Бюллетень Счетной палаты №9 (сентябрь) 2016 г.

Назад
Назад
1 сентября 2016
32 просмотра
Share
My default image

Средства федерального бюджета, предусмотренные на развитие и эксплуатацию электронного правительства, используются без достижения запланированного результата

В отчете заместителя Председателя Счетной палаты Веры Чистовой представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных на выполнение работ по созданию, развитию и эксплуатации электронного правительства в 2014-2015 годах».

В отчете отмечается, что средства федерального бюджета, предусмотренные на развитие и эксплуатацию электронного правительства, используются без достижения результата, запланированного ГП «Информационное общество». Так, по итогам 2014 г. из предусмотренных госпрограммой 3 показателей не достигнуты 2. При этом средства федерального бюджета в объеме 2,8 млрд рублей использованы в полном объеме. Более того, при подготовке в 2014 г. новой редакции ГП «Информационное общество» Минкомсвязи России не включило в нее два важнейших показателя, не достигнутых в 2013 г.

Проверка показала, что ПАО «Ростелеком», определенное единственным исполнителем работ по развитию и эксплуатации электронного правительства, фактически работы не выполняло, а передавало субподрядным организациям.

В отчете также отмечается, что при формировании финансово-экономических обоснований эксплуатации электронного правительства Минкомсвязью применялся тарифный метод, что в дальнейшем отразилось на цене госконтрактов, заключенных Минкомсвязью с ПАО «Ростелеком», и привело к завышению стоимости услуг, оказываемых в рамках эксплуатации ИЭП. Стоимость услуг, рассчитанная тарифным методом, в 2015 г. составила 963,4 млн руб., а в 2016 г. — 1 220,5 млн руб. (расчетно).

В 2013-2015 гг. Фонд «Сколково» достиг большинства целевых показателей подпрограммы «Создание и развитие инновационного центра «Сколково»

В отчете аудитора Владимира Катренко представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка использования средств федерального бюджета, направленных на реализацию мероприятий, связанных с созданием и обеспечением функционирования инновационного центра „Сколково“ в 2013-2015 гг.».

В отчете отмечается, что в проверяемый период Фонд «Сколково» достиг большинства целевых показателей подпрограммы «Создание и развитие инновационного центра «Сколково» ГП «Экономическое развитие и инновационная экономика». Так, в 2013 г. Фондом выполнены 2 из 3 установленных показателей подпрограммы, в 2014 г. — 3 из 4, а в 2015 г. — были выполнены все 7 показателей (индикаторов) подпрограммы. Также Фондом «Сколково» сформирована вся необходимая нормативная правовая база, требуемая для функционирования инновационного проекта «Сколково».

Проверка показала, что при планировании субсидий, выделяемых Фонду из федерального бюджета, Минфин не учитывал имеющиеся у Фонда неиспользованные остатки прошлых лет. Так, в 2013 г. при наличии неиспользованных средств в объеме 22,9 млрд руб., Фонду в соответствии с законом о федеральном бюджете на 2013 г. была предоставлена субсидия в размере 13,5 млрд руб. Расходы Фонда в 2013 г. за счет субсидии составили около 20,5 млрд руб., то есть более чем на 2 млрд руб. меньше имевшегося остатка.

В ходе проверки также были выявлены расходы Фонда «Сколково», экономическая целесообразность которых не обоснована. Например, в 2013 г. Фондом было принято решение о строительстве жилых апартаментов за счет средств Фонда с привлечением кредита ВЭБа на сумму 2,6 млрд руб. При этом Фонд располагал на тот момент остатками субсидий федерального бюджета в сумме 3,9 млрд руб., что делает привлечение кредитных средств недостаточно обоснованным.

В 2013-2015 гг. государственный долг Калужской области увеличился в 1,9 раза

В отчете аудитора Татьяны Мануйловой представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка реализации долговой политики Калужской области за 2013-2015 годы и анализ ее влияния на исполнение бюджета субъекта Российской Федерации» (совместно с Контрольно-счетной палатой Калужской области).

В отчете отмечается, что в проверяемый период государственный долг Калужской области увеличился в 1,9 раза, составив на 1 января 2016 г. 31,3 млрд руб. При этом структура долга существенно изменилась: доля долга по бюджетным кредитам возросла с 26,7% (на 1 января 2013 г.) до 48,4% (на 1 января 2016 г.), по кредитам, привлекаемым от кредитных организаций — с 28,8% до 34,5%. Доля долга по государственным ценным бумагам сократилась с 17% до 4%, по государственным гарантиям снизилась с 27,5% до 13,1%.

Увеличение государственного долга Калужской области в первую очередь обусловлено ростом дефицита областного бюджета. Так, в 2013 г. он увеличился по сравнению с 2012 г. на 1,3 млрд руб. или на 43,2%, составив 4,1 млрд руб., а в 2014 г. — на 1,01 млрд руб. или на 24,4%, составив 5,2 млрд рублей. В 2015 г. дефицит бюджета Калужской области уменьшился, составив 3,3 млрд руб., превысив, однако, уровень 2012 г. (2,9 млрд руб.).

В ходе проверки были выявлены случаи несоблюдения плановых показателей при исполнении бюджета Калужской области. Например, в 2013 г. было допущено превышение верхнего предела государственного внутреннего долга Калужской области на 41,6 млн рублей. В 2014 г. и 2015 г. был превышен прогнозируемый дефицит бюджета Калужской области на 79 млн рублей и на 51,6 млн рублей, соответственно, что свидетельствует о недостаточной точности планирования при внесении изменений в закон о бюджете Калужской области.

Неурегулированность законодательства в части учета объемов производства и оборота «этанола» создает риски его вовлечения в нелегальный оборот

В отчете аудитора Бато-Жаргала Жамбалнимбуева представлены результаты контрольного мероприятия «Аудит реализации в 2014-2015 годах и истекшем периоде 2016 года мероприятий подпрограммы „Государственное регулирование в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ государственной программы Российской Федерации „Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков“, направленных на выполнение задач организации и осуществления государственного контроля (надзора) за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и мероприятий по обеспечению системы государственного учета в производстве, обороте, перевозках спиртосодержащих лекарственных средств».

В отчете отмечается, что состав и значения показателей подпрограммы «Государственное регулирование в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» не в полной мере увязаны с ожидаемыми результатами и стратегическими приоритетами в отрасли, определенными Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года.

Анализ нормативной правовой базы в проверяемой сфере показал, что положения, регламентирующие отдельные вопросы контроля и надзора за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не позволяют обеспечивать эффективность принимаемых мер государственного регулирования в этой сфере. Например, действующее законодательство не содержит требований к объему тары и упаковке, в которой может осуществляться выпуск фармацевтической субстанции «этанол», что создает риски ее вовлечения в нелегальный оборот.

В отчете также отмечается отсутствие надлежащего контроля со стороны Росалкогольрегулирования за исполнением ОАО «Росспиртпром» своих обязательств по государственным контрактам на оказание услуг по перевозке, хранению, переработке и уничтожению изъятой или конфискованной продукции, а также за деятельностью своих территориальных органов.

Счетная палата проверила, как соблюдается законодательство при осуществлении бюджетного процесса в Тверской области

В отчете аудиторов Юрия Росляка, Валерия Богомолова и Бато-Жаргала Жамбалнимбуева представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка соблюдения законодательства при осуществлении бюджетного процесса, а также целевого использования межбюджетных трансфертов в Тверской области».

В отчете отмечается, что в результате отсутствия единых подходов к расчету большинства полномочий расходные обязательства региона распределяются исходя из возможностей бюджета по доходам на соответствующий финансовый год. При этом приоритеты и уровни исполнения полномочий (за исключением делегированных) определяются субъектом самостоятельно, оценка реальных затрат бюджета отсутствует.

В частности, проверка формирования и использования средств дорожного фонда Тверской области показала, что областью регулярно не обеспечивается полноценное использование средств в размере фактически поступивших доходов от установленных законодательством источников. Так, в 2015 г. дорожным фондом недополучено 1,13 млрд рублей, всего за время с начала его образования — 7,2 млрд рублей. При этом 75% автомобильных дорог общего пользования Тверской области, чья протяженность свыше 15 тыс. км, не отвечают установленным требованиям, затраты на их содержание ниже утвержденных нормативов.

В отчете также отмечаются нарушения, допущенные Тверской областью в ходе исполнения своих полномочий в сфере здравоохранения, образования, культуры, сельского и лесного хозяйства.

Summary

1 сентября 2016
PDF (0.1 Мб)

Рассмотрено Коллегией

1 сентября 2016
PDF (0.1 Мб)

Обложка

1 сентября 2016
PDF (1.1 Мб)