя сводной росписи с изменениями.

Исполнение расходов на предоставление субсидий юридическим лицам осуществлялось Росавиацией (0,2 % показателя сводной росписи с изменениями, или 36,1 млн. рублей), Росжелдором (0,2 %, или 100,0 млн. рублей), Государственной Думой (18,4 %, или 66,7 млн. рублей), Советом Федерации (22,1 %, или 77,7 млн. рублей), Минфином России (24,6 %, или 6 972,6 млн. рублей) и Минобрнауки России (39,5 %, или 13 525,1 млн. рублей).

Не осуществлялось исполнение расходов на предоставление субсидий юридическим лицам по 35 из 41 главного распорядителя средств федерального бюджета, которым предусмотрены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий юридическим лицам (85,4 %).

10.3. Статьей 5 Федерального закона № 459‑ФЗ предусмотрена норма о казначейском сопровождении в 2019 году отдельных бюджетных ассигнований федерального бюджета[2].

Объем субсидий и взносов, предоставляемых в 2019 году юридическим лицам (144 субсидии, а также средства, предоставленные банкам), предусмотренных 27 главным распорядителям, не подлежащий учету на лицевых счетах для учета операций неучастника бюджетного процесса в органах Федерального казначейства, составляет 662,7 млрд. рублей, или 56,7 % объема субсидий и взносов.

11Государственные программы Российской Федерации, национальные проекты (программы)

11.1. Федеральный бюджет исполнен с профицитом в объеме 474 218,8 млн. рублей (0,5 % ВВП) при утвержденном на отчетную дату годовом профиците в размере 1 932 090,8 млн. рублей (1,8 % ВВП).

Ненефтегазовый дефицит составил 206,5 млрд. рублей при предусмотренном в расчетах к  Федеральному закону № 459‑ФЗ годовом ненефтегазовом дефиците в размере 6 366,2 млрд. рублей (6 % ВВП).

По состоянию на 1 февраля 2019 года исполнение по источникам финансирования дефицита федерального бюджета составило (-) 474 218,8 млн. рублей, в том числе источники внутреннего финансирования — (-) 377 897,6 млн. рублей, источники внешнего финансирования — (-) 96 321,2 млн. рублей. Подробная информация представлена в таблице 1 приложения № 8 к информации.

11.2. Сальдо объемов размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и их погашения составило 44 857,2 млн. рублей (с учетом положений статьи 113 Бюджетного кодекса Российской Федерации[3]), или только 2,6 % планового показателя (в части размещения – 74 430,5 млн. рублей, или 3,1 %, в части погашения – (-) 29 573,3 млн. рублей, или 4,1 %).

Информация об исполнении указанных показателей в 2014–2019 годах представлена на следующей диаграмме.

Объем размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, за январь 2019 года в 2 раза меньше аналогичного показателя за январь 2018 года и в 1,6 раза меньше показателя за январь 2017 года.

В январе 2019 года фактически проведено 7 аукционов ОФЗ. Информация о соотношении совокупного спроса на аукционах со стороны участников рынка на государственные облигации на их условиях и предложения Минфина России в 2014–2019 годах представлена на следующей диаграмме.

Доходности по ОФЗ-ПД и ОФЗ-ПК выше доходности за соответствующий период 2017 и 2018 годов, но ниже 2016 года, по ОФЗ-ИН — в соответствующих периодах 2016–2018 годов на аукционах не размещались. Размещение ОФЗ-АД на аукционах в январе 2019 года не осуществлялось. Подробная информация представлена в таблице 2 приложения № 8 к информации.

11.3. В январе 2019 года на приобретение иностранной валюты направлено 274 753,7 млн. рублей за счет дополнительных нефтегазовых доходов за декабрь 2018 года и прогнозируемого объема дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в январе 2019 года, что в 1,5 раза больше аналогичного показателя 2018 года, при этом приобретено 1 853,6 млн. долларов США, 1 622,6 млн. евро и 319,1 млн. фунтов стерлингов.

11.4. Исполнение показателя «Средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности» (по состоянию на 1 февраля 2019 года составило лишь 524,0 млн. рублей, или 4 % утвержденного объема).

Информация об объемах указанных поступлений в 2014–2019 годах представлена на следующей диаграмме.

11.5. В январе 2019 года выплаты из федерального бюджета за счет источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита федерального бюджета по возможным гарантийным случаям не производились.

11.6. Общий объем размещения средств на банковских депозитах в кредитных организациях (с учетом курсовой разницы) в январе 2019 года составил 574 131,7 млн. рублей, из них 341 000,0 млн. рублей, или 59,4 % по фиксированной процентной ставке.

Объем размещенных на депозитах средств федерального бюджета в валюте Российской Федерации на 1 февраля 2019 года, срок возврата которых не наступил, составил 1 564 600,0 млн. рублей; размещенных на депозитах средств федерального бюджета в иностранной валюте – 500,0 млн. долларов США.

Так, за январь 2019 года значительных изменений не произошло и остатки средств федерального бюджета, размещенные на депозитах продолжают оставаться наибольшими за последние годы. Информация об остатках размещенных средств на 1 февраля в 2014–2019 годах представлена на следующей диаграмме.

Общий объем размещения средств по заключенным договорам репо в январе 2019 года составил 2 704 142,0 млн. рублей, из них 2 544 142,0 млн. рублей, или 94,1 % по фиксированной процентной ставке. По состоянию на 1 февраля 2019 года средства размещены по договорам репо, срок возврата которых не наступил, в объеме 297 900,0 млн. рублей.

Информация о соотношении показателей размещения средств на депозитах и по договорам репо в январе 2014–2019 годов представлена на следующей диаграмме.

В январе 2019 года размещение средств федерального бюджета на банковских счетах и операции «валютный своп» в рамках операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета не осуществлялись.

11.7. По предварительным данным Федерального казначейства, остатки средств федерального бюджета на счетах Федерального казначейства (без учета бюджетополучателей) за отчетный период увеличились на 551 850,9 млн. рублей, или на 5,4 %, и составили 10 181 184,4 млн. рублей.

Остатки средств федерального бюджета без учета средств ФНБ и средств на счетах Федерального казначейства по учету нефтегазовых доходов (в иностранной валюте) увеличились с начала года на 594 287,2 млн. рублей (на 22,6 %) и составили 3 219 963,1 млн. рублей.

Без учета финансовых активов, находящихся в федеральной собственности, средств во временном распоряжении (57 148,8 млн. рублей), средств иных организаций (1 039 966,0 млн. рублей) и средств государственных внебюджетных фондов (771 576,7 млн. рублей) остатки средств на счетах федерального бюджета составили 1 351 271,6 млн. рублей, что на 544 277,8 млн. рублей, или на 28,7 %, меньше объем остатков средств федерального бюджета, размещенных при проведении операций по управлению остатками (на депозитах и по договорам репо). Таким образом, Федеральное казначейство продолжает вовлекать внебюджетные средства в управление остатками средств на едином счете федерального бюджета.

12Фонд национального благосостояния (ФНБ)

Совокупный объем средств ФНБ в рублевом эквиваленте на 1 февраля 2019 года составил 3 903 502,3 млн. рублей, что на 132 545,3 млн. рублей, или на 3,3 %, меньше, чем на начало года (4 036 047,6 млн. рублей), что обусловлено отрицательной курсовой разницей.

Динамика остатков средств на счетах ФНБ в иностранной валюте в Банке России и размещенных в разрешенные финансовые активы в 2014–2019 годах представлена на следующей диаграмме.

Информация о состоянии и движении средств ФНБ представлена в приложении № 9 к информации.

13Государственный долг Российской Федерации

13.1. По предварительным данным за январь 2019 год государственный долг Российской Федерации уменьшился на 220 710,6 млн. рублей, или на 1,8 %, и по состоянию на 1 февраля 2019 года составил 12 363 856,8 млн. рублей (11,7 % утвержденного ВВП), при этом объем государственного внутреннего долга Российской Федерации увеличился на 42 392,9 млн. рублей, или на 0,5 %, и составил 9 212 028,3 млн. рублей (доля в общем объеме увеличилась с 72,9 % до 74,5 %), рублевый эквивалент государственного внешнего долга уменьшился на 263 103,5 млн. рублей, или на 7,7 %, и составил 3 151 828,5 млн. рублей (доля в общем объеме уменьшилась с 27,1 % до 25,5 %). Государственный внешний долг Российской Федерации уменьшился на 1 472,8 млн. долларов США, или на 3 %, и составил 47 683,7 млн. долларов США.

Установленные на 1 января 2020 года верхние пределы государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, а также по государственным гарантиям не превышены.

Сведения об изменении государственного долга Российской Федерации в 2014–2019 годах представлены на следующей диаграмме.

13.2. Расходы федерального бюджета на обслуживание государственного долга Российской Федерации за январь 2019 года составили 47,5 млрд. рублей, или 5,6 % показателя сводной росписи, и ниже объема расходов за аналогичный период 2017 и 2016 годов на 16,8 млрд. рублей (на 26,1 %) и на 3,7 млрд. рублей (на 7,2 %) соответственно.

Информация об объемах указанных расходов в 2014–2019 годах представлена на следующей диаграмме.

Расходы федерального бюджета на обслуживание государственного долга Российской Федерации за январь 2019 года в 1,6 раза превысили суммарный объем расходов на культуру, кинематографию, здравоохранение, физическую культуру и спорт (29,3 млрд. рублей).