РУС ENG 

Выступление Председателя Счетной палаты Российской Федерации Т.А. Голиковой в Государственной Думе по вопросу об отчете Правительства Российской Федерации и информации Центрального банка Российской Федерации о реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году за первое полугодие 2015 года

Уважаемый Сергей Евгеньевич!

Уважаемые депутаты! Игорь Иванович! Добрый день!

Согласно поручению Президента и решению Государственной Думы Счётная палата осуществляет мониторинг Антикризисного плана Правительства. Несмотря на то, что отчет Правительства представлен за I полугодие 2015 года, наш мониторинг, направленный в Думу, сделан на более позднюю дату – 1 сентября.

Согласно закону «Об отчете Правительства и Центрального Банка» отчет Правительства должен содержать информацию в целом об исполнении Антикризисного плана. Вместе с тем из 60 утвержденных планом пунктов информация представлена по 34, что затрудняет оценку реализации утвержденных мероприятий. Игорь Иванович в своем выступлении сказал, что можно отчитываться по пунктам плана, можно и по экономическим показателям, но я бы хотела обратить внимание, что цифры и факты – вещь упрямая. И я все-таки хочу привлечь внимание к следующему: исходя из проведённого нами мониторинга, уже на 1 октября 2015 года по факту принятия нормативных актов выполнено 38 пунктов плана, частично выполнено 18 пунктов, не выполнено 4.

Если рассматривать план с точки зрения практической реализации принятых нормативных актов, финансового обеспечения и социально-экономического результата, которые мы получаем на основе данных Росстата и отраслевой статистики, то, по нашей оценке, выполнено 17 пунктов, частично выполнен 21, не выполнено 22.

Наибольший объем, как вы помните, в Антикризисном плане занимает мера, которая направлена на докапитализацию системно-значимых кредитных организаций за счет средств, которые были предоставлены «АСВ» в конце 2014 года в размере 1 трлн. рублей. Вы помните, что в этом зале это вызывало достаточно серьезную дискуссию. В отчете Правительства, к сожалению, не содержится сведений об исполнении этого пункта, а также информации о достижении целей повышения капитализации российских банков и результатов реализации мероприятий по поддержанию необходимого уровня кредитования приоритетных отраслей экономики. Сейчас в докладе Эльвиры Сахибзадовны мы услышали эту информацию, но, тем не менее, я бы хотела обратить внимание, что эти мероприятия плана отнесены к разделу «Активизация экономического роста – стабилизационные меры», и информация об их реализации представляется важной для оценки.

В этом смысле я бы хотела остановиться в своем докладе на этой части Антикризисного плана.

Несколько слов о промежуточных результатах контрольных мероприятий.

Из 1 трлн. руб. ОФЗ номиналом 162 млрд. руб., как вы помните, поправками весенними в закон о бюджете переданы объединенной авиастроительной корпорации (100 млрд. руб.), Государственной транспортной лизинговой компании (30 млрд. руб.) и 32 млрд. - ОАО «Россети». При этом, несмотря на принятые решения – ранние, весенние - решение Правительства по ОАКу вышло в июле, по ГТЛК – 14 октября, по Россетям не вышло вообще.

Предоставление ОФЗ ОАКу позволило погасить задолженность ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» в августе 2015 г. на сумму 96,1 млрд. руб.

По состоянию на 14 октября 2015 года из оставшейся суммы 838 млрд. руб. АСВ передало ОФЗ 15 банкам на общую сумму 634,3 млрд. рублей – 75,7%.

Оценивая исполнение этого мероприятия, для соблюдения принципа объективности важно, чтобы проверяемый период, то есть начиная с первого отчетного месяца после получения ОФЗ до последнего отчетного месяца, составлял хотя бы не менее 3-х. Эльвира Сахибзадовна тоже на это обращала внимание. На сегодняшний день под эти требования подпадают пять банков, получившие ОФЗ на общую сумму 111 млрд. руб. Мы находимся в проверках в четырех на сумму 98,9 млрд. руб.

Что было установлено по результатам анализа в этих банках? Предоставлено кредитов или приобретено ценных бумаг на общую сумму 105,8 млрд. руб. из них к чисто инвестиционным можно отнести 2,7%; кредитование субъектов Российской Федерации – в основном на цели покрытия дефицита бюджета - 18,1% и рефинансирование задолженности и пополнение оборотных средств – 79,2%. Плохо это или хорошо – делать выводы еще рано, поскольку речь идет о тех средствах, которые в качестве ОФЗ были предоставлены банкам в основном в апреле, мае, июне текущего года.

Следующая тема, на которой я бы хотела остановиться: с целью увеличения объемов кредитования организаций реального сектора экономики планом предусматривалось предоставление средств «Внешэкономбанку» за счет средств ФНБ в сумме до 300 млрд. руб. Было выпущено постановление в мае. По состоянию на 24 сентября 2015 года одобрено участие ВЭБа в одном проекте на сумму 11,4 млрд. руб. По состоянию на 1 октября средства Минфином не перечислялись.

Кроме этого предполагалось осуществить докапитализацию российских банков посредством использования средств ФНБ с целью реализации инфраструктурных проектов в объеме до 250 млрд. руб.

По состоянию на 1 октября 2015 года осуществлено инвестирование средств ФНБ в объеме 138,4 млрд. рублей, из них: в субординированный депозит ВТБ в объеме 100 млрд. рублей, из которых 45 млрд. рублей направлено на финансирование проекта ОАО РЖД – приобретение тягового подвижного состава, 38,43 млрд. рублей - субординированный депозит «Газпромбанка», из которых 21,73 млрд. рублей направлено на финансирование проекта «Автодора» по ЦКАДу.

По проекту «Приобретения тягового подвижного состава» на 1 октября перечислено поставщикам 38,5 млрд. рублей. Фактически поставлено 352 локомотива при плане 371.

Использование средств на финансирование проекта по ЦКАД не осуществлялось в связи с тем, что ГК «Автодор» при истребовании средств ФНБ не были проанализированы возможности их использования в 2015 году с учетом фактических сроков завершения работ по подготовке территорий строительства, решения вопросов изъятия земельных участков, а также проблем, связанных со сменой подрядчика по первому пусковому комплексу.

По состоянию на 25 сентября сумма процентов, полученных ГК «Автодор» по средствам ФНБ составила 823 млн. рублей.

Несколько пунктов плана предусматривают предоставление государственных гарантий. О части из них Эльвира Сахибзадовна говорила. Это в целях проектного финансирования федеральный бюджет предусмотрел гарантии в объеме до 60 млрд. рублей. И до 297,5 млрд. рублей - по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на осуществление инвестиционных проектов, либо на иные цели, включая финансирование реструктуризации текущей задолженности.

Что касается проектного финансирования со стороны бюджета на 1 октября 2015 г. межведомственной комиссией рассмотрено 55 заявок с объемом гарантийной поддержки 90,8 млрд. рублей, то есть в 1,5 раза больше, чем предусмотрено госгарантий. Однако выдано на 1 октября 2015 года 24 госгарантии в объеме 34,1 млрд. рублей или 56,9% от предусмотренных.

Что касается второго вида гарантий, то МВК Минфина и Минэкономразвития за 9 месяцев было рассмотрено заявок на сумму 216,7 млрд. рублей. Одобрено для внесения на Правительственную комиссию 15 заявлений в объеме 169,4 млрд. рублей. По состоянию на 1 октября 2015 года ни одна гарантия не реализована.

Кроме того, Правительством были приняты решения, предусматривающие сокращение сроков до 15 дней на выдачу гарантий системообразующим предприятиям. Ни одной гарантии не выдано.

Аналогичная ситуация сложилась с предоставлением государственных гарантий в иностранной валюте для оказания господдержки экспорта промышленной продукции. Несмотря на упрощение процедуры, сокращение сроков, гарантии не предоставлялись.

Еще один пункт плана – на котором хотелось бы остановиться. В апреле 2015 года Правительство приняло решение о докапитализации АО «АИЖК» в размере 4,5 млрд. рублей. Об этом Игорь Иванович говорил. Для реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам, которые оказались в трудной финансовой ситуации.

Фактически Минстрой докапитализировал АО «АИЖК» 8 октября 2015 года. Как следствие – программа помощи до настоящего времени не реализуется. По состоянию на 1 октября АО «АИЖК» реструктурировало один ипотечный кредит, сумма возмещения 200 тыс. рублей.

Не менее значимое мероприятие, вы о нем знаете, - это поддержка субъектов Российской Федерации с помощью предоставления дополнительных объемов бюджетных кредитов в сумме 160 млрд. рублей. Общая сумма по бюджету составляет 310 млрд. рублей. По состоянию на 1 октября выдано 201,9 млрд. рублей. К сожалению, размер государственного долга субъектов Российской Федерации продолжает расти. По состоянию на 1 октября 2015 г. он составил 2172, 9 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 1 января 2015 г. на 4%. При этом доля коммерческих кредитов в структуре сократилась на 4,9 пункта, бюджетных (менее дорогих) увеличилась на 6,3 пункта. Доли коммерческих и бюджетных кредитов в структуре долга фактически сравнялись, составив соответственно 37,6 и 37,3%.

Таким образом необходимо продолжить предметную работу по решению проблемы закредитованности бюджетов регионов с формулированием соответствующих мер до конца 2015 г. и в 2016 г.

Уважаемый Сергей Евгеньевич! Учитывая регламент выступления, в завершении хотелось бы обратить внимание на следующее. Проектом бюджета, который пока еще не представлен в Государственную Думу, на 2016 год, но будет представлен в ближайшее время, предполагается наличие нескольких резервов. Один из резервов, резерв, который будет распределяться по решению Правительства Российской Федерации. Но следует обратить внимание, что название этого резерва аналогично резерву антикризисному 2015 года. В этой связи возникает вопрос, планирует ли Правительство подготовку нового Антикризисного плана, или это уже станет плановой работой? Но при этой возникает другой вопрос, как будет обеспечена преемственность между теми мероприятиями Антикризисного плана, которые в силу определенных бюрократических проволочек оказались неисполненными, и вроде как подлежат реализации в 2016? К сожалению, те материалы, которые мы пока видели, они безусловно еще не представлены в Государственную Думу, но они ответа на этот вопрос не дают. Поэтому бы хотелось в том числе от Правительства услышать, какая перспектива хотя бы на 2016 год?

Спасибо за внимание!

Наверх