Бюллетень Счетной палаты №8 (август) 2016 г.

Назад
Назад
1 августа 2016
6 просмотров
Share
My default image

Пилотные регионы показали, что установление социальной нормы потребления электроэнергии не приводит к экономии

В отчете аудитора Валерия Богомолова представлены результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ реализации пилотных проектов по введению социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) в субъектах Российской Федерации».

По итогам проведения пилотных проектов установлена низкая результативность применения субъектами Российской Федерации социальной нормы потребления электрической энергии (мощности). Так, в Красноярском крае и Орловской области в 2013-2015 гг. отмечался рост среднедушевого потребления электроэнергии, что свидетельствует о недостижении в полном объеме цели по стимулированию граждан к энергосбережению. Общая величина перекрестного субсидирования за период 2012-2015 гг. выросла во всех регионах — участниках пилотных проектов, кроме Орловской области, что не обеспечивает в полной мере достижение цели по ее снижению.

Проверка показала, что утвержденные нормативными правовыми актами регионов, участвующих в пилотных проектах, базовые величины социальной нормы значительно различаются между собой. Так, в Забайкальском крае базовая величина социальной нормы потребления электрической энергии составляет 65 кВт.ч, а в Орловской области — 190 кВт.ч. При этом Положением предусмотрен «единый» порядок установления величины социальной нормы потребления электроэнергии.

В отчете также отмечается, что пилотными регионами не было обеспечено формирование или актуализация единой полноценной базы данных о численном составе домохозяйств в жилых помещениях с указанием их адресов в связи с наличием недостатков в информационном взаимодействии между органами исполнительной власти и территориальными управлениями Федеральной миграционной службы.

Условия межправительственного соглашения между Россией и Таджикистаном по эксплуатации Сангтудинской ГЭС-1 в полном объеме не выполняются

В отчете аудитора Александра Жданькова представлены результаты совместного контрольного мероприятия Счетной палаты Российской Федерации и Счетной палаты Республики Таджикистан «Проверка соблюдения условий межправительственных соглашений от 16 октября 2004 года и от 30 июля 2009 года, а также анализу эффективности деятельности ОАО «Сангтудинская ГЭС-1» в период 2012-2015 годов.

В отчете отмечается, что, что Соглашение от 16 октября 2004 г. в части завершения строительства Сангтудинской ГЭС-1 в целом выполнено. Основной этап строительства был завершен в июле 2009 г., то есть в соответствии со сроками, установленными Соглашением. Сангтудинская ГЭС-1 была официально принята в эксплуатацию 27 февраля 2014 г.

В то же время основные условия Соглашения о сотрудничестве по эксплуатации Сангтудинской ГЭС-1 от 30 июля 2009 г. в полном объеме не выполняются. Так, закупки электроэнергии не превышают 60-70% ориентировочных объемов, установленных договором между ОАО «Сантгтудинская ГЭС-1» и Холдингом Барки Точик. Платежи за поставленную электроэнергию выполнялись Холдингом нерегулярно и не в полном объеме: по состоянию на 1 октября 2015 г. задолженность составила 496,7 млн сомони (около 20% всех инвестиций российской стороны в проект). Не выполняется и гарантированное Соглашением беспрепятственное обеспечение Обществом экспорта электроэнергии в сопредельные страны.

В отчете также отмечаются проблемы в финансово-хозяйственной деятельности Общества. Рассчитываемые показатели рентабельности ОАО «Сангтудинская ГЭС-1» за 2012-2014 гг. свидетельствует о низкой эффективности использования средств, вложенных акционерами в производственную деятельность Общества, низкой прибыльности продаж электроэнергии, высокой доле дебиторской и кредиторской задолженности.

В ряде регионов сложились риски неисполнения задачи по расселению аварийного жилищного фонда к установленному сроку

В отчете аудитора Юрия Росляка представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка обоснованности и целевого использования бюджетных средств, направленных в качестве имущественного взноса в государственную корпорацию — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2014 году и истекшем периоде 2015 года» (совместно со Счетной палатой Ульяновской области).

В отчете отмечается, что общий объем средств федерального бюджета, поступивших в Фонд ЖКХ за период 2007-2015 гг. в качестве имущественного взноса Российской Федерации, составил 478,6 млрд рублей. Объем средств, направленных Фондом в 2013-2015 гг. на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, составил 131,9 млрд рублей, в том числе в 2013 г. — 49,2 млрд рублей, в 2014 г. — 39,3 млрд рублей и в 2015 г. — 43,4 млрд рублей.

Согласно результатам проверки, на 1 января 2016 г. фактически расселенная площадь аварийного жилья составила 5,4 млн. кв. м, или 47% утвержденного Правительством России объема (11,4 млн. кв.м.). При этом в ряде регионов (Амурской, Псковской, Архангельской, Вологодской, Саратовской и Ульяновской областях, Еврейской автономной области, республиках Тыва, Карелия, Чувашия, Хакасия, Татарстан, Карачаево-Черкесской Республике, Камчатском, Забайкальском и Ставропольском краях) сложились риски неисполнения задачи по расселению аварийного жилищного фонда к установленному сроку.

Выборочный анализ региональных адресных программ отдельных регионов, разработанных на основании методических рекомендаций Фонда ЖКХ, показал, что указанные программы не содержат исчерпывающего перечня мероприятий, обеспечивающих достижение целей программы и ответственность ее участников. Согласованные Минстроем России, Фондом и субъектами дополнительные мероприятия, обеспечивающие расселение аварийного жилищного фонда до 1 сентября 2017 г., на момент проведения проверки разработаны не были.

В 2013-2015 гг. государственный долг Удмуртской Республики увеличился почти в 2,4 раза

В отчете аудитора Татьяны Мануйловой представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка реализации долговой политики Удмуртской Республики за 2013-2015 годы и анализ ее влияния на исполнение бюджета субъекта Российской Федерации» (совместно с Государственным контрольным комитетом Удмуртской Республики).

В отчете отмечается, что в 2013-2015 гг. государственный долг Удмуртской Республики увеличился почти в 2,4 раза, что в первую очередь обусловлено ростом дефицита бюджета: в 2013 г. он увеличился на 13,9%, составив 7,8 млрд руб., в 2014 г. — на 43,2%, составил 11 млрд руб. Коэффициент долговой нагрузки бюджета Удмуртской Республики (без учета долговых обязательств по предоставленным гарантиям) увеличился в 1,3 раза — с 77,9% в 2013 г. до 98,5% в 2015 г.

Государственный долг по кредитам, привлекаемым у кредитных организаций, по состоянию на 1 января 2013 г. возрос с 28,7% от общего объема государственного долга Удмуртской Республики до 52,6% на 1 января 2016 года. Доля долга по бюджетным кредитам возросла с 25,8% (на 01.01.2013 г.) до 31% (на 01.01.2016 г.).

В отчете также отмечается увеличение расходов на обслуживание государственного долга в регионе. Так, в 2014 г. они выросли на 369,1 млн руб. или 20,2%, а в 2015 г. — на 709,8 млн руб. или 32,4%. Наибольшую долю в расходах на обслуживание государственного долга Удмуртской Республики занимают выплаты процентного дохода по кредитам от кредитных организаций (в 2013 г. — 54,7%, в 2014 г. — 60,4%, в 2015 г. — 77,3%).

Действующая система управления программой Союзного государства «Компомат» недостаточно эффективна

В отчете аудитора Александра Жданькова представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка использования в 2012-2015 годах и истекшем периоде 2016 года средств бюджета Союзного государства на реализацию научно-технической программы Союзного государства „Разработка инновационных технологий и техники для производства конкурентоспособных композиционных материалов, матриц и армирующих элементов на 2012-2016 годы“ (шифр „Компомат“)» (параллельно с Комитетом государственного контроля Республики Беларусь).

В отчете отмечается, что за 2012-2015 гг. из бюджета Союзного государства на реализацию Программы было направлено 772,7 млн рублей (85,5% объема финансирования Программы). Кассовые расходы по выполненным мероприятиям Программы составили 753,8 млн рублей (97,6% объема финансирования за указанный период).

По итогам реализации Программы за 2012-2015 гг. значения таких целевых показателей, как количество разработанных новых образцов оборудования увеличилось с 28 до 71, количество вновь разработанных технологий, соответствующих мировому уровню, — с 46 до 63, количество созданных новых видов материалов и продукции — с 41 до 57. Не достигнуты значения по 1 из 6 целевых показателей (в части количества технологий, переданных в опытное производство).

Проверка показала, что действующая система организации управления и контроля за ходом реализации Программы недостаточно эффективна. Так, функции по обеспечению научно-технического и организационного управления Программой были возложены на коммерческую структуру ОАО «ЦК МПФГ «Формаш» (головной исполнитель). Однако объем и общие условия передачи функций в положениях государственного контракта, заключенного между Минпромторгом России и ОАО «ЦК МПФГ «Формаш» в целях реализации Программы, не закреплены. За период 2012-2015 гг. за выполнение работ по обеспечению научно-технического и организационного управления Программой Минпромторг выплатил ОАО «ЦК МПФГ «Формаш» 100,9 млн рублей (13,4% объема финансирования Программы). При этом ОАО «ЦК МПФГ «Формаш» самостоятельно НИОКР не проводило. Программные мероприятия выполнялись по контрактам с исполнителями работ.

Summary

1 августа 2016
PDF (0.1 Мб)

Рассмотрено Коллегией

1 августа 2016
PDF (0.2 Мб)

Обложка

1 августа 2016
PDF (0.3 Мб)